Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ 4 страница




В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйствен­ного уклада к другому. Собирательство требует наи­меньшего времени обучения. Переход от потребления нищи к ее хранению увеличил сроки обучения. Пе­реход от собирательства к охоте потребовал еще боль­шого увеличения родительского вклада в обучение и ыщиту потомства. Теперь уже успех выживания на­прямую зависел от успехов обучения.

Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии— устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы

<>дного выводка — вызвано было тем, что самка в одиноч-ку не могла сохранить потомство: нужно было добывать 11 ищу, охранятг, территорию от врагов, передавать знания.

<)тсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — возникновение института отцовства и на его ι к-нове — формирование института родительства.

Отсюда берет свое начало и общественное разде­ление труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Подростковый период и юность представляют co-j
бой такой возраст, когда агенты первичной социализа-*
ции (за исключением группы сверстников) начинаю^
играть меньшую роль, а агенты вторичной социализм
ции — большую. В зрелом возрасте агенты вторично^
социализации выходят па первый план либо уравнивав
ются по степени влияния с агентами вторичной социа^
лизации. Юность завершает активный период социали-j
зации. К юношам обычно относят подростков и молодых]
людей в возрасте от 13 до 19 лет. *

Не все агенты первичной социализации играют' одинаковую роль и обладают равным статусом. По" отношению к ребенку, проходящему социализацию,' родители находятся в превосходящей позиции. Напро­тив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое! из того, что не прощают родители: ошибочные реше-' ния, нарушение нравственных принципов и социаль­ных норм, бесцеремонность и т. д. В каком-то смысле■{ ровесники и родители воздействуют на ребенка в про-' тивоположных направлениях и первые сводят на нет' усилия вторых.

 

1.6. Культурные различия в воспитании детей

Как обучают культурно приемлемому поведению? Уже в колыбели человек становится центром притяжения внимания родителей и семьи, хотя с годами, по мере взрос­ления, он перемещается на периферию. Он учится разли­чать вначале по тону голоса родителей, какие действия нельзя совершать, а что приятно им. Родители постоянно повторяют слова типа «мама» или «баба», и ребенок узна­ет, что, произнося подобные слова, он получает вознагра­ждение: поцелуй, сладкое питье или нежность. По проше­ствии времени ребенок узнает еще больше слов и правил поведения. Маленькая девочка учится должному поведе­нию, которое вначале не зависит от специфики пола и больше основывается на общекультурных универсалиях. По мере того как она подрастает, через игры с друзьями, поведение родителей, а позже через официальное обуче­ние в школе, девочка узнает обо всех тонкостях поведе­ния, которое ожидается от девушки или женщины в циви­лизованном обществе.

Продолжительность, функции и способы воспита­ния были различными у разных народов, разных клас-■ он и в разные исторические эпохи. Так, воспитание н нысшем и среднем классе было более продолжитель­ным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззабот­ности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, июхи и класса были свои методы ухода за детьми. И странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленутыми, н с теплым — носить в платке или на перевязи за ι 11 иной.

Этнографы и социологи сравнили национальные ι гили воспитания детей по степени их строгости, со­отношению наказаний и поощрений и выделили два противоположных —японский и английский.

В Японии учитель чаще обращается к поощрени­ям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя пло-\ое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески г.нушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы счи­тают, что чрезмерное давление, направленное на дос­тижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии не­имоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не заме­чая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобаю­щим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления жесткость рег­ламентации поведения сильно возрастает.

В Англии придерживаются иных методов. Анг­личане считают, что неумеренное проявление роди­тельской любви и нежности приносит вред детскому

.· Кулыуроло, ия. Учебник

характеру. В их традициях относиться к детям сдер! жанно, даже прохладно. Мягкость и нежность ощ проявляют скорее к собакам и кошкам. Дисциплини ругощее воздействие на детей оказывается с самоп раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или со баку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказа! ние. Наказывать детей в Британии — это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей —I

значит портить их.

