Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая притаенная кудьгура




У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «техно­логия». Оно, как и первое, обозначает занятия, ремес­ло, науки. Но у него иная ориентация. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а гре­ческое — на техническое и естественнонаучное. Поэто­му мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского искусства, например, балетного танца, мы можем име­новать техникой.

Термином «свободные искусства» в Средние века назывался университетский курс наук, включающий грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент на­зывался бакалавром искусств.

Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и приклад­ные искусства. Они проводили границу между свобод­ными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервильными» искусствами, которые были уделом рабов. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадио­нов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккуль­тизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапож­ным, сельскохозяйственным, строительным и т. п. — за­нимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначаль­но в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, которые сегодня мы отно­сим к изящным искусствам.

В эпоху средневековья — с III по XIII в. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам, прежде всего живо­пись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающее­ся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций.

Только в эпоху Ренессанса появляется первое по­коление художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах не­преходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют само­бытную, не зависимую от их утилитарного предназ­начения ценность. Они могли заставлять волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя.

Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) вы­ступили спонсорами не только живописи, архитекту­ры и скульптуры, но также театрального и музыкаль­ного искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массо­вые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления по­лучившего широкую практическую поддержку увлече­ния людей изящными искусствами.

Понятие «изящные искусства» появилось во Фран­ции в XVIII веке. В отличие от прикладных или прино­сящих практическую пользу искусств, изящные искус­ства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эс­тетическим, т. е. характеризуемым как прекрасное, кра­сивое.

Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. В древнегреческом языке «aisthetikos» обозначает чув­ственное восприятие. В двухтомном труде «Акромати-ческая эстетика», вышедшем в период с 1750 по 1758 годы, немецкий философ Александр Баумгартен поднял этот малозначительный для греков термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор эстетика входит в состав философского знания. Эс­тетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства. Специали­сты по эстетике занимаются классификацией изящных искусств, изучают закономерности их развития, стиле­вые особенности, соотношение формы и содержания художественного произведения. Именно благодаря им категория прекрасного, или красоты, поднялась вро­вень с понятиями истины и добра. Впрочем, об этом уравнении: Красота = Истина = Добро, писал еще Пла­тон в V в. до н. э.

В этом триумвирате не все элементы равны друг другу в одних и тех же отношениях. Скажем, истина, на которой покоится наука и технический прогресс, пред­полагает постоянное углубление в сущность вещей. Действительно, современная наука и техника далеко превзошли по глубине познания природы, прогнозиро­вания событий и конструкции приборов науку времен Платона или Ньютона. Но можно ли то же самое ска­зать о религии или искусстве? Есть ли здесь прогресс и постоянное улучшение? Вряд ли, они подчиняются иным законам. Мы восхищаемся древнегреческим Парфеноном или римским Колизеем не меньше, если не больше, чем абстрактным искусством или авангард­ной музыкой конца XX века. В искусстве и религии нет прогресса, нет улучшения. Рембрандт не превзошел Рафаэля, а Пикассо — Рембрандта. Каждый из них открыл вечную красоту раз и навсегда. Можно напи­сать иначе, но нельзя написать лучше.

Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и рели­гия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зри­телям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Кар­тины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория Ньютона и теория Эйнштейна могут и не быть истинными че­рез тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно иревзой­дуг в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.

Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а по­том уже выражало прекрасное. Здание церкви пос­троено для практических, а уже затем для эстетиче­ских целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.

 

1 § 3. Клас сификация видов искусства _____________

Первый способ классификации подразделяет ис­кусства на два больших рода — изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сер­висные).

Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются гла­зами, их называют визуальными видами. Музыка воз­действует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и ауди­торным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы поль­зуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены та­кие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).

Третий способ классификации делит все искусст­ва на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитек­тура, опера и танцы — многосоставные виды. Напри­мер, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту при­ходится сложнее всех, поскольку надо обладать талан­том и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в му­зыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы ди­зайна — декорации и костюмы.

Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает при­роде, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Рели­гия также не имитирует ее. Не подражает ей и обра­зование, ибо у него совсем иная цель.

Только искусство имитирует окружающую приро­ду и человека в том числе. Таково его предназначение.

Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, худож­ник оставляет одно и отбрасывает другое, преувели­чивает, переставляет, добавляет от себя, находит скры­тый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир.

Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, фор­мы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусст­ва», или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют— формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, живот­ные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приб­лизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал объек­тивные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который мог расходиться с замыслом автора. Если раньше ху­дожники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные худож­ники все больше выражают самих себя, а не отоб­ражают реальность. Они говорят, что искусство про­сто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Кри­тики возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый техни­чески не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток при­ятных ощущений и романтических чувств. Они взыва­ли к лучшим качествам человека.

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел ху­дожника конкретизируется в теме и сюжете, вопло­щается с помощью композиции, рисунка и цвета (ко­лорита). Живопись бывает монохромной (одноцветной) и иолихромной (многоцветной), она может быть одно­слойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой кра­сочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной пер­спективой, светотеневой моделировкой, использовани­ем тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.

Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово явля­ется комбинацией двух латинских — litteratus (вы­ученный, изученный) и littera (буква алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназна­ченным для чтения. Но не все из того, что пред­назначено быть прочитанным, можно классифици­ровать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справоч­ники по диетологии, дневники путешествий или рек­лама в журналах также предназначены для чтения, но не могут быть причислены к литературным про­изведениям.

