Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел г. Мировая щжжт крьгр




■ Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В ар­хитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегали­ты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмо­гильных сооружений.

■ Эпоха патриархата — время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали пред­теч зарождения культуры и цивилизации в современ­ном понимании.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Заключительным актом величайшего действа в исто­рии человечества — неолитической революции, длившейся семь тысячелетий, явились два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизация). С тех пор историческое развитие челове­чества пошло с опережающим ускорением. Можно считать, что природное начало было окончательно вытеснено соци­альным.

 

1 § I. Признаки высокой культуры и цивилизации

Признаками наступления цивилизации служат горо­да, письменность, социальные нормы и этикет поведе­ния, институционализация религии (сословие жрецов), возникновение школы как социального института, нако­нец, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.

Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от «варварства» к цивилизации. Под циви­лизацией в данном случае мы будем понимать не толь­ко включенность каждого индивида в активную граж­данскую жизнь своего общества или сообщества (от лат. civil— гражданский), но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно при­общающихся к культурным благам. В результате мы можем заключить, что цивилизация обозначает оп­ределенную ступень развития человеческого общест­ва, более высокую, чем первобытно-общинная.

Можно говорить о том, что цивилизациями стано­вятся только высокоразвитые культуры. С возник­новением первых развитых культур начинается исто­рия человечества. 13 отличие от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек: на Ниле — Египетское царство; на Тигре и Евфрате — месопотамские цар­ства; на Инде — индийские царства; на Хуанхэ — китайские царства.

Цивилизация характеризуется следующими признаками:

— появление городов как центров, торговли и власти;

— возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои (царь, жрецы, воины, чиновники, земледельцы, рабы);

— разделение труда на основе специализации;

— возникновение и использование письменности как средства коммуникации;

— формирование духовной общности людей на ос­нове единства языка, культуры и религии.

 

1 2. Культура Древнего Египта _________________

Первые цивилизации возникли в долинах рек су­хой тропической зоны Азии и Африки. Одной из ста­рейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила око­ло 4200 г. до н. э. Жители здесь разводили свиней, круп­ный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верх­ний Египет (долина Нила от дельты до Элефантина).

В отличие от Месопотамии, где приходилось счи­таться с коварной и непредсказуемой стихией, егип­тяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышаться уровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля, пе­ремеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская вода задерживалась в огромных водохрани­лищах, откуда ее подавали на поля с помощью сети каналов.

Для предсказания наводнений был создан доволь­но надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне раз-нития астрономии в Египте.

Зависимость от Нила требовала четкой организа­ции жизни общества. Водохранилища и каналы строи­ли планомерно и содержали в хорошем состоянии. Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему управления. Много­численные чиновники фараона обеспечивали выпол­нение необходимых работ, гарантировавших получе­ние высоких урожаев.

Кроме того, Нил являлся идеальным пугем сооб­щения и способствовал объединению и централизации государства. Река облегчала также перевозку различ­ных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства.

 

2.1. Сакрализация царской власти

Первой и чуть ли не самой главной чертой древне­египетской цивилизации является сакрализация госу­дарственной власти, достигшая, в отличие от всех других существовавших до и после нее цивилизаций, максимально возможной формы.

Сакрализация (от лат. sacer— священный) обо­значает процесс наделения светского учреждения или института, в данном случае — царской власти, священными свойствами, т. е. тем, что относится к религиозному культу и ритуалу.

Египет стал первым в истории государством, пре­тендовавшим на мировое господство. Во главе стоял фараон. Он имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, матери­альными, трудовыми ресурсами считался собственнос­тью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» — ном — совпадало с понятием государства.

Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Фараон считался человеком-богом, а не верховным


Раздел 2. Мировая кржешенм культура'

жрецом. В этом важное отличие египетского правите­ля от других древневосточных владык.

Египтяне верили, что все происходящее зависит от бога и каждое событие заранее предопределено. Осо­бенно почитался Бог солнца Ра. Во времена V дина­стии культ бога Ра становится главным государствен­ным культом. Фараоны считались живыми богами. В социальной иерархии жрецы стояли непосредствен­но за фараоном, и их влияние постоянно возрастало.

В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника, законо­дателя и судьи. Исполнение каждой обязанности оп­ределялось тщательно разработанным церемониалом, призванным демонстрировать подданным божествен­ную природу фараона. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды. Церемониал пронизал все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного по­ведения и обращения к вышестоящему лицу.

Церемониал сопровождал высшие должностные лица Египта не только при жизни, но и после смерти. Погребальный обряд, зародившийся в далекие времена у неандертальцев, получилу египтян наивысшее разви­тие, стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики. Театрализованность и пышность захоронения правителя, масштабность само­го погребения, бальзамирование и культ тела умершего пережили древних египтян и сохранились вплоть до XX столетия, так же как прежде символизируя вечность и несокрушимость централизованной власти.

 

2.2. Письменность и писцы

Пользуясь месопотамской моделью, египтяне созда­ли своеобразную систему письма, включавшую и идео­графические, и фонетические символы; чем сложнее ею было овладеть, тем выше становился социальный статус писцов. Последние составляли в египетском обществе класс верховных контролеров, которым надлежало реги­стрировать любого рода информацию — от предсказа­ний на урожай, от которых зависел расчет налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.

Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой иоиса). Он был одним из главных божеств Древнего кгинта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы или пиктографическое письмо— и средством зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания.

Пиктографическое письмо в виде иероглифов (от греч. hieros— «священный» и glypho— «режу, высе-ь.по») было культовым и использовалось в качестве атрибута власти. Иероглифы (рисуночные знаки) — древнее письмо Египта — использовались уже с 3000 го­да до н. э. Религиозные тексты, протоколы и т. д. записы-иали иератическим письмом, т. е. курсивной формой мероглифики. Демотика — упрощенное иератическое письмо, т. е. скорописная форма египетского письма, возникла в VIII—VII веках до н. э., а с VII века до н. э. ι тала народным и официальным письмом Египта.

Вначале каждый иероглиф соответствовал слову или даже целому понятию. Текст представлял собой м>мбинацию из идеограмм (знаков, обозначавших понятия) и фонограмм (знаков, обозначавших звуки). I lepoглифы писали чернилами с помощью тростнико­вой палочки на свитках, изготовляемых из папируса, росшего в болотистых низменностях Нижнего Египта..Чиаки располагали горизонтально справа налево. При >том писец либо стоял перед горизонтально разверну­тым свитком, либо сидел, скрестив ноги, а свиток рас­кладывал перед собой.

 

2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры

В эпоху Древнего и Среднего царств египтяне погребали своих властителей в пирамидах (первым был. погребен Джосер ок. 2600 г. до н. э.). В эпоху Нового царства (1551 —1070 гг. до н. э.) пирамиды — монумен­тальные постройки из каменных блоков, а позднее из глиняных кирпичей — уже не строили. Самая боль­шая — пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе высотой 137 м, длина каждой стороны у основания 230,38 м.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.