С детства англичане приучаются к с а м о сто ятельч
ности и к ответственности за свои поступки. Они как
бы рождаются взрослыми и для перехода в мир взрос!
лых их не надо специально готовить. Сознательно!
отстраняясь от детей, родители готовят их к трудно»!
стям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив права)
и аттестат, дети уезжают из родительского дома и;
живут независимо. ί

 

1.7. Институт воспитательства

Главными агентами социализации по праву счита­ют родителей. Но так было не всегда. При родовом строе и в феодальной Европе приобрел популярность особый институт, защищающий родительство. Речь идет о практике обязательного воспитания детей на стороне.

Одним из примеров служит кавказское аталычест-во. Аталыком называли приемного отца, обычно родст­венника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совер­шеннолетия. Приемного сына воспитывали с не мень­шей заботой и нежностью,-чем родных детей, с которы­ми у него устанавливалась близость, равная кровному родству.

Воспитание в чужой семье практиковалось в Япо­нии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте, и в средневековой Европе, где многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и уни­верситетах с 7—10 лет. Средневековые ремесленные цехи и ученичество в подмастерьях — также разновид­ность института воспитательства.

1.В. Институты вторичной социализации: школа

Семью называют институтом первичной социали-|.н1,ии, так как она — первое, с чем сталкивается ребе­нок при рождении, и основное место, где формируют-| я доверительные личные отношения.

Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям системати­зм ■ кое образование, подготовку к трудовой жизни и уча-| ill (о в политических процессах. Городская школа ι и тается средоточием всей культурной жизни старше-к лассников и представляет собой некоторую микромо-дгль большой культуры. Хорошо оснащенные школы и моют в своем распоряжении школьные театры, клубы, спортивные общества, кружки по интересам.

Школа продолжает процесс социализации, начав­шийся в семье.

Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специ­альных знаний появлялось и тем настойчивее заявляла о себе потребность в формальной школе. Школы заро­дились только тогда, когда человечество изобрело пись­менность. Самые ранние школы возникли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализи­рованными: египетские школы писцов, греческие шко­лы философов, иудейские школы священников.

В Греции слово «школа» («сколе») имело несколь­ко значений: досуг, праздность, ученая беседа. Связь двух понятий — праздности и обучения — сегодня кажется странной. Однако в доиндустриальном обще­стве, т. е. еще 200—300 лет назад, обучение теоретиче­ским знаниям не давало практических преимуществ, не увеличивало личной продуктивности. Орудия труда и технология производства были крайне примитивны­ми, а квалификация работников — невысокой. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и средства, чтобы заниматься тренировкой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном обществе обслуживала только элиту.

Индустриальная революция кардинально измени­ла ситуацию. Появились тысячи новых профессий и экономических ролей, κ которым надо было специаль­но готовить.

5*

В современном обществе школа составляет начали ное звено разветвленной системы образования. 1

Школа — это учебно-воспитательное учреждение осуществляющее обучение лиц определенных возрас! тов в специально оборудованных помещениях и поя руководством профессионально подготовленных π еда! гогов. Цель обучения — дать подросткам систематичен ские знания в основных областях человеческой деятель»! ности: физики, математике, литературе, языку, истории^ и т. п. Образование — систематический и формализо-J ванный способ передачи знаний, навыков, ценностей. ||

Социализирующая функция школы проявляется!1 также и в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни.

Необычность ситуации, в которой оказывается^ школьник,— отсутствие надзора со стороны родственни-: ков и родителей. В школе ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним осо­бую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требо­ваний, норм, правил и социальных ролей. Ни один школь­ник не рассматривается в качестве уникальной лично­сти — любимого сына, единственного ребенка и т. п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качест­ва ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Он — один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все другие. Стандартизация мыслей и пове­дения достигается благодаря школьной форме, стандарт­ному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередно­сти предметов (расписанию уроков), стабильности препо­давательского контингента и учеников.

Успехи детей также оцениваются стандартно — при помощи школьных оценок.

Школа и система образования в целом — эффек­тивный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Напротив, высокий уровень образования — способ сделать профессио-132 нальную карьеру.


