Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ 6 страница




1 Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаи­модействие. М.: Наука. 1989. С. 180—182.

I § 4. Культурные реформы и революции____________

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрес­сирует. Если сумма позитивных последствий крупно­масштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном слу­чае имеет место регресс.

Глобальный, всемирно-исторический процесс вос­хождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, характе­ризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс— локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие проме­жутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется рефор­мистским, второй— революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затраги­вающих основ существующего социального строя. Ре-нолюция — комплексное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообраз­ный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы — целенаправленный, заранее плани­руемый и определенным образом организуемый про­цесс, а культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает некий организующий центр, например политическая партия. Культурная революция в Китае в 60-е годы XX века происходила под руководством коммунистической партии, но про­ходила зачастую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изменению социаль­ной и культурной обстановки в стране (но не к поли­тическим и экономическим реформам). Подверглись репрессиям сотни преподавателей университетов, •тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники куль­туры.


Революции бывают научные, религиозные, управ-; лепческие, технические, социальные, политические nf экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна: и открытие электрона. Археологи говорят о неолитиче-' ской революции, специалисты по управлению — о: менеджерской революции и т. д.

По своей продолжительности реформы и рево-. люции могут не различаться. Таким образом, многие революции (хотя и не все) и реформы как совокуп­ность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории счи­тается неолитическая. С ней не сравнится никакая дру­гая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, открытия последних 10 тысяч лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций — приручению животных и окультуриванию растений.

Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Такой процесс называют либо про­грессом (поступательным движением вперед), либо социальным нововведением (процессом внедрения в практику научных проектов и идей).

Однако прогресс общества невозможен без сохра­нения старого, если это старое заслуживает быть со­храненным для потомства.

 

1 § 5. «Культурный лаг» ____________________

«Культурный лаг» описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предполо­жил, что ценностный мир человека не успевает при­спосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого мо­лодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.


Паи S. Кудыри динамика

Иногда между культурной и социальной динами­кой происходит разрыв во времени. В обществе уже появилисьтехнологические изобретения, а культурной м социальной адаптации к ним населения не произош­ло. Это и есть «культурный лаг». К примеру, изобрете­ние пишущей машинки и автомобиля сулило обществу герию радикальных изменений, но, хотя пишущая ма­шинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти ра-| ютать в офис. Над ними тяготели традиционные ценно-(ги семейного уклада, согласно которым женщина долж­на сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось ■'>() лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

Серьезные изменения в культурной жизни Амери­ки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, па котором мож­но проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры ускользали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход во­шли новые образцы отношений между юношей и девуш­кой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и свя­занные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой при-чиной этих изменений, но, несомненно, они стимулиро­вали их.

«Культурный лаг» описывает не только западное об­щество. У российской молодежи уровень духовной куль­туры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.

С понятием культурного лага тесно связано другое, которое называют культурным запаздыванием.

Культурное запаздывание происходит в тех случа­ях, когда нематериальная (духовная) культура не успе­вает приспособиться к опережающему развитию мате­риальной культуры, например научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х годов XX века от социалистической стратегии развития к капиталисти­ческой повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако традиции, обычаи, цен­ностные ориентации и взгляды большинства населения отражали предшествующий этап развития.

6 Кулыуро.ю,ия. Учебник

И § В. Культурная трансмиссия _________________

Культурная трансмиссия — процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культур­ная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во вре­мени.

Последовательная смена циклов развития куль­туры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемствен­ность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учи­телей и учеников. Для этого надо, чтобы в историче­ских катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культур­ных ценностей — народы, сословия, большие груп­пы (об этом говорилось в связи с проблемой гено­цида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи.

Поскольку любая культура развивается во време­ни, значительная часть из прошлого культурного на­следия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цени происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, пол­ного разрыва с прошлым никогда не было. Преемст­венность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусст­венно подавлялась в течение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, доре­волюционной культуры. Возврат стал возможным бла­годаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церк­ви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители Русского зарубежья), а также некото­рые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, исто­рическая память народа.