Под литературой надо понимать только такие про­изведения письменности, которые имеют обществен­ное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литерату­ру («изящную словесность»). В этом значении литера­тура — явление искусства («искусство слова»), эстети­чески выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические тру­ды Евклида и Архимеда, философские работы Плато­на, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очер­ки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философ­ские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и доку­ментальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смы­каются с художественной литературой.

Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась много поз­же самой письменности. Первые памятники письмен­ности являли собой юридические, экономические и исторические документы, например известные всем законы Хамурапи.

Вначале то, что потом стало называться лите­ратурой, существовало в форме устного творчества — мифы, предания и легенды, написанные в стихотвор­ной форме. Поэтический текст благодаря его ритми­ческим и интонационным характеристикам легче за­помнить, чем пространные прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количест­ве подходящего для записи материала (камень, папи­рус, береста), литературные памятники передавались от поколения к поколению в устной прозаической или песенной форме. Их литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной: пес­ни о происхождении мира, восхваляющие богов, рас­сказы о любви, трагедии, эпические повествования о героях, жанр приключений, любовные истории, балла­ды о влюбленных, о войнах, походах, лирическая по-

■>.чия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалеб­ные песни, пословицы и загадки.

Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги). Перенесенные на бумагу, эпос и героические сказа­ния подарили миру такие шедевры, как «Сказание о I ильгамеше», «Илиада» Гомера и значительная часть ветхого Завета. 13 Ветхом Завете содержится огромное количество древних традиций. Художественная лите­ратура как вид искусства возникает на почве мифо­логии и устно-поэтического народного творчества.

Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художе­ственной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему значению.

Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни самостоя­тельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная проза, появились поз­же и получили наибольшее распространение у древ­них греков. Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были напи­саны в стихотворной форме, но являлись определен­ной новацией в области стихосложения, поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально-критической направленно­стью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще развитая греками, положила начало новоев­ропейской художественной литературе.

Прозаическая или повествовательная художест­венная литература: романы, повести и короткие рас­сказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в 11овое время. Правда, у художественной прозы были ан­тичные предшественники. Первым художественным про­изведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (I в. н. э.). Обычным для средневе­ковья литературным жанром являлся пересказ героиче­ских легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Первым современным романом называют книгу Сервантеса «Дон Кихот» (начало XVI в.). Этот шедевр считается одним из величайших произведениий миро­вой художественной прозы.

7 Культуроло[ ия. Учебник

XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра клас­сической прозы закончилась публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало ре­волюцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сю­жетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и рас­падаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить го­тические рассказы, романы, детективные истории, вес­терны (ковбойские рассказы), «ужастики», истори­ческие романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX сто­летия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусст­ва — кино, радио, телевидением.

 

1 нв___________________________________

■ Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:

— искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульп­тура, живопись, графика, декоративно-прикладное ис­кусство, музыка, танец, театр, кино и другие разно­видности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;

— искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;

— искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

■ Искусствознание (искусствоведение). Оно представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в це­лом, отдельные виды искусства, их отношение к действи­тельности, закономерности развития, взаимосвязи с со­циальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания худо­жественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, теат­роведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пласти­ческих искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики.

■ Искусство— сфера профессионального творчества, фольклор— сфера народного творчества, художествен­ная культура — единство двух этих сфер.

■ Произведение искусства должно обладать:

 

— познавательной ценностью;

— эстетической ценностью;

— нравственной ценностью.

 

■ Три указанные вида ценности, которым подчиняется про­изведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная сфера общества.

■ Все виды художественного творчества, которые соответ­ствуют данным критериям, мы вправе именовать изящ­ными искусствами, или просто видами искусства.

■ Эстетика — это учение о красоте, или об изящном.

■ Эстетика понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного, б) теория искусства.

■ Из четырех составных элементов духовной сферы об­щества два — наука и образование — подвержены про­грессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не­подвластны прогрессу. Первые находятся всегда во вре­мени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро.

■ Живопись — вид изобразительного искусства, произве­дения которого создаются с помощью красок, наноси­мых па какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с по­мощью композиции, рисунка и цвета.


 

Глава 2

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая, культура насчитывает более 30 тыс. лет.

 

Μ § 1. Предпосылки возникновения ______________

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех пародов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде пер­вобытный образ жизни. Первобытная культура охва­тывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство — искусство эпохи перво­бытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитив­ные жилища, пещерные изображения животных, жен­ские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать от­влеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Ки­тая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось ис­кусство, связанное с земледельческой мифологией (ор­наментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Ско­товодческие степные племена Восточной Европы и Азии па рубеже бронзового и железного веков создали зве­риный стиль.

Первобытное искусство — только часть первобыт­ной культуры, куда помимо искусства входят религи­озные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим пер­вобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антрополо­ги связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кромань­онцы (так назвали этих людей по месту первой наход­ки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, креп­кого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного челове­ка и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозмож­ные орудия на разные случаи жизни: острые наконеч­ники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная
скульптура _____________________

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (напри­мер, то, что камень, раскаленный на огне, после остыва­ния легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зве­рей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нари-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 686 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.