Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудежественвая культура




ям, медицине и истории. Появляются трактаты Стра-бопа (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.), Птолемея (после 83 — после 161). «Естественную историю», являвшуюся эн­циклопедией по физической географии, ботанике, зоо­логии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24— 79). Больших успехов добилась медицина: врач Гале} ι (129—199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Особенно большой вклад в развитие историогра­фии знания внесли Тацит (ок. 58 — ок. 117) и Тит Ливии (59 до н. э. — 17 н. э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит — автор работ «Ан­налы», «История», «Германия», где освещается не толь­ко история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев.

К этому времени относится деятельность греческо­го писателя и философа Плутарха (ок. 45 — ок. 127). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописа­ния» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателями в богатые римские семьи, а их научны­ми открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например, в земледелии или управлении государством. В области науки и филосо­фии достижения римлян были скромными. В эпоху Римской империи основными центрами научной дея­тельности оставались города эллинистического Восто­ка: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.

Для римлян была характерна любовь к при­кладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III веке до н. э. можно было получить консультацию профессиональ­ного юриста, во II веке до н. э. появляются первые пра-воведческие исследования, а в I веке до н. э. уже су­ществовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались н практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I—II веках н. э. среди знати осо­бенно популярен был стоицизм, основными предста­вителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121 — И'.Он. э.). Низшие слои общества особенно почитали ' >родячих философов-киников.

Литература. В III веке до н. э. иод греческим влия­нием возникла римская литература. Почтенные исто­рики составляли римские анналы (летописи) на грече­ском языке. В I веке до н. э. жил прославивший римскую литературу Цицерон (106—43 до н. э.) — величайший оратор, писатель, знаток греческой философии. Его публицистические произведения относят к лучшим ооразцам римской прозы. Сохранилось более 50 речей I [пцорона и сочинений по теории риторики. Цицерон οι.ιλ не только замечательным писателем и выдающим­ся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло г. римской литературе эпоху «золотой латыни», счи­тавшейся образцом прозы.

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Современниками Цицерона были великие римские поэты Лукреций (ок. 96—55 до н. э.) и Катулл (JiV/84— ок. 54 до п. э.). Лукрецию принадлежит за­мечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65—8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до пас дошло множество философских рассуждений и житейских наставлений, написанных в духе эпикуре­изма и стоицизма. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Не менее про­славленным поэтом являлся Овидий (43 до н. э.— ок. 18 п. э.). Его перу принадлежат любовные элегии и пос­лания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифоло­гический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» лю­дей и богов в животных, созвездия и проч.) и «Фасты»

у) Ку ibiypojioiия. Учебник

(о римских религиозных праздниках) выступают пам­ятниками европейского значения. Овидий оказал боль­шое влияние на литературу средневековья и Возрож­дения.

Правление императора ABiycma (63 до н. э.— 14 н. э.) названо «золотым веком» римской поэзии. Он вошел в историю как правитель, во времена которого жили великие поэты и писатели. Вокруг его друга — богача и покровителя искусств Гая Мецената (?—8 до н. э.), чье имя стало нарицательным, — сложился кружок литераторов, возвеличивавших римскую старину. Са­мый знаменитый из них — Вергилий. «Энеида» была написана по заказу Августа и воспевала историю римского народа и прародителей рода Августа. Заду­шевным другом Мецената был и величайший римский лирический поэт Гораций. Он предсказал бессмертие своим стихам в оде «Памятник».

Поэт Вергилий (70—19 до н. э.) прославился как автор «Энеиды» в 12 книгах, ставшей римским нацио­нальным эпосом.

Римская литература представлена целым созвез­дием выдающихся имен: писатели Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осел», Плутарх (ок. 46 — ок. 119), сатири­ки Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (?—66), Лукиан (ок. 120— ок. 190). Выдающимся писателем был Вар-рон (116—27 до н. э.). Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеоб­разная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежит 500 грамматичес­ких, историко-литературных произведений, биографий выдающихся граждан, философских произведений. Уже при жизни его авторитет считался неоспоримым.

Крупнейшими римскими комедиографами были Плавт (250—184 до н. э.), Теренций (190—159 до н. э.). В заимствованные у греков сюжеты и ситуации они внесли колорит римской жизни. Ими были созданы комедии нравов, в которых отражена повседневная жизнь и основные типажи римского общества. Плавту приписывали создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Изображая в комедиях скупых отцов, воинов-наемников, богемных юношей, хитрых, находчивых рабов, автор исподволь противопоставлял испорчен­пость греков непорочности римлян. Комедии Плавта были первыми пьесами с ярким римским юмором и сочным латинским языком. Комедии Теренция отлича­ются точной характеристикой персонажей, тщательной мотивацией поступков и искусной драматургией. Рас-крывая основные темы комедий (проблемы семьи, любви и человечности), он избегал вульгарности и грубого юмора Плавта. Его произведения отличались изяществом языка и были рассчитаны на образован­ных читателей.

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим бытовым комедиям, но было построено на материале из жизни римского об­щества. Жанр высокой трагедии, берущий начало из античной классики с ее идеями трагической вины и неизбежного рока, у римлян не получил развития. Он не нашел и не мог найти эмоционального отклика у людей, живших по четким нормам права и рассудоч­ным принципам.

Скульптура. Наиболее значительным было влия­ние греческих традиций в области скульптуры. Римля­не охотно копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы лишь условно: в скуль­птурных мастерских Рима работали преимущественно греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными — в создании индивидуальных скуль­птурных портретов, точно передающих внутренний мир человека. Тяга к отражению личности, эмоций конкретного человека вполне проявилась уже в пе­риод эллинизма. Однако именно в эпоху империи скульптурный индивидуальный портрет достиг совер­шенства.

Римское искусство скульптуры достигло удивитель­ного реализма: если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения нату­ралистичности изготовлены из цветной эмали. Римский портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально существовавших людей. До нас дошел ве­ликолепный скульптурный портрет юного Августа, сохранились многочисленные бюсты политических деятелей.

Живопись. Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и пародов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, глав­ным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. В период империи особое внимание получила портрет­ная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульпту­ры представляли прекрасно выполненные копии клас­сических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространенным видом искус­ства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

В живописи, где римляне также выказали себя усердными учениками греков, они проявили больше оригинальности, чем в скульптуре. К сожалению, жи­вопись менее долговечна, нежели скульптура, поэтому образцов первой сохранилось меньше, чем примеров второй. Исключением следует считать настенные фре­ски, обнаруженные археологами в домах Помней, Гер­куланума и Рима. Их выделяют приятные цвета, жи­вые краски, свобода живописной манеры, свиде­тельствующие об огромном таланте римских худож­ников. Рим отличался портретным искусством, там в избытке можно было встретить уличных художников, за несколько центов тут же создающих портреты горожан.

Римская живопись, отталкиваясь непосредствен­но от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цвето­вая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты.

О живописи эпохи Римской империи мы можем судить прежде всего по фрескам, покрывавшим стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков скульптурами. Ор­наментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснилась имитацией архитектурного деко-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.