1 § 7. Культурная аккумуляция ________________

Благодаря культурной трансмиссии каждое после­дующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поко­ление добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к куль­турному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напро­тив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представляет собой та­кой процесс, конечным завершением которого высту­пает образование культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием в первых главах и вы­яснили, что оно описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми по­колениями и передается следующим как нечто цен­ное и почитаемое.

Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккуму­лировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним отно­сятся музеи и библиотеки.

 

7.1. Музеи

Музеи (от греч. museion— храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские уч­реждения, осуществляющие комплектование, хра­нение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Первые музеи как «храмы муз» появились в ан­тичной Греции, где считались местом созерцания, по­знания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мас­терстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т. е. было представлено в зача­точном состоянии первое, социокультурное значение музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святи­лищах, но и в домах именитых аристократов, где ве­ками, из рода в род, накапливались предметы искус­ства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верно­сти. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их храпения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 году до н. э., была собрана коллекция естественно­научных памятников, которая использовалась в обра­зовательных целях. По существу, это был первый социальный институт, который выполнял функции современных музеев (информационные, демонстра­ционные, просветительские) и при этом оказывал эс-тетико-эмоциональное воздействие. Наиболее зна­чительными хранилищами картин эллинистической эпохи являлись пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей (основан около 290 г. до н. э.) и Пергамская библиотека (III в. до н. э.) — круп­нейшее в античности хранилище книг и художествен­ных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флорен­ции XIV—XV веков. Многие состоятельные торговые флорентийские купцы и аристократы увлекались со­ставлением коллекций монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптур, живописи, ред­ких книг, предметов вооружения. Первое место сре­ди флорентийских коллекционеров по широте инте­ресов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI векам относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так, на рубеже XIV—XV в. был сделан шаг от бессистем­ного собирательства к появлению собраний, имею­щих культурную и научную направленность. Стали образовываться кунсткамеры, кабинеты редкостей, мюнц-кабинеты, галереи, пинакотеки. В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Анг­лии, Франции и Швейцарии1.

В России первые музеи появились несколько поз­же, чем в Западной Европе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в За­падной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветительские, исследовательские, учеб­ные) и множество профилей: исторические, художест­венные, технические, сельскохозяйственные, естест­веннонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.

Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи созда­ют эталонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Не менее важ­на просветительская функция музеев.

 

7.2. Библиотеки

• Библиотека (от греч. biblion— книга и...тека) — учреждение, организующее сбор, хранение, обще­ственное пользование произведениями печати.

1 Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, му­зеи (социокультурологический анализ) // Социс. 1996. № 7. С. 71—73.

Памятники письменности начали собираться, ка­талогизироваться и храниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н. э. Пер­вая публичная библиотека функционировала уже в V веке до н. э. (при Писистрате в Афинах). Широкое распространение библиотеки получили в монастырях раннего средневековья, а новое качество получили в XV веке после изобретения книгопечатания. В XIX ве­ке публичные библиотеки становятся массовым явле-


Раздел 1. Дбщне категории культуры

нием. В России монастырские библиотеки появились в X—XII веках, а первые светские — в XVIII веке при Академии наук и Московском университете.

Библиотеки подразделяются на массовые (публич­ные) и специализированные (научные и технические). К массовым относятся школьные, районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее клас­сифицироваться на общедоступные, юношеские, дет­ские. Для массовых библиотек главное —доступность фондов для читателя.

В специализированные библиотеки доступ ограни­чен. Некоторые специализированные библиотеки не­сут так называемую мемориальную функцию — хра­нят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких биб­лиотек основным являются книжные фонды как тако­вые, а затем уже использование их читателями.

Наиболее крупные библиотеки работают одновре­менно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая библиотека им. В.И. Ленина хранит обяза­тельные экземпляры, ведет широкую научно-исследо­вательскую деятельность, допускает в свои фонды спе­циализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контин­гент.

