Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая кудвжвствеввая культура




иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются крема­ция и захоронение в землю (ингумация).

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (кур­ганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогиль­ные насыпи из земли или камня, обычно полусфе­рической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV—III тыс. до н. э., поздней­шие — XIV—XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты (от мега... и...лит) — культовые соору­жения III—II тыс. до н. э. из огромных необрабо­танных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты За­падной Европы (Стонхоидж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся доль­мены, менгиры, кромлехи.

В археологии получили известность курганы Ям-ной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относя­щиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — нача­ло II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Разме­ры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных силь­но оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния чело­века (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Ученые так и не решили, кого изображают камен­ные бабы — бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III—II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил ре­шающий перелом. Отошло в прошлое творчество ве-

Глава?. ПерваРытная культура

ликих анималистов каменного века. В центр внима­ния мирового искусства все настойчивее выходит че­ловек1.

 

1 § 7. Матриархат и патриархат _________________

Стоянки охотников и собирателей каменного века постепенно превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближ­нем Востоке в начале VII тысячелетия до н. э. В разви­тых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлеж­ность практически всей земли в городе местному бо­жеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам пред­ставлять царя как наместника Бога на земле.

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, не­сомненно, отразилось в искусстве. В языческой рели­гии сформировались два принципиально отличных типа верований.

Пастухи-кочевники поклонялись мужскому нача­лу— богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастби­ща на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условны­ми знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.

Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с пло­дородием в образе женщины. Основными символами

1 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 35.

женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месо­потамии это была Иннин-Иштар, а в Египте — Исида. Ошурки Великой Матери стояли во всех жилищах зем­ледельцев. Однако по мере своего дальнейшего разви­тия все древневосточные цивилизации отошли от жен­ского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.

Эпоха патриархата — время разложения пер­вобытного общества и формирования ранних госу­дарств. Иными словами, феномен государства и фено­мен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невоз­можно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.

 

1 NB ____________________________________________________

■ Под первобытной культурой принято понимать архаич­ную культуру, которая характеризует верования, тради­ции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный об­раз жизни.

■ Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

■ Специалисты полагают, что жанры первобытного искус­ства возникали примерно в такой временной последо­вательности:

— каменная скульптура;

—. наскальная живопись;
... глиняная посуда.

■ Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искус­стве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изо­бражения зверей получили название пластики малых форм.

■ И зоологические, и антропоморфные изображения пред­полагали их обрядовое применение, выполняли куль­товую функцию. Религия (почитание тех, кого изобра­жали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.

■ Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

■ Первобытное искусство представлено в следующих ос­новных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

■ На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нане­сенного на глиняную посуду.

■ Неолитическая революция завершается победой желез­ных орудий над каменными, земледелия — над собира­тельством, оседлого образа жизни— над кочевым, пат­риархата— над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновени­ем государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и форми­рованием социально-классового расслоения общества.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.