I una 1. Нормы и механизмы привбщения к культуре

I § 2. Адаптация________________________

Адаптация — процесс физического, психофизио­логического и социального приспособления к среде. И опологии это совокупность поведенческих механиз­ме т. обеспечивающий живым существам возможность (с хранить специфический образ жизни в определенных Vi л(>виях. В медицине адаптацией называют привыкание ι· чему-либо. В социологии адаптация — особый процесс π ыимодействияличности или группы с социальной сре­дой, когда индивид усваивает социальные нормы и тра­диции субкультурных ценностей определенной группы |п.1иример, профессиональной). Если речь идет об усвое­нии индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих ι ii ицество в целом, то говорят не об адаптации, а о социа­лизации (как макропроцессе).

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При пом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным сооб­ражениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы— это скорее социализация, нежели адаптация.

Когда мы переезжаем в другую страну, нам при­ходится приспосабливаться к изменившемуся клима­ту, поступая работать на предприятие, мы приспосаб­ливаемся к нормам и требованиям, которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требова­ния, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих ме­роприятиях. Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и че­рез него усвоение социальных норм и ценностей.

Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к не­привычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему прихо­дится социализироваться, а не просто адаптировать­ся. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваива­ет новые культурные нормы, приобретает новые ста­тусы.

Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американ­цев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация.

Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал ОрвильГ. Брим-младший (1966). Он обнаружил следую­щие различия.

1. У взрослых социализация видоизменяет внеш­нее поведение, а у детей трансформирует базо­вые ценности.

2. Взрослые способны оценивать нормы, коррек­тировать их, а дети усваивают все некритиче­ски.

3. Социализация в зрелом виде вносит дополни­тельные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях. Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет.

4. Социализация взрослых идет по линии профес­сиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливо­сти, моральным ценностям.

 

1 § 3. Инкультурация _____________________

Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их луч­ше не смешивать.

Социализация обозначает обучение человека жиз­ни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной эко­номики и политического устройства государства, гра­жданских правах и т. п.

Инкультурация (enculturation) обозначает обуче­ние человека традициям и нормам поведения в кон­кретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труд­нее адаптироваться, полноценно включиться и привык­нуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую ква­лификацию, признанную за рубежом, за короткое вре­мя усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справля­ется с профессиональными обязанностями не хуже ко­ренного американца. Но привыкнугь к чужой культу­ре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем ин­культурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптирует­ся к социальным условиям жизни, во втором — к куль­турным. При социализации адаптация легкая и быст­рая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты?», то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — про­фессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою нацио­нальность: «Я — русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобны­ми — родственниками, друзьями, знакомыми или незна­комыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуа­циях, как оценивать события, встречать гостей, реаги­ровать на те или иные знаки внимания и сигналы.


Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непо­средственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное на­блюдение («приглядывание») являются двумя важны­ми способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди гово­рят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затруд­няется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представ­ляет совокупность определенных поз и жестов, наде­ленных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последне­го учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизо­ванного человека обучают тому, как удовлетворят!) свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

В большинстве культур основной прием пищи про­исходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американ­цы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Евро­пейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно пе­рекладывают в правую руку1.

1 Schwartz В. Queuing and waiting: Studies in the Social Organization of Access and Delay. Chicago Univ. Press, 1975. P. 42.

Социализация — врастание в общество, становле­ние человека социального. Конечный процесс социа­лизации — личность.


ι nana 4. Нормы и механизмы приобщения к культцре

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный резуль­тат инкультурации — интеллигент.

Можно быть очень социализированным и совер­шенно некультурным. «Новые русские» — образец пре­восходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социа­лизации. Однако в большинстве своем «новые рус­ские» — совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христиан­ские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведе­ния и т. п.

В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособить­ся к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.

А что происходите социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Стари­кам все сложнее приспосабливаться к быстро меняю­щимся социальным условиям.