Термин «библиотека» применим не только к учре­ждениям, но и к личным (домашним) собраниям произ­ведений печати. В нашей стране домашние библиотеки стали массовым явлением в 70—80-е годы, когда боль­шинство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образование. Сформировалась широ­кая прослойка читающей публики, иметь личную биб­лиотеку стало модным. Она служила показателем оп­ределенного уровня культуры.

 

1 § 8. Интеграция и диверсификация _____________

Под культурной интеграцией подразумевается та­кая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство куль­туры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неос­новных, неглавных элементов.

Гдава ί. Культурная динамка

Уже говорилось о нормативной системе культу­ры, которая выступает фундаментом целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, ус­танавливает правила поведения, которым подчиняют­ся все люди. В данном случае интеграция рассматри­вается на другом уровне или, лучше сказать, в ином ключе — через эмпирическое сходство культурных черт, единство образа жизни людей, принадлежащих к одной культуре. Оба аспекта чрезвычайно важны для понимания тех процессов, благодаря которым раз­розненная сумма индивидов одной национальности превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающий собственной культурой.

Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая куль­тура распадается на множество культур. Распадение необязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в многовековой исто­рии человечества.

Такой процесс может быть частичным и пред­ставлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае надо говорить о диверсификации культуры. Она выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Правовое закрепление куль­турного самовыражения для каждого человека и ка­ждой народности, входящей в состав доминирующей нации, создает особое явление, называемое культур­ным плюрализмом. О нем мы говорили в связи с этническими конфликтами и межкультурным обще­нием.

Культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным со­циальным группам, занимают неодинаковое общест­венное положение, т. е. имеют неравные социальные статусы, и поэтому создают разные виды культуры. В таком случает она отражает социальную либо поло­возрастную дифференциацию. Как правило, каждая со­циальная или демографическая группа формирует свою субкультуру.

1 § 9. Культурная экспансия _________________

| Культурная экспансия (от лат. expansio — рас­пространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или госу­дарственные границы.

Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы — Японии, в 70-е — стран Латинской Америки, в 90-е — России.

Долгие годы наша страна оставалась в политиче­ской и культурной изоляции от Запада. Такие страны называют закрытыми. Благодаря этому широкомас­штабного проникновения ценностей американской культуры в советское общество не происходило, а от­дельные культурные заимствования, например, модных причесок, танцев и эстрадных песен, жестко карались государством.

Однако в 80—90-е годы российское общество ста­ло более открытым и доступным внешним влияниям. Открытие государственных границ одновременно оз­начало открытие культурных. Участились взаимные поездки делегаций, оживился туризм, телевидение ста­ло транслировать все больше западных фильмов, увле­чение зарубежной модой перестало преследоваться. Специалисты начали говорить о начале вестернизации российской культуры.

К концу 90-х годов большинство деятелей культу­ры осознали, что вестернизация — пагубная для оте­чественной культуры тенденция, которую необходимо переломить, создавая собственное искусство нового поколения. Появляются фильмы, которые получают не только национальное, но и международное признание. Похожие процессы стали происходить и в других об­ластях российской культуры. Можно утверждать, что от культурного шока вестернизации российское об­щество оправилось быстрее, чем многие другие стра­ны. Причиной служит то обстоятельство, что за многие века Россия успела сформировать мощные пласты самобытной национальной культуры.

15 80—90-е годы правительства многих европей­ских и неевропейских стран начали проводить целе­направленную политику ограничения доступа амери­канских кинофильмов на национальные культурные рынки. Метод квотирования (разрешение ограничен­ного определенной долей, выраженной в процентах, ко­личества иностранных фильмов в сравнении с нацио­нальными, которым уделялась преимущественная доля) постепенно оправдывал себя. Сегодня Индия, Мекси­ка, Франция, Япония и ряд других стран зависят от американского кинобизнеса в гораздо меньшей степе-пи, способствуя развитию и укреплению националь­ной культуры.

