Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел г. Мировая хромтвенмд культура




При строительстве пирамид использовали примитив­ные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глы­бы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на де­ревянных волокушах. По насыпным платформам и дере­вянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нуж­ное место. Они были так искусно обработаны, что зазоры междуними непревышали 0,5 мм. Вблизи пирамид строи­ли храм мертвых для погребальных обрядов. Другие хра­мы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном. Саркофаг (греч. слово, букв, «пожиратель трупов») с ос­танками усопшего фараона доставляли из города к пира­миде по Нилу, а затем по специальному каналу — в гроб­ницу.

Пирамида была моделью космоса и имела строгие геометрические формы. При ее строительстве приме­няли принцип золотого сечения, «магический квадрат» и «священный треугольник». Важную роль при обме­рах играли магические числа, особенно тройка и четверка, символизировавшие совершенство. Егип­тяне верили в загробную жизнь, верили, что фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Поэтому в гробнице находилось все необходимое для жизни в потусторон­нем мире: еда, напитки, инструменты, украшения и слуги (позже слуг заменили их изображения). Умер­ших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными тюлепами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире.

Иерархическое устройство загробной жизни точ­но отражало социальную иерархию повседневной жизни. Гробницы жен фараонов и высокопоставлен­ных чиновников располагались вокруг пирамиды фа­раона, чтобы и после смерти приближенные находи­лись рядом с ним. По представлениям египтян, в загробном мире так же, как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.

Для продолжения жизни усопшего потомки долж­ны были совершать обряды и жертвоприношения. В про­тивном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим.

Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с культурой пира­мид, — книги мертвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумия­ми. Помимо папирусных свитков и надписей на стенах гробниц и саркофагах существовали и обрядовые тексты, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Религиозно-магические тексты, по представлениям древних египтян, должны были обес­печить умершим загробное блаженство, указывали путь умершему на том свете, учили его, как нужно избегать ловушек Солнца, подстерегающих пугешест-вующего по царству мертвых каждый час.

Книги мертвых создавались в соответствии с убе­ждением, что религиозный текст, произнесенный жрецом при жизни человека, и впоследствии сохра­няет свою ритуальную силу и оказывает воздействие после его смерти. В книгах мертвых были изображе­ния бога земли и смерти Сокара, являвшегося симво­лом всемогущества.

 

2.4. Скульптура и живопись

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках.

Вместе с тем скульптура Древнего царства отли­чается острым реализмом, огромной внутренней энер­гией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустаци­ей глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашивалась красно-ко­ричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежда — белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гроб­ниц, также связаны с заупокойным культом. Релье-


Раздел?. Мировая кржествевная культура

фы обычно плоски, почти не выступают над поверх­ностью стены. Силуэт фигур ясен и графччен. Час­ти человеческой фигуры — голова, плечи, ноги, руки — могли изображаться в разных плоскостях. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застыв­шие формы — «фирменный знак» древнеегипетско­го искусства.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIV веке до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из рас­крашенного известняка стал символическим изоб­ражением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью ком­позиции, великолепным сочетанием красок.

С завоеваниями Александра Македонского в 332 году до н. э. начался эллинистический период. В 30 году до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытало в эпоху эл­линизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены превосход­но сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Расплавленные краски на­носились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались раз­нообразно, поэтому мастерам удавалось передать фак­туру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов.

Греческое и римское влияние, особенно распро­странение христианства, привели к утрате самобыт­ной египетской культуры. Были закрыты древние хра­мы, забыта иероглифическая письменность. В VII в н. э.

Египет был завоеван арабами, которые изменили так­же этнический облик страны. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном ииде три тысячи лет.

 

1 § 3. Культура Месопотамии __________________

Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древ­ние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины 11ила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же го­сударство — Египет, в Двуречье сменилось несколь­ко народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ир­ригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом револю­ционного переворота в истории человечества: от зем­леделия к созданию городской культуры и образова­нию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современ­ного Ирака) в течение трех тысячелетий сформиро­вались три великие культуры: Шумера и Аккада, Ва­вилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существова­ла с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 но 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, соз­давшее свою, ассирийскую культуру, расцвет кото­рой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2280 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.