Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая ицдпжественная крир




ские и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к струк­туралистской и характерная почти полным исключе­нием социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.

Произведения выдающегося австрийского писате­ля Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вы­зывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «За­мок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобраз­ной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности пе­ред сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, ко­торые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «по­граничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тос­ки и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания дви­гался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Риль­ке (1875—1926), создавший цикл мелодичных стихо­творений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах челове­ка, его трагической раздвоенности, стремлении к взаи­мопониманию и любви.

3.1. Экзистенциализм

Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого сущест­вования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойст­во, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942)

Л. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в по­токе сознания внутренне опустошенного героя. В ро­мане «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявля­ется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философ­ской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.

Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объектив­ности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема слу­чайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Ног» (1951) и др.

Большое влияние на мировую культуру XX столе­тия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из осново­положников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии {«фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного суще­ствования (экзистенции) и мира повседневности. В ра­боте «Время и бытие» (1927) Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» как подлинной форме существования челове­ка. В знаменитом «Письме о гуманизме» (1947) Хайдег­гер развивает идеи о языке как «доме бытия». Насле­дие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчи­тывает десятки тысяч изданий.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — су­ществование), или философия существования, в ин­теллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия. Она опреде­лила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в филосо­фии, так в литературе и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направление экзи­стенциализм возник в начале XX века в России,

| после Первой мировой войны в Германии, в πε­ι риод Второй мировой войны во Франции, а после I войны в других странах. Его идейные истоки об-j наруживаются в учении Кьеркегора, «философии J жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Мар­сель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеи­стический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человече­ское существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуа­циях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущ­ность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выбо-"] ре самого себя и сознательном принятии ответст-I венности за все происходящее в мире.

Во второй половине XX века европейская ли­тература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной: реалисти­ческий роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это вре­мя активно заявляет о себе массовая культура, о ко­торой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципи­ально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в ка­честве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно взаимодей­ствует со всеми старыми и новыми стилями.

 

в KB _______________________________________

■ Понятие модернизма характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустри­альное общество, где главенствовали рационализм, ур­банизация, «искусство для искусства», а понятие «пост­модернизм» обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине XX столе­тия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия куль­тур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.