Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ 5 страница




Аккультурацию религии можно рассматривать как проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, обла-


Iпав а 4. Норны и механизмы приобщении к культуре

■кшие религиозного содержания в современные куль­турные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и по­вседневное были слиты воедино. Господство религии буквально' во всех сферах жизни имело и положитель­ную сторону: молодежь прекрасно понимала специаль-мый язык проповедников. Для общения им не нужен оыл переводчик.

 

1 § В. Ассимиляция ______________________

Необходимо различать два на первый взгляд похо­жих процесса — аккультурацию и ассимиляцию.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассими­лировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и лати­ноамериканской (индейской) культур. Бразилия пред­ставляет «плавильный котел» даже в большей степе­ни, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Ассимиляция описывает процесс усвоения куль­турных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвое­ния культуры через эмиграцию в страну с другой куль­турой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей нацио­нальной культуры, приютившей их. Ассимиляция мо­жет продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в основной принцип взаимоот­ношения между народами, а может придерживаться политики этноцентризма — силового навязывания на­циональным меньшинствам норм и ценностей господ­ствующей культуры. Подобная форма культурной по­литики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.

Резервации индейцев и негритянские гетто в США — это пример культурной дискриминации, по­литики, которая отрицает равные права и возможно­сти за разными группами населения. Она может вклю­чать долговременные акции, например, вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагопри­ятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.

Частью культурной политики может стать насильст­венная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% насе­ления страны, стало подвергаться насильственной бол-гаризации: закрывались мечети, официально запреща­лось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребова­ли турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их зем­ли и сажать за решетку лидеров. Это политика насильст­венной ассимиляции.

Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры. В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс азиатов. Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии, алжирцев из Франции. Для тех, кого насильно выселяют или кто добровольно покидает стра­ну по тем или иным причинам, в других странах созда­ют лагеря для беженцев. Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израиль­ской войны 1948 и 1967 гг.

Колониализм, еще одна форма притеснения, пред­ставляет собой политическое, социальное, экономиче­ское и культурное господство над территорией и насе­ляющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи — исторически наиболее из­вестные примеры колониализма. В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.

1 § 7. Культурное обновление_________________

Культурное обновление называют также полной ре-социализацией. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобо­ждению от них. Результатом служит окончательное вы­теснение старых обычаев и ценностей новыми.

Пример культурного обновления личности —- тю­ремное заключение, где происходит почти полный от­каз от ценностей «гражданской» культуры и переня-тие норм криминального мира.

Культурное обновление наблюдается и при эмигра­ции. Эмигрант может пройти либо аккультурацию и частично сохранить старые ценности, либо культурное обновление и полностью отказаться от них. Отличить два явления можно по результатам. Американский писатель русского происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный родителями из России, постепенно стал пи­сать и мыслить по-английски. Советский философ Алек­сандр Зиновьев, покинувший страну в зрелом возрасте, пишет и думает по-русски. Более того, его мировоззре­ние и идеи не изменились с момента эмиграции. Он аккультурировался, но культурно не изменился. Он не принял западного образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе.

 

1 KB______________________________________________________

■ Потребность в культуре — результат эволюции человече­ского рода, в течение которой произошли очень важные изменения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для упот­ребления орудий труда. Последние разнообразили упот­ребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникноиения речи.

■ Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два ва­рианта действий, заменила совокупность навыков — сис­тема практических умений, приобретенных пугем пере­дачи знаний и их практической тренировки. Антропологи определяют культуру как совокупность социальных на­выков и умений.


■ Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индиви­да, зрелую разновидность которого именуют личностью.

■ Воспитание является составной частью процесса социа­лизации и представляет собой целенаправленную пере­дачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.

■ Процесс социализации проходит фазы, которые назы­вают еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость.

■ Семью называют институтом первичной социализации, так как она — первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются довери­тельные личные отношения.

■ Школа является главным агентом (институтом) вторич­ной социализации, дающим детям систематическое об­разование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах.

■ Адаптация — процесс физического, психофизиологическо­го и социального приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих механизмов, обеспечивающий живым существам возможность сохранить специфический образ жизни в определенных условиях. В медицине адап­тацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваива­ет социальные нормы и традиции субкультурных ценно­стей определенной группы (например, профессиональной).

■ Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе.

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение че­ловека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Социализация— врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализа­ции — личность.

Инкультурация— срастание с родной культурой, ста­новление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации— интеллигент.

■ Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за


Глава 4. Нормы и механизмы нрнпВщения к культуре

ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресо-циализацией.

