Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ 3 страница




В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верно­сти, то ему придется провозгласить и главенство мо­ногамного брака, основанного на слиянии двух на­чал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность кон­фликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в семье любовь, но не получает сексуально­го удовлетворения, он найдет его на стороне. Следо­вательно, если в данной культуре провозглашено ра­венство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине невер­ности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда ту приглашали в гости. Правда, времена меняются, й|
современная Япония отходит от норм традиционно^
культуры. ij

д§ В. Норм ативные конфликты_______________ J

Культурные различия могут принимать форму] противоречия или столкновения. В этом случае гово­рят о культурном, или нормативном, конфликте. Спе­циалистам известны несколько видов подобных кон­фликтов. Они возникают по самым разным причинам,. Поскольку современное общество в культурном пла­не представляет собой образование скорее гетероген­ное (разнородное), нежели гомогенное (однородное), в нем постоянно будут возникать напряжение и кон­фликты между различными системами норм и ценно­стей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказ­цами, американцами и индейцами), разными поко­лениями (конфликт отцов и детей), между законопос­лушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы домини­рующей).

Конфликт может возникнуть между не успевшим сойти с исторической сцены старым и активно выдви­гающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам. К ним правомерно отнести и нынешнюю Россию.

Нормативный конфликт существует в большин­стве человеческих обществ. Такова неумолимая ста­тистика. Правда, их глубина и способы разрешения везде разные. Когда в культуре встречаются проти­воречивые или разноречивые нормы, индивид быва­ет сбит с толку. Современный тинейджер часто вста­ет перед дилеммой: хранить целомудрие до брака или, следуя предоставленной свободе выбора и ценностям подростковой группы, реализовать сексуальные уст­ремления.

Если в рамках одного общества имеется множе­ство субкультур с несходными или противоположны­ми нравами, то контакт между ними всегда вызывает


Uana 3. КудьтурныЕ нормы

проблемы, а иногда перерастает в конфликты. Ска-жом, нормы поведения молодежи и нормы поведения пожилых очень различаются. То, что считается допус­тимым и нестыдным у одних, рассматривается как не­приемлемое и постыдное у других. Подобный тип куль­турного конфликта принято называть конфликтом отцов и детей.

Замечено, что чем выше в обществе удельный вес интеллигенции, тем выше вероятность расшатывания нормативной системы культуры. Правда, чем выше материальный уровень жизни населения, тем ниже вероятность такой угрозы. В США и России высок удельный вес интеллигенции, однако материальный уровень жизни населения неодинаков. В результате российская интеллигенция всегда ставила под сомне­ние и критиковала нравы своего общества, а амери­канская чаще выступала за их сохранение.

Угроза нравственным устоям общества обычно исходит от лучшей, а не от худшей части общества, как бы парадоксально ни звучала эта мысль. Алкоголиков, наркоманов, преступников можно заставить соблюдать нормы. Для этого существуют достаточно эффективные принудительные меры. В советский период, особенно к сталинскую эпоху, численность этих групп была незначительной. Однако либерализация общества, на­прямую зависевшая от просветительской и критиче­ской деятельности российской интеллигенции, приве­ла к росту числа нарушений.

Еще один фактор, влияющий на нравственные устои общества,— это уровень правовой культуры населения. Отмечено, что если демократизация обще­ства происходит на неподготовленной правовой ос­нове, когда нет жестких законов, охраняющих права и покой большинства людей, и эффективных механиз­мов их соблюдения, растет число тех, кто считает себя выше закона. В обществе расцветает культ вседозво­ленности. Причем чем чаще законы нарушают верхи, тем чаще их начинают нарушать низы общества. Об­ратная зависимость отмечена не везде, ибо от распу­щенных низов верхам легче найти противоядие при условии, что они сами не подают пример нравствен­ной распущенности.

1 § 7. йномия ________________________

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.

Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в кото­ром значительная часть жителей, зная о существова­нии обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия описывает нарушение культурного един­ства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается ре­лигиозных и семейных ценностей.

Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который пошел даль­ше французского социолога и предложил стройное учение, она служила результатом конфликта норм в культуре или, выражаясь более точно, конфликт офи­циально провозглашенных целей и доступных закон­ных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провоз­глашенных обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованно­сти в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха.

Но если в том и в другом случае большинству населения легитимные, т. е. законные, способы дости­жения этих целей недоступны, то на его долю доста­ются только незаконные. У Мертона их пять: 1) кон­формизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств);

3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств);

4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств);

5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новы­ми целями и средствами). Так люди приспосабливают­ся к аномии. В большинстве случаев это отклоняющее­ся поведение.

 

| KB______________________________________________________

■ К важнейшим элементам человеческой культуры отно­сятся нормы, совокупность которых называется норма­тивной системой культуры.

■ Нормы — правила, регулирующие человеческое пове­дение. Они указывают на то, где, как, когда и что имен­но мы должны делать.

■ Культурные нормы — предписания, требования, поже­лания и ожидания соответствующего (общественно одоб­ряемого) поведения.

■ Функции культурных норм:

 

— являться обязанностями и указывать меру необходи­мости в человеческих поступках;

— служат ожиданиями в отношении будущего поступка;

— контролировать отклоняющееся поведение;

— служить образцами, эталонами поведения.

■ Нормы можно классифицировать но самым разным ос­нованиям, например, по сфере применения— в малой или большой социальной группе. Соответственно раз­личают два типа. Первый тип — это нормы, которые воз­никают и существуют только в малых группах (моло­дежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются груп­повыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обще­стве в целом. Они называются общими правилами.

α Самая известная классификация культурных норм при­надлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).

Он выделял следующие виды норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws).