Чем шире изучается английский язык во всех странах мира, тем больше будет потенциальных ми­грантов в США. То же самое следует сказать об улуч­шении транспортных средств и воздействии телеви­дения. Иными словами, вестернизация слаборазвитых стран ведет к росту потенциальных мигрантов в раз­витые страны, поскольку западные стандарты жизни, па которые ориентируется все большая часть насе­ления земли, не всегда удается удовлетворить на ро­дине.

 

1 § ΙΟ. Модернизация культуры _________________

Вестернизация выступает частью более общего процесса, которые, получил в литературе название модернизации.

Теория модернизации, появившаяся в середине XX века, опирается на понятие социального прогрес­са, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощаю­щий, универсальный процесс восхождения человече­ского общества от дикости к цивилизации. Прогресс пауки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы от­ступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет— система общечеловеческих цен­ностей.

Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. Поскольку современный пери­од человеческой истории датируют с момента зарож­дения капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением ценностей и достиже­ний именно этой формации. Конкретно речь идет о ра­ционализме, расчетливости, урбанизации, индустриа­лизации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать их, исполь­зуя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы тео­рии модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запо­здавшие в своем развитии страны могут достичь со­временной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указыва­ет способ вхождения в мировое сообщество, под кото­рым понимается мировая экономическая система ка­питализма.

Итак, под модернизаций понимается революцион­ный переход от доиндустриального к индустриально­му, или капиталистическому, обществу, осуществляю­щийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охва­тывающее все сферы общества.

Специалисты различают два вида модернизации1.

1 Красильщиков В.Н., Зиборов Г.М., Рябов А.В. Шанс на обновление России // Мир России. 1993. № I, II, III. С. 106—111.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века и преобразова­ние американского производства в результате вне­дрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с куль­туры и изменения общественного сознания. Капита­лизм возник как естественное следствие изменений и укладе жизни, 'традициях, мировоззрении и ориен-тациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой от­пет на внешний вызов со стороны более развитых <-тран. Она представляет собой способ «догоняющего» I извитая, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать ино­странной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отбро­шена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. 11менно такую цель преследовали петровские рефор­мы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические ре­формы 1991 —1993 годов.

Неорганическая модернизация совершается пу­тем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специа­листов, обучение за рубежом, инвестиций. Соот­ветствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, Конституция страны перестраивается под зарубеж­ные аналоги.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными слова­ми, органическая модернизация идет «снизу», а не­органическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство насе­ления, поэтому не получают прочной социальной под­держки. Они овладевают лишь умами наиболее под­готовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение запад­ных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Числен­ность первых оказалась недостаточной для того, что­бы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России по­терпел неудачу.


1 § 11. Глобализация культуры ________________

Культурная диффузия, т. е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С од­ной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и по­знание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствова­ние опасно потерей культурной самобытности. Распро­странение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставили уче­ных говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием со­временных транспортных средств и экономиче­ских связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между наро­дами и миграции людей.

Глобализация имеет позитивные и негативные сто­роны. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассими­ляции.

Сохранение культурного своеобразия в современ­ном обществе стало оцениваться как высшее достиже­ние цивилизации. Раньше на это не обращали внима­ния, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.

Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизо­ванных? Да потому, что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличитель­ными признаками цивилизованной страны. Привычны­ми они являются, по крайней мере, с середины XX ве­ка. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелони­рованный подход к сохранению культурного генофон­да всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.

I Культурная политика — система практических! мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурно­го наследия нации.

В области культурной политики чаще всего возни­кают следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране куль­турной и языковой дискриминации? Является ли офи­циальный государственный язык языком предков, или это наследие колониального господства? В какой сте­пени неосновные языки поддерживаются государст­вом, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохране­ния культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языко­вых групп?

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных тра­диций и ценностей, заменяя их теми традициями, ко­торых придерживается большинство, на мультикуль-турную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.

Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.

Глобальная международная миграция стимули­руется структурной перестройкой хозяйства слабо­развитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аг­рарный сектор сокращается и миллионы сельских жи­телей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одно-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.