Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие категарин крьтр




■ Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному.

■ Органическая модернизация является моментом собст­венного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация на­чинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

■ Неорганическая модернизация являет собой ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, пред­принимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави­симости.

■ Неорганическая модернизация начинается не с культу­ры, а с экономики и политики. Иными словами, органи­ческая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».

■ Культурная диффузия — стихийное и никем не контро­лируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распростра­нение одинаковых культурных образцов но всему миру, открытость границ для культурного влияния и расши­ряющееся культурное общение заставили ученых гово­рить о процессе глобализации современной культуры.

■ Глобализация — ускорение интеграции наций в миро­вую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, СМИ, экономических связей.

и Глобализация несет в себе возможность утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.

■ Сохранение культурного своеобразия в современном об­ществе стало оцениваться как высшее достижение ци­вилизации.

■ Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регули­руемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации.

■ Культурная политика во многих странах сегодня пере­ориентируется на мультикультурную модель, где инди­вид социализируется и к доминирующей, и к этниче­ской культурам.


РАЗДЕЛ Π

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


 


Глава 1

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

 

1 § 1. Художественная культура и искусство __________

1.1. Проблема определения

Искусство надо понимать как минимум в трех зна­чениях:

— искусство в широком смысле — это художест­венное творчество в целом: литература, архитектура, (■культура, живопись, графика, декоративно-приклад­ное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяе­мые в качестве художественно-образных форм освое­ния мира;

— искусство в узком смысле — только изобрази­тельное искусство;

— искусство как высокая степень умения, мас­терства в любой сфере деятельности.

Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искус­ствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, за­кономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю со­вокупность вопросов формы и содержания художест­венных произведений. Искусствоведческие науки вклю­чают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, те­атроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание склады­вается из теории искусств, их истории и художествен­ной критики.

Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобрать­ся в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художест­венное творчество.

Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры.

К искусству принадлежит только та часть художест­венной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художествен­ной культуры — предметный, а искусства — квалифи­кационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

 

1.2. Субъекты художественной культуры

Искусство — специализированная профессиональ­ная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художест­венно-образных средствах и жанрах.

Субъекты художественной культуры подразделя­ются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на неком­мерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклон­ников, сторонников, новых произведений и идей.

Если вспомнить все, что говорилось о формах куль­туры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят про­изведения народной и элитарной (высокой), но частич­но — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пи­кассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нер-лн, театр Станиславского.

Заниматься народным творчеством может кто угод­но, а занятие искусством требует известной подготов­ки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мас­терства, особые умения. Вот критерий отнесения того пли иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.

Художественная культура — это элитарная куль­тура плюс народная культура. Искусство — это только пли преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика.

Итак, искусство — сфера профессионального твор­чества, фольклор — сфера народного творчества, худо­жественная культура — единство двух этих сфер.

 

1.3. Структура художественной культуры

У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее создает. Почему? В искусстве, осо­бенно сегодня, постоянно меняются: 1) средства худо­жественной выразительности, 2) профессиональные навыки художников, 3) совокупность принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений. Оценки выносят зна­токи — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков и знатоков, устроители аук­ционов и государственные чиновники, если они регули­руют развитие культуры. При этом они руковод­ствуются не только личными вкусами, пристрастиями и чувствами. У них есть и объективные стандарты. Это господствующие в данный исторический период эс­тетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокупность принципов и критериев, связан­ных с построением художественной формы в конкрет­ном направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничивающие и упорядочиваю­щие многообразие художественных проявлений. Осо­бенно часто эстетические стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм, футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, имп­рессионизм, романтизм и реализм — в конце XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная система искусства рас­пространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует в создании искусства. Сравнивая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить, что в искусстве нормы меняются гораздо бы­стрее. В культуре некоторые нормы, например, кров­ной мести, держатся тысячелетиями.

Хотя эстетические стили, критерии оценки худо­жественных произведений меняются очень быстро, в целом нормативный базис искусства остается непод­вижным. Для того чтобы глубже разобраться в пробле­ме, составим схематическое представление о норма­тивной системе художественной культуры в целом и искусства в частности.

 

 

Массовая культура


Народная культура

Элидарнаи кулыура


 

 

Рис. 12. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии

Рассмотрим схему (рис. 11). Ядро искусства (в дан­ном случае искусство и художественная культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении ты­сячелетий руководили художниками. Периферию со­ставляют изменчивые стилевые критерии, которые ме­няются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет.

Художник всегда раздваивается: он стремится соот­ветствовать нормам и ядра, и периферии. С одной сто­роны, он не хочет отстать от художественной моды, вку­сов и ориентации публики, стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обраще­ны к зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, — истинный ху­дожник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты, привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен следовать изменчивым вкусам публи­ки, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два впереди эпохи, просвещать и образовывать публику.

Таким образом, у искусства две части, и они анта­гонистичны. Требования одной противоречат требова­ниям другой. Художник в равной мере обязан следо­вать той и другой системе нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства.

Интересно, что не только художник, но и его непо­средственное окружение также руководствуется про­тиворечивой системой норм. Например, критики оце­нивают и актуальность произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения веч­ных критериев прекрасного. Коллекционеры, покупаю­щие и составляющие произведения искусства в собра­ния, пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев, когда они не смогли увидеть в начинающем художнике буду­щего гения человечества, не приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят организаторы аукционов, где про­даются художественные произведения. Неосознанно ими руководствуется даже публика, любители искус­ства. Из двойных стандартов, но с заметным уклоном в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произ­ведения, организует финансовую поддержку, проталки­вает художника на телевидение, в прессу и т. п.

По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем, эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству. Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести.

Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на пе­риферии. Это экспериментальная лаборатория художе­ственной культуры. Обычно наибольшим спросом у публики пользуется именно самое необычное и шоки­рующее. Чем необычнее произведение, тем мгновен­ной успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое оригинальное и броское, но и самое массовое.

 

1 §?. Основные виды и жанры искусства ___________

В огромном мире культурных артефактов произве­дения искусства — сонаты и романы, картины и теат­ральные спектакли — занимают самую верхнюю пози­цию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложней-шим и высочайшим проявлениям человеческого духа.

Раньше словом «искусство» называли любые из­делия — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» или ремес­лам, обладали не только полезными практическим свой­ствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящ­ные» виды творчества — живопись, литературу, архи­тектуру, скульптуру, балет и близкие им области твор­чества. В результате значение термина сузилось. Но и и своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.

Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным кри­териям. Произведение искусства должно обладать:

■ познавательной ценностью;

■ эстетической ценностью;

■ нравственной ценностью.

Три указанные вида ценности, которым подчиня­ется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота.

Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пя­том или шестом) критерий, который бы в полной мере ныражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — ко вообще три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогиче­ский прием, — они обязательно будут' в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духов­ного. В научной теории на первый план выступает 11стипа, в религиозном учении —Добро, в педагогиче­ском приеме (сфера образования) — то и другое по­немногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.

Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе име­новать изящными искусствами или просто видами искусства. Сюда относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.

Слово «искусство» происходит от латинского ars, artis -··- ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, artes liberales — свободные искусства, artes sordidae — ремесло, artes optimae — пауки, artes disserendi— диалектика. Взятое во мно­жественном числе слово artes обозначало произ­ведения искусства. В широком смысле это слово обоз­начало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто.

Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в главе о культуре, происходит от того же корня.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2751 - | 2313 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.