■ К аккультурации относят контакты представителей раз­ных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чу­жую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение необходимых для жизни и позитивно вос­принятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

■ Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса— аккультурацию и ассимиляцию. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

■ Полную ресоциализацию называют также культурным обновлением. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурное обновление ведет к полному осво­бождению от них. Результатом ресоциализации служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.

Глава 5

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

 

 

Культура никогда не остается неподвижной: она воз­никает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поко­лений к будущим. Культурная динамика описывает измене­ния или модификацию черт культуры во времени и про­странстве.

 

1 § 1. Зарождение культуры __________________

Человеческая культура прошла долгий путь. Ее первые признаки появились на заре истории — в пер­вобытном обществе.

Как ни странно, но первоисточником культуры, а затем цивилизации стала хрупкая женщина. Точнее, группа, состоящая из матери и ребенка. Два миллиона лет назад по земле бродили бесчисленные детско-ма-теринские группки, единственным средством выжива­ния которых было фуражирование и собирательство — поиск подножного корма (фруктов, корнеплодов, ягод, орехов). Детско-материнские группы дополнялись од­ним или несколькими взрослыми мужчинами, следо­вавшими за ними. Этот исторический период называ­ют периодом предлюдей.

Лишь 400 тыс. лет назад появились существа, ко­торое с большими натяжками можно было окрестить «людьми». Из Африки — прародины всего человечест­ва — через Азию они проникли на юг Европы. Их называют homo sapiens (люди мыслящие). У них были довольно сложный мозг и скелет, похожий на скелет

Глава 5. Кушдрм динамика

современного человека. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Люди вида хомо сапиенс были организованы в локальные группы численностью 20—30 человек.

Поскольку в это время был уже открыт огонь, вполне вероятно, что и мужчины, и женщины совме­стно охотились на мелких животных и птиц. Трудовая кооперация представителей двух разных полов допол­нялась, по всей видимости, кооперацией социальной. Уже в этот период можно говорить о зарождении про-тосемьи, зачатков воспитания и социализации подрас­тающего поколения, в котором принимала участие не только мать, но и отец. Ученые считают этот шаг ре­шительным прорывом к образованию в будущем об­ществе, ибо отец обучает ребенка прежде всего соци­альным навыкам.

В промежутке между 100 ООО и 75 ООО лет тому назад появился более «современный» вид homo sapi­ens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С него берут свое начало все живу­щие сегодня народы. А поскольку все мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве од­ной расы или нации над другими не имеет научной основы. С тех пор тело и мозг существенно не про­двинулись вперед. Зато насколько более выразитель­ными стали жесты и манеры поведения, язык и рече­вой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как да­леко продвинулась человеческая культура с того са­мого момента, как человек перестал совершенство­ваться биологически.

 

1 § 2. Открытия и изобретения _________________

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

| Открытие — получение новых знаний о мире.

Яркий пример — открытие новых островов и кон­тинентов, в частности Америки. Открытие предпола­гает, что факт, ныне известный, раньше был неизвес­тен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с извест­ными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение — новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они вклю­чают новый способ изготовления вещой, т. е. тех­нологии. Изобретения подразумевают но только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственно­го управления. Они подразделяются на материаль­ные и духовные.

Первое крупное изобретение человека — превра­щение палки и камня в средство обороны от диких хищников, превосходивших человека агрессивностью и силой. Второе — превращение оружия в орудие тру­да. По времени, возможно, второй процесс был про­должительнее первого. Третье крупное изобретение — «приручение» огня. А дальше технический прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй, изобретения колеса, плуга и письменности.

В последние 10 ООО лет человечество двигалось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие мил­лионы лет. За этот период оно прошло путь от камен­ного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саванне, узнавал за всю жизнь. Поколение 2000 года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем поколение 80-х. Половину всех своих знаний челове­чество получило в XX веке.

Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому времени, когда наши предки начали иначе относиться к умершим. Ни одно животное не хоронит погибших сородичей. Это делает только чело­век.

Первым начал хоронить своих предков неандерта­лец 80—100 млн лет назад.

 

1 § 3. Формы распространения культуры ___________

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами посред­ством

■ культурных заимствований (целенаправленное подражание),

■ культурной диффузии (стихийное распростра­нение),

■ независимых открытий.

Последний путь означает, что одно и то же изобре­тение сделали независимо друг от друга в разных стра­нах. Независимые изобретения — открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей пли объективных условий.

