Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел l Мировая нудпжественаая культура




В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.

 

3.1. Культура Шумера и Аккада

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовле­ния колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

На первом этапе это была пиктография (рисуноч­ное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или поня­тие. Комбинация этих рисунков передавала в письмен­ной форме определенную информацию.

На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было ис­пользовать несколько раз. Так, например, символ «день» мог также употребляться в значении «свет» или «время». Однако такое письмо, насчитывавшее около 2000 знаков, было еще слишком сложным.

Последовало его дальнейшее усовершенствова­ние: символы стали употреблять и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Например, знак, обозначавший пчелу, одновременно мог исполь­зоваться для обозначения начального звука «п» в лю­бом слове. Таким образом, за счет многократного ис­пользования символов число знаков уменьшилось до 600.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изо­бретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения реги­страции хозяйственных мероприятий и торговых сде­лок усовершенствовали пиктографию. Новой письмен­ностью стала клинопись, получившая это название по форме знаков, прорисованных на глиняных табличках тростниковыми палочками. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и ре­гистрации поступавших товаров.

Письменность была великим достижением шуме-1>о-аккадской культуры. Она была заимствована и раз­вита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В сере­дине II тысячелетия до н. э. клинопись стала между­народной системой письменности: ее знали и ис­пользовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавит­ным письмом.

Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) мону­ментальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысяче­летиям до н. э. Мощные культовые башни назывались зиккуратами (ziggurats— святые горы). Они были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чер­ный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Ядро зиккурата в Уре, ступенчатой башне с плат­формами разной ширины, было построено из сырцо­вого кирпича, внешние стены выложены обожженным кирпичом и украшены нишами. Каждая площадка зиккурата была обнесена стенами, к которым с внут­ренней стороны примыкали жилища жрецов и чинов­ников, управлявших государством. Храм выступал хозяйственным и административным центром. Кроме того, здесь хранился богатый архив. Верхняя площад­ка зиккурата, где находился «дом божества», служила жрецам для наблюдения за звездами.

В главном зале храма помещали статую бога, изго­товленную из ценных пород дерева и покрытую плас­тинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священ­ный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шу­меры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города. Вокруг храма воздвигались обществен­ные здания и рынки. На его территории находились также школы, где обучали будущих жрецов и чинов­ников.

Зиккураты строили и древние шумеры, и унасле­довавшие их вавилоняне. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавило­не — знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, пред­ставлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шуме­ры поклонялись собственному богу. Если богобояз­ненные шумеры не могли лично участвовать в бого­служении, то вместо них «присутствовали» статуэтки молящихся: широко раскрытые, неестественно боль­шие глаза символизируют боголюбие, руки просите­лей сложены для молитвы.

Первые города, возникшие до 3500 года до н. э. и строившиеся вокруг храма местного бога, назывались «городами храма». Со временем города-храмы пере­растали в города-государства. Подобное случилось около 3000 года до н. э. На плотно заселенной терри­тории Месопотамии археологи насчитали около 20 го­родов.

Постепенно Шумер превращается в унифициро­ванное государство с общей культурой и централизо­ванным правительством. Параллельно сильной касте жрецов формируется разветвленный аппарат государ­ственной бюрократии, потребовавший строительства правительственных учреждений. В результате рядом с культовой архитектурой возникает и расцветает светская. Со временем величественные храмы богов начинают заслонять не менее величественные гроб­ницы царей.

В Древнем Шумере, в соответствии с культовыми ритуалами, правителя в иной мир сопровождали слу­ги. Смерть они принимали добровольно. Кроме парад­ных повозок и колесниц, инструментов, керамической посуды, оружия и печатей в гробницу клали изделия из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Гроб­ница выступала атрибутом принадлежности к высше­му классу. Простой народ их не имел. В гробницах знати обнаружены шлемы, кинжалы, топоры, искусно сделан­ные из золота, серебра и меди. Сохранились прекрас­ные каменные вазы с рельефами, сделанные в начале III тысячелетия до н. э.

Цари заботились не только о загробной, но так­же о своей земной жизни. Дворец-резиденция, по­строенный во II тысячелетии до н. э., располагался на площади 2,5 га и состоял из более чем 300 поме­щений и дворов. Комнаты были украшены скульпту­рами и настенной живописью. Основные сюжеты — сцены битв, отправление религиозных обрядов и де­коративные узоры, состоящие из геометрических фигур.

Религиозные и светские здания составляли еди­ное целое гармонично распланированного городского пространства. Шумерские города насчитывали при­мерно 30 тыс. человек. Жилища сначала были гли­нобитные — тростниковые стены, обмазанные гли­ной, а затем строились из кирпичей, сделанных из глины, смешанной с травой, соломой. Уже к середине III тысячелетия планировка городов стала геомет­рически правильной: с четкими прямыми улицами. В центре города находился храм, недалеко от него рас­полагался дворец правителя, который был скромнее храма. Город окружали хорошо возделанные сады, поля и луга, перерезанные оросительными каналами. Каналы и реки служили и главными дорожными ма­гистралями.

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культу­ру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государст­венный, а за шумерским оставили роль языка ре­лигиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более много­численных семитских племенах. Их культурные завое­вания продолжали уже преемники: аккадцы, вавило­няне, ассирийцы и халдеи.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.