 
 

Таким образом, мы можем считать два процесса — ипкулыпурацию и социализацию — развивающимися по разным законам. На один и тот же возраст приходит­ся максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

 
 

Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными, т. е. правилами, помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу.

Многие из сочувствующих большевикам до рево­люции были купцами и зажиточными людьми, а это свидетельствует о том, что в капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались непло­хо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о дру­гом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Ины­ми словами, капитализм как система культурных норм остался им чужд.

Прошло 80 лет, и в конце 80-х годов значительная часть советской интеллигенции по своим культурным нормам ориентировалась на западную культуру, хотя

 

<·!',,..л'..«Ым> II. Hill, μΙίΛ' i'fellt.ft '.Ь ^ h'f · * 411 ' * ШИ

Рис. 9. Континуум «социализация — инкультурация». Среднее значение на континууме имеют интернатские дети.

н своем социалистическом обществе занимали высо­кие посты и хорошие должности. Когда наступила пора радикальных изменений, она выступила в авангарде перестройки. Но так же хорошо устроиться в новом капиталистическом обществе, к которому они призы­вали, большинство наших интеллигентов не смогли. Что им мешало? Нравственные принципы? Накопленные культурные нормы? Или пассивная социализация, пик которой пришелся бы на возраст 40—60 лет? Иначе говоря, идейно революцию готовили зрелые, а плода­ми ее воспользовались молодые.

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться к противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни.

Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация — инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди — это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре поги­бают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув уч­реждение, они оказываются плохо приспособленны­ми для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обыч­ных семьях. Наивысший потенциал у интеллигент­ных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состояв­шиеся люди.

Социализация, по мнению петербургского культу­ролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «ин­культурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному


наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других наро­дов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобрете­ние широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь при­обретение профессиональных знаний не есть необхо­димое требование социализации1.

 

1 § 4. Десоциадизация и ресоциадизацин __________

Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жиз­ни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связан­ные со сменой социальных ролей, приобретением но­вого статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Сле­дующий за ним этап обучения новым ценностям, нор­мам, ролям и правилам поведения взамен старых на­зывается ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две сторо­ны одного процесса, а именно взрослой социализа­ции. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, иск­лючая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его со­циализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Иногда человек попадает в такие экстремальные ус­ловия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ лично-

1 Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культу­ры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 120.

сти. Она не способна восстановить все богатство утрачен­ных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условия­ми сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а и некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, по­падает в совершенно новую, но не менее разносторон­нюю и богатую культуру. Отвыкание от старых тради­ций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает 11е менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.

 

щ § 5. Аккультурация _____________________

К аккультурации относят контакты представите­лей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. ()бычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на по­стоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бы­вает.

Можно привести бесчисленное количество приме­ров аккультурации. В XIX веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: 11олыпу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, со­храняя при этом свои собственные. Но и местное на­селение теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккульту­рации, явившейся следствием территориальных завое­ваний и присоединений.

В 1968 году американская армия, более 10 лет вое­вавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. 11екоторые молодые американцы взяли в жены вьетнам­ских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т. е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй ми­ровой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не; оставались на родине своих жен, а увозили их в свою-; страну. Мужчина играетв данном случае активную куль-.| турную роль и вынуждает женщину адаптироваться к, нормам родной для него культуры.

Такое приспособление и одновременно переобуче-' ние называют еще ресоциализацией. С этим понятием-вы уже сталкивались. Ресоциализация— сущность' процесса аккультурации, ибо она может происходить только со взрослым человеком.

Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресо-циализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой куль­туры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Аккультурация — необходимый элемент межкуль­турного взаимодействия. Когда встречаются предста­вители двух разных культур, то они, намереваясь най­ти общий язык, пытаются понять друг друга.

Таким образом, аккультурация играет прогрессив­ную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффектив­ную технологию общения людей.

Во второй половине XX века в ряде западных стран наблюдается совершенно необычный процесс — ак­культурация религии. Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее угро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии теле­зрителям. Нас поражает в них умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седо­власые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, ро­мантизм и дружба.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 322 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.026 с.