Ярким примером независимого открытия служит неолитическая революция (переход от охоты и собира­тельства к земледелию, приручение животных и окуль­туривание злаков), которая произошла 7 ООО лет назад и Месопотамии и 3 ООО лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизация майя).

Наибольший интерес для культурологии вызыва­ют первые две формы (способа), распространения куль­туры.

 

3.1. Культурные заимствования

Культурные заимствования специалисты считают оолее распространенным источником культурных из­менений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной куль­туры па почву другой.

Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценно­сти и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и ис­пользовать аборигены; б) принесет явную или скры­тую выгоду, поднимет престиж народа, позволит про­двинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удов­летворяет такие фундаментальные потребности, ко­торые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоря­жении.

Распространенным примером престижного заим­ствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утили­тарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может при­обретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селек­тивностью культуры.

Селективность —избирательное отношение к пере­носу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего вы­деляют четыре основные причины селективности:

— культура еще не созрела для заимствования дан­ных изобретений;

— новые элементы грозят разрушить сложившую­ся в обществе культуру;

— идеология запрещает заимствование новых эле­ментов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

— члены общества не считают, что новые элемен­ты нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культур­ное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте долж­ны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, вне­дрять и защищать культурное новшество; причем, вы­годы от принятия культурного новшества должны пе­ревешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Воз­можны лишь приблизительные и, как показывает исто­рия, очень грубые прикидки.

Когда российская интеллигенция в 90-е годы по­шла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, про­скочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась


I алия 8. Крьтрые нормы

много сложное научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, оодыпинство населения обнищало, спонсорство куль­туры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономиче-< Mic реформы или нет.

Культурные заимствования могут быть а) стихий­ными и неуправляемыми, такими, где отсутствует соз­нательный отбор культурных инноваций; б) целена­правленными и сознательными. Вторая стратегия ь ультурного заимствования должна проходить все не­обходимые для культурного отбора стадии, а именно:

и создание проекта заимствования и его критиче­ская проработка;

и отбраковка претендентов на культурное заимст­вование, поиск нужных образцов;

и практическое внедрение и обеспечение экономи­ческой и политической поддержки.

С одной стороны, внедрение культурного новше­ства идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда '.аимствуется новшество, и чем сильнее культура-до-пор оказывает давление па культуру-реципиента.

С другой стороны, внедрение культурного новше­ства идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывает­ся культуре-реципиенту.

Проблема культурных заимствований тесно связа­на с темой культурной вариабельности, которая ука­пывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (на­пример, когда русский попадает в другую страну).

 

3.2. Культурная диффузия

Культурная диффузия — это взаимное проникно­вение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Куль­турное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

------------------------------------------------.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------.—_j

Проникновение американской культуры на Евро-! пейский континент во второй половине XX века оказа-ί лось столь мощным, что породило особый феномен;! названный «вестернизацией». В свою очередь, и аме*| риканская культура, давшая миру огромное число οτ-j крытий и изобретений, раньше формировалась благо-! даря целенаправленным заимствованиям, стихийным' проникновениям.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Мис­сионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Распространение, или диффузия, культурных ин­новаций по своему вектору принимает два направле­ния — горизонтальное и вертикальное. Горизонталь­ное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индиви­дами, поэтому его еще можно называть межгруиповой культурной диффузией. Вертикальное распростране­ние элементов культуры происходит между субъекта­ми с неравным статусом, поэтому его можно иметтовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизон­тальным распространением, а заимствование аристо­кратией элементов простонародного говора — верти­кальным.

Культурная диффузия может происходить не толь­ко между странами и народами, но также между груп­пами и классами. Межгрупповая диффузия давно от­мечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения ми­лиционеров в СССР, а сейчас и в России стала похо­дить на стилевые особенности преступной субкульту­ры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лекси­коп блюстителей порядка вклиниваются элементы кри­минального сленга. Стратификационная диффузия' вы­ражается в двустороннем процессе:

■ средний и низший классы перенимают у высше­го класса элементы высокой моды, престижного по­требления, литературный язык и др.;

■ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощен­ной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сфе­ру пересечения классов и сословий, в канал диф­фузии культурных ценностей из одной страты в дру­гую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только выс­ший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде слу­жили отличительным символом высшего, а затем среднего класса.

1 Kando Thomas AT Leasure and popular culture in tran­sition. St. Louis: The C.V. Mosby Co., 1980. P. 70. 2 Там же. P. 84.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые оильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его куль­турная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США насчитывалось 42 тысячи биль­ярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до 11 тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изме­нился весь строй культуры: усилилась роль женщины н семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования на­селения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно. Амери­канские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного вре­мени в сомнительных закрытых для женщин заведе­ниях2.


