Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая художественная культур




дов и разных эпох. Она дала миру классические образ*
цы воешгого искусства, государст'венного устройств)
и права, градостроительства и т. д.;

Развитие римской цивилизации привело к значи
тельному росту и возвышению столицы государства —
города Рима, который в I—III вв. до н. э. насчитывал о:
1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались
вокруг городского центра, включавшего форум, базили;
ку, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным
и римским богам, триумфальные арки, административ-
ные здания, конные статуи, школы и дороги. |

Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок] являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром! культурной жизни. В наши дни этим словом называют! какое-либо массовое собрание, съезд. Главным фору* мом Рима был форум Романум. Часто на форумах воз-' водили базилику (от греч. basilike — царский дом) —; прямоугольное сооружение, внутреннее пространство! которого разделялось рядами колонн на три или пять! нефов. В них происходили судебные заседания, со-; бирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы, Здесь же могли располагаться и органы власти. В им­ператорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались три- ■ умфальными арками в честь военных побед, статуями i императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамле­ние проезда (обычно арочное), торжественное соору­жение в честь военных побед и других знаменатель­ных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подви­гов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею едине­ним многочисленных народов империи. Главная часть 11,ип'еона представляет собой греческий круглый храм, свершенный куполом диаметром 43,4 м, через отвер-| 1-11я которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского юдчества являются акведуки, мосты, театры, термы (■■(нцественные бани), городские и загородные резиден­ции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравли­вали животных, устраивали бои гладиаторов и публич­ные казни, — особенность культурной жизни Рима. 11птательной почвой для этих жестоких зрелищ были!»·(-конечные войны, колоссальный приток рабов из ыиоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял фун­кцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиатор­ских боев), имел овальную арену, вокруг которой ус­тупами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — гро­мадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в /') —80 гг. н. э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м н высотой 57 м, над которым на 240 мачтах натягивали тент. Амфитеатр был разделен на четыре огромных яруса. Под ареной находились клетки для зверей и кладовые для реквизита. На высоте 3,5 м над уровнем арены (78x46 м) размещалась императорская ложа.

Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощ­ных каменных блоков. Удобные места предназначены для местных начальников, а сами воины отправлялись даль­ше, на каменные сиденья, где выгравировано название пх сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последни­ми рядами. Еще Овидий рассматривал античный театр как место, исключительно подходящее для завязывания интриг, в частности любовных.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположен­ный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрас­ную акустику. Сегодня в нем 10 ООО человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году-до и. э. император Август построил в Галлии амфи­театр — монументальное каменное строение на бе­тонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лест­ницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 ООО зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвопри­ношения и проводились гладиаторские бои. Первона­чально бои устраивали в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

В Риме строились великолепные здания общест­венных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во мно­гих городах возводились дома в 3—6 этажей. Римские термы, т. е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными куль­турными и общественными центрами. Самые роскош­ные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, постро­енные в III веке, вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуа­ры для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.

В период империи значительно улучшилась пла­нировка римских городов, в которых было много кра­сивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки рас­полагались вдоль узких улочек. После случившегося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими улицами, каменными домами и роскош­ным императорским дворцом. Чтобы изыскивать сред­ства на строительство, Нерон обвинял богатых сена­торов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне воз­водили здания преимущественно из бетона: каменная


пли кирпичная оболочка заливались смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежащий к числу нажнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элемен­тов архитектуры.

Отличительной чертой городов эпохи империи пило наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме пило 11 водопроводов, два из которых работают до сих imp. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощсн-пие камнем дороги общей протяженностью около

!',() -ТЫС КМ.

Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение со­стояло из трех ступеней: начального, школы граммати-т п и школы риторики. Императоры ассигновали круп­ные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астро­номию, а также архитектуру и медицину. Последняя ι тупень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Вла­дение риторикой было необходимым условием поли­тической карьеры.

В римской системе образования, позаимствовавшей < >бразцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики за менялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделя­лось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Алек­сандрия, Афины, Карфаген. Большое значение при­давалось в Риме в I — II веках географическим знани-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.