Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая яудажестввннзя цщщ




После появления Аккадского семитского царств* изменились и религиозные представления: произошло] смешение семитских и шумерских божеств. Литератур-' ные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся^ на глиняных табличках, свидетельствуют о возраста-? нии уровня грамотности жителей Аккада. В правление; династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей; свободой композиции, объемностью фшур и портрет-ностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах.

В едином культурном комплексе, называемом шу-меро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных'восто-коведов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения ве­лики и бесспорны: шумеры создали первую в челове­ческой истории поэму— «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотеч­ный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледель­ца, оставили первые сведения о защитных насаж­дениях'.

Основным жанром шумерской литературы слу­жили фольклорные произведения, прежде всего ле­генды или мифы. То были произведения герои­ческого характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

1 Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 58.

Самым ярким произведением шумерской литера­туры является эпос о Гильгамеше, который расска­зывает о попытках царя Урука, полубога-получелове­ка, обрести бессмертие. А в вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении че­ловека, его роли на земле. Согласно этому мифу зем­лю создали молодые боги, прогневавшие прародитель­ницу всех богов Тиамат и убившие ее. Тело Тиамат было рассечено пополам: одна половина стала землей, другая— небом. Именно в Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки сосед­них народов.

 

3.2. Вавилонская культура

Наследницей шумеро-аккадской культуры стала Накилония. Ее административным и культурным цен­тром служил город Вавилон («Ворота бога»), цари ко­торого во II тысячелетии до н. э. смогли объединить 1 Нумер и Аккад.

Расцвет Древневавилонского царства пришелся на нремя правления шестого царя I Вавилонской дина­стии — Хаммурапи (ок.1792—1749 гг. до н. э.). При нем Иавилон из небольшого города превратился в крупней­ший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появляется знаменитый свод за­конов, записанный клинописью на двухметровом ка­менном столбе, развиваются астрономия, медицина и математика. После смерти Хаммурапи его огромное царство быстро распалось.

 

3.3. Ассирийская культура

Культуру, религию и искусство Вавилонии заим­ствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был < овеем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия. Все завоевания ассирийцев были возможны только благодаря прекрас­но обученному войску с железной дисциплиной. Ас­сирийскую империю в чем-то можно сравнить с Рим­ской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической культуры, та и другая являлись по своему характеру милитарист­скими, в той и другой господствовали суровые, точнее, жестокие нравы и обычаи.

Военизированный характер государства проявил­ся и в духе зодчества. Ассирийские города были мощ­ными крепостями. Грандиозные крепости, великолеп-

X Ky.'ii/rypojioi ия. Учебник

ные дворцы, изображения несущихся колесниц и су­ровых воинов, сцен охоты и животных в монументаль­ных, полных драматизма рельефах характеризуют ас­сирийское искусство. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат-храм, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и по­коями царя. В этот период религиозная архитектура отступает на второй план по сравнению со светской.

Искусство и архитектура Ассирии были активны­ми инструментами пропаганды военной мощи. Круп­нейшие города ассирийского царства — Нимруд, Хорсабад и Ниневия — застраивались царскими двор­цами, отличавшимися особой пышностью и велико­лепием.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насы­пи (высотой 14 м). Он был разделен на три части, вклю­чая парадные, жилые и религиозные помещения, груп­пирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторо­нам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков — «шеду». Изображения грандиозных и высо­комерных крылатых быков с надменными человечески­ми лицами символизировали военную мощь и физиче­ское превосходство.

Стены здания были выложены из кирпича и укра­шены рельефами на военные сюжеты: сцены сраже­ний, осад, сбора дани. Ассирийские цари нередко изо­бражались на фоне происходивших рядом пыток и расправ: сцены сажания на кол, вырывания у плен­ных языка, сдирания с провинившихся кожи в при­сутствии царя. Ассирийская культура дала беспри­мерные для мирового искусства образцы царской жестокости.

Однако ассирийские цари являлись не только за­воевателями, но и строителями, собирателями древно­стей, хранителями культуры. Украшения дворца царя Синаххериба (705 г. до н. э.), сына Саргона И, считают­ся вершиной искусства ассирийского каменного рель­ефа. На резных плитах последовательно изображены важнейшие события политической и военной истории державы. Царь Ашшурбанипал (680—627 гг. до н. э.) построил украшенный прекрасными рельефами Се­верный дворец, в котором он разместил свою обшир­ную библиотеку из 30 ООО клинописных глиняных таб­личек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских н собственно ассирийских текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Среди них археологи обнаружили царские указы и хроники, медицинские и математические тексты, гео­графические и ботанические справочники, междуна­родные договоры, пророчества и легенды, дипломати­ческую переписку и хозяйственные записи.

Царь Ашшурбанипал, образованный и начитанный человек, вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, запи­санным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные сексты, написанные на языке древних шумеров, кото­рых от него отделяли две тысячи лет.

При ассирийских царях произошел новый взлет культуры Вавилона. Навуходоносор II вернул славу Ва­вилону как самому крупному, богатому и красивому городу мира. Огромный город был окружен стеной шириной в 25 метров, высотой до 100 метров. Стена была такой толстой, что на ней свободно разъезжались две колесницы, запряженные четверкой лошадей. У нее было сто ворот. Система каналов позволяла затопить все подступы и превратить город в неприступную крепость-остров. Новый Вавилон, город с населением около 200 тыс. человек, имел 24 больших проспекта, множество дворцов и храмов, в том числе знаменитую Вавилонскую башню высотой в 90 м, считавшуюся одним из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды». Со всего света в мастерские Вавилона собирались самые искус­ные ремесленники.

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значитель­ный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в сте­пень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как

теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 мину­там, 1 минута — 60 секундам.

Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29—30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запреща­ла анатомировать трупы), они научились диагностиро­вать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек.

Интересы древних шумеров, аккадцев и вавило­нян были сосредоточены на земных проблемах. Вави­лонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жиз­ни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцеп. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем куль­тура Древнего Египта.

Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, от их куль­туры сохранилось гораздо меньше материальных па­мятников, нежели от богатого камнем Древнего Егип­та. Особенности строительного материала сподвигли 1МВИЛОНЯН к архитектурным инновациям. Считается, что именно они внедрили купола, арки, сводчатые потолки. Архитектурные формы вавилонских зодчих легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы.

 

 

■ _нв__________________________________

■ Первые центры цивилизаций появляются на берегах рек-, на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские царства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства.

■ Первой и главной чертой древнеегипетской цивилиза­ции является сакрализация государственной власти.

■ Вторая черта цивилизации Древнего Египта — культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготов­ку к посмертному бытию.

■ Для Древнего Египта характерен уникальный жанр ли­тературы, тесно связанный с культурой пирамид, — книги мертвых.

■ Шумеры стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

■ Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности.

■ Шумеры создали первую в человеческой истории поэ­му— «Золотой век», написали первые элегии, состави­ли первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг— сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 436 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.