Сегодня типология культурных норм учитывает тради­ции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

■ Привычки служат исходной клеточкой социальной и культурной жизни людейодновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других.


■ Манеры— внешние формы поведения человека, полу*, чающие положительную или отрицательную оценку οκ<ί ружающих. Они основаны на привычках. ','

■ По отдельности манеры составляют элементы, или чер*> ты культуры, а вместе — особый культурный комплексу называемый этикетом.

■ В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широ­ким массам людей. Обычай — традиционно установив­шийся порядок поведения. Он основан на привычке И относится к коллективным формам действия. Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

■ Если привычки и обычаи переходят от одного поколе­ния к другому, они превращаются в традиции. Тради­ция— все то, что унаследовано от предшественников.

■ Разновидностью традиции является обряд. Он характе­ризует не избирательные, а массовые действия..·■

ш Обряд — совокупность действий, установленных обыча­ем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиоз­ные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относят­ся ко всем слоям населения.

■ Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечае­мых событий для общества или группы.

■ Ритуал— сильно стилизованный и тщательно распла­нированный набор жестов и слов, исполняемых лица­ми, особо избранными и подготовленными для этого. Ри­туал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ри­туала.

■ Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают мораль­ные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От этого слова происходит «нравственность» — этические нор­мы, духовные принципы, которые определяют важней­шие стороны жизни общества.

■ Табу— абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским


I имя;i. Нрыриые нормы

или правительственным документом, т. е. подкреплен-ные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения.

■ Право представляет собой систему обязательных пра­вил поведения, санкционированных государством и вы­раженных в определенных нормах.

■ Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаи­мосвязаны между собой и составляют фундамент нор­мативной системы не только общества, но и культуры.

■ Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. На­против, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека.

■ Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

■ Моду также понимают как быстро преходящую попу­лярность чего-либо или кого-либо.

■ Культура, как и общество, покоится на системе ценно­стей. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая лю­бовь, дружба и т. н. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

■ Ценности — это то, что оправдывает нормы и придает им смысл. Жизнь человека— ценность, а ее охрана — норма.

■ Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

■ Верование — убежденность, эмоциональная привержен­ность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

■ Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры.

■ В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы.

■ Закономерность построения общества такова: совокуп­ность ценностей должна соответствовать совокупности норм.

■ Ключевым звеном нормативной системы культуры вы­ступает мораль общества— предписания того, что та­кое правильное и неправильное поведение в соответст­вии с провозглашенными нормами.

■ Культурные различия могут принимать форму противо­речия или столкновения. В этом случае говорят о куль­турном, или нормативном, конфликте.

■ Нарушение равновесия в нормативной системе куль­туры принимает множество форм. Одной из них вы­ступает аномия, такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обя­зывающих их норм, относится к ним негативно или рав-нодушно.

■ Аномия описывает нарушение культурного единства об­щества, возникшее из-за отсутствия четко установлен­ных социальных и культурных норм.


ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ

 

 

Потребность в культуре — результат двух- или трохмиллионнолетней эволюции человеческого рода, н течение которой произошли очень важные измене­ния в строении тела. И первым среди них был пере­ход к прямохождению, освободивший руки для упот­ребления орудий труда. Последние разнообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала ι ерьезные изменения в строении мозга, органов пи­щеварения и челюстей. Прямая походка изменила структуру гортани и открыла возможности возникно-пения речи.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гибкостью и адаптивностью. Волк, носорог 11ли слон способны существовать только в том климатиче­ском поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить иезде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, за­менила совокупность навыков —система обученных прак­тических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропо­логи определяют культуру как совокупность социальных навыков и умений.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реагировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново — тяжкий труд, на который отныне обречено было все человечество. Ведь с каждым но­вым поколением обученное исчезало и процесс прихо­дилось повторять сызнова.

1 § I. Социализация и воспитание _______________

1.1. Составные части и разновидности социализации

Социализация представляетсобой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он оз­начает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

От социализации надо отличать адаптацию (огра­ниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение инди­вида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укре­пления организма человека в подростковом и юноше­ском возрасте).

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправлен­ную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно вклю­чает систему педагогических практик. Общество изо­брело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) — способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила по­ведения. Сущность воспитания — нравственное совер­шенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.

Результаты воспитания проявляются в степени усвоения ранее заданных черт, норм поведения. Внеш­ние нормы поведения, соблюдение которых пытаются добиться от ребенка родители, должны стать внутрен­ними принципами его мировоззрения.

О результатах воспитания можно судить по нали­чию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.

Воспитание — это не только целенаправленное прививание наперед заданных свойств, но и стихий­ное усвоение культурных норм.

Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосоз­нанно. В семье оно идет через подражание родителям.

К субъектам воспитания относятся лица, оказываю­щие целенаправленное или стихийное влияние на формирование ребенка: родители; родственники; дру-

и,я; знакомые; значимые другие — реальные (настоя­щие) герои; воображаемые (литературные) герои; учи­теля; другие лица.

С социализацией тесно связана инкультурация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения тра­диций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. I'< отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Пол­ное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество,

•лементами или частями которого могут быть воспита-пне, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к куль­туре являются инкультурация, аккультурация и асси­миляция.

 

1.2. Процесс социализации

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. ")то детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или ран­нюю социализацию, охватывающую периоды детства π юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непро­должительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и обра­зовывали самостоятельную семью. Так было в традици­онном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило призна­ние в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость)
В индустриальном и постиндустриальном обществе че
ловек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнен^
с нашими обезьяноподобными предками период подго
товки к жизни увеличился минимум в 5 раз. >

Подготовка к самостоятельной жизни стала на только более продолжительной, но также более слож| ной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человек] ческое общество смогло только в XX веке. Десятки| тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеоб-1 щее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то rocy-i