^~ Вььссхкая \^ культура J

у V χ /

Л Л

м\^ссс^ая

 

Средний класс


Низитм класс

Рис. 10. Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении

В традиционном обществе существовала ярко вы­раженная символическая поляризация населения. Се­годня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становит­ся средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является об­щим для всех.

Таким образом, стратификационная диффузия рас­пространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной рота­цией.

Культурная диффузия несет обществу как позитив­ные, так и негативные сдвиги. Проникновение высо­кой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просве­щение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спор­том, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто нахо­дится в верхней половине социальной пирамиды.

 

3.3. Континуум форм распространения культуры

Рассмотренные три формы распространения куль­туры можно считать общими. Внутри них выделяются частные формы, представляющие собой конкретные культурные практики заимствования новшеств.


I лава ί. Кцшрая динамика

Вес многообразие частных форм распространения культуры — от торгового обмена народов и туризма до колонизации и насильственной русификации (амери­канизации, европеизации) — можно расположить на некотором континууме. Полюса такого континуума представлены двумя противоположными формами распространения: стихийное (нецеленаправленное) и организованное(целенаправленное) распространение.

Стихийные Организованные

формы формы

|_„ -------------- 1---------------- 1--------------- JL ---------------- 1

Торговый Турихч Колонизация Миссионерство Шпионаж обмен

Рис.11. Континуум форм распространения культуры

Организованной формой является только такой способ, при котором в качестве основной цели созна­тельно выдвигается навязывание, перенесение или заимствование культурных образцов у другой страны. К этом смысле миссионерство и шпионаж своей глав­ной целью имеют в одном случае — насаждение дру­гим народам своей религии (христианства, ислама, буддизма), а в другом— заимствование культурных нововведений: чертежей ядерного оружия, промыш­ленных секретов и т. и. Торговля между странами, хотя π является насквозь организованным процессом, отно­сится к стихийным формам потому, что культурный обмен выступает побочным эффектом, а на первом месте стоит купля и продажа товаров и получение прибыли (т. е. экономические цели).

К организованным формам относятся экономи­ческая помощь развитых стран слаборазвитым, так как она оказывается при условии, что в странах-ре­ципиентах произойдут демократические преобразо­вания и будут усвоены культурные ценности капита­лизма. Колонизация располагается посредине. Ее главная цель — добыча новой и дешевой рабочей силы в Африке, а вовсе не распространение запад­ной культуры. Оно происходит позже — как побоч­ный эффект.

К стихийным формам следует относить лишь те способы распространения культурных артефактов, которые возникают сами собой, никем заранее не пла|
нируются, не управляются, никак не организуются Я
не оцениваются. Они возникают в точках массовых
этнических контактов. Стихийные формы растянуты во
времени, а организованные сжаты, поскольку они пла|
номерно внедряются правительством или местными
властями. 3

Организованное распространение нередко при! нимает форму насильственного культурного внедре­ния. Оно осуществляется по-военному быстро, эффек-j тивно, но держится краткое время, часто вызывая* народные возмущения. При стихийных формах про­цесс идет медленно, но новшество приживается на­долго. Часто новое синтезируется и органично ужи­вается со старым.

Наиболее яркий пример — распространение евро­пейской обуви на Востоке. Устройство интерьера на­ционального дома корейцев и японцев (несмотря на значительные различия) на протяжении многих столе­тий выработало у этих народов обычай разуваться и переобуваться, входя в помещение. В результате в современном быту корейцев и японцев преобладает нешнурованная европейская обувь, широко распро­странены всевозможные приспособления для надева­ния обуви, туфли-слипперы используются не только в домашнем быту, но и на производстве, в транспорте. В Корее обычай переобуваться сохраняется даже при входе в жилое помещение, обставленное европейской мебелью. Домашние туфли стали непременной деталью сервиса европейских отелей в Корее и в Японии. Кро­ме того, в Японии в самолетах и в железнодорожных вагонах в креслах устраивают специальные приспо­собления, которые предусматривают употребление их в одном положении для опоры обутых ног, в других — для опоры разутых. Обычай корейцев обязательно перед едой мыть руки или протирать их влажным полотенцем привел к тому, что деталью костюма ко­рейского рабочего или строителя, одетого по-европей­ски, стало заткнутое за пояс с правой стороны сверну­тое полотенце1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2305 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.