Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную релит гию, которая изменила прежние представления о богах.
Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия-, например Фортуна Удача, Виктория Победа и т. п.
Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне».
Между богами и людьми устанавливались почти такие же отношения, как между клиентами и товаропроизводителями. Несмотря на это, римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда— развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела.
Значение античной культуры. Античная культура— уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цинилизации и образы для подражания на многие ты-тчелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: оазилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны <■ рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
■ NB_____________________________________________________
■ Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
— эгейский, или крито-микенский (III—II тыс. до н. з.),
— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),
— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),
— классический (V—IV вв. до н. о.),
— эллинистический (вторая половина IV— середина I вв. до н. э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Первые три периода объединяют в доклассический период.
■ Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации— рыночную экономику, основанную па честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности.
Раздел 2. Мировая кржвствевная крьтр
■ Первая философская система античности — натурфилософия. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей: Фалес (624—546 до н. э.) считал первоосновой всех пещей воду, Анаксимен (ок. 585—525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611 — 546 до н. э.) — апейрон.
■ В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам.
■ Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до п. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида.
ш Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситс.ль составили славу греческой скульптуры классического периода.
■ Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Политопа (1-я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение показать перспективу.
■ Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Трагедия возникла из культовых песен. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр.
■ В IV веке до н. э. философия достигает наивысшей точки. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.
■ Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве.
■ Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э.—
Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок. 330 до н. з.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела.
α Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до п. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского.
■ Выдающие философские школы эпохи эллинизма эпикурейство и стоицизм.
α Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
— царский (VIII— начало VI века до н. э.),
— республиканский (510/509— 30/27 гг. до н. э.),
— период империи (30/27 it. до н. э.— 476 г. н. э.).
■ Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики.
ш Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
■ В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира.
Глава 5
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Период культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с Vпо конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего средневековья — V—XI вв., а классического — XII—XIV вв.
Средневековье — такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю.
В раннем средневековье мы рассмотрим культуру Византии и Каролингское возрождение.
1 § 1. Византийская культура _________________
Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.
Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими города-2ВВ ми- Д° VII века существовал народный античный те-
I лапа ii. Хцдвжеетвенная культура среднвавковья
.пр. Античная традиция ярко проявляла себя и в ис-ΐ' уестве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в опразс христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонная пластика форм, точный рисунок.
Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения формирующегося < редневекового общества. Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.
В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко ноем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.
Первый подъем византийского искусства приходится на VI век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565). Главным художественным центром становится Константинополь. Здесь находился императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество; в столицу стягивались научные и художественные силы империи, вырабатывались новые формы искусства.
В Константинополе, названном современниками «вторым Римом», развивалось крупное монументальное строительство. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.
Распространение христианства сделало необратимым развитие культуры, связанной с римской цивилизацией. Искусство и архитектура начинают искать новые формы, образы, сюжеты. По мере укрепления христианства как официальной религии государства претерпевал изменения и образ Христа. Он перестал быть покровителем бедняков и все больше становился