Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудвжественвая культура




сованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что па­мятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

■ каменная скульптура;

■ наскальная живопись;

■ глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек ис­пользовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотни­ки и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразитель­ного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пе­щерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — око­ло 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обыч­но подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьон­цы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптур-ки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный чело­век часто изображал животных. Склонность первобыт­ного человека изображать животных именуют зооло­гическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Звериный стиль — условное название распростра­ненных в искусстве древности стилизованных изобра­жений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в желез­ном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусст­ве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со вре­менем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двух­мерное изображение объекта, а скульптура — трехмер­ное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневеко­вые европейцы, китайцы, арабы и многие другие наро­ды, поскольку открытие обратной перспективы про­изошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изоб­ражений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображае­мых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изо­бражен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (послед­няя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказы­вается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекамен­ном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Живот­ных боялись и им поклонялись, деревьями и рас­тениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными сло­вами, они выполняли культовую функцию. Таким об­разом, религия (почитание тех, кого изображали пер­вобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одно­временно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — аними-ческого родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи).

Поскольку изображения животных имели магиче­ское назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки боль­шей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в под­земных ходах в несколько сотен метров длиной, при­чем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 мет­ра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных степах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представ­ляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капел­лой» первобытного искусства), художественные дос­тоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнека­менного века называют настенной живописью или пе­щерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем па 280 метров в длину и состоит из множества простор­ных залов. Обнаруженные там каменные инструмен­ты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале ж.ивотных» — най­дены изображения бизонов, быков, оленей, диких ло­шадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходит­ся ложиться на пол. Большинство фшур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали есте­ственные рельефные выступы на скальной поверхно­сти, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в ска­ле фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, кото­рые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «кар­тинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводи­ли контур, но закрашивали все изображение. Для вы­полнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубы­ми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же техни­ке выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости,, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 ки­лометр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнару­жены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 ООО наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представ­лено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выпол­ненные минеральными красками); скульптуры (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

 

1 § 3. Геометрический орнамент _______________

Особая область первобытного искусства — орна­мент.

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеоли­тической стоянке (Украина) были найдены украшен­ные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагооб­разный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Однако подлинного расцвета геометрический ор­намент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геомет­рических абстракций, за которым скрывалось опреде­ленное мировоззрение и сложная символика.

Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геомет­рических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль


1ш I первобытна» культура

пли ломаная линия обозначали воду. Треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентиро-нанным по сторонам света.

Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религи­озное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональ­ной целесообразности.

Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракт­ного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принад­лежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

 

1 § 4. Неолитическая революция _______________

Еще большее развитие культура получает после гак называемой неолитической революции.

Обработка почвы в неолите и искусственное вы­ращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивили­заций (к III тыс. до н. э.).

Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно незави­симым от окружающей природы.

Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйствен­ных завоевания неолитической революции, а возник­новение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.

В период неолитической революции, продолжав­шейся около семи тысячелетий, были заложены мате­риальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религи­озной сторон жизни людей произошло после появле­ния письменности в Месопотамии и Египте к III тыся­челетию до н. э.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над коче­вым, патриархата — над матриархатом, а также разде­лением культуры на духовную и материальную, воз­никновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового рас­слоения общества.

 

1 § S. Зарождение архитектуры ________________

Важнейшим моментом формирующейся земледель­ческой цивилизации стало зарождение совершенно ново­го вида искусства, невозможного и неизвестного охот­никам и собирателям. Речь идет об архитектуре.

Организовывать, перестраивать и осваивать окру­жающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архи­тектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйствен­ные постройки, а большие — на сооружение общест­венных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки — временные неукрепленные лагеря перво­бытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму кре­пости (сооружения из огромных грубо отесанных кам­ней) или городища (группа жилых домов и хозяйст­венных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превраща­ются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже — в пери-


I лава Ζ. ИврввОышя культура

од древневосточных цивилизаций— архитектурная организация пространства населенных пунктов, созда­ние городов и поселков, регулирование систем рассе­ления выделились в особую область — градострои­тельство.

 

1 § Б. Погребения _______________________

Погребения следует считать искусством, возник­шим на пересечении скульптуры, архитектуры и ре­лигии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоро­нить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

Обряды погребения отражали двойственное стрем­ление — удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др.

Из этого можно сделать вывод, что неандерталь­цы предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способнос­тью выражать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в по­следний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служив­шие талисманами). В могилах кроманьонцев встреча­ются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали крова­во-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от общественного поло­жения умершего (курганы вождей, пирамиды фарао­нов), религиозных представлений и др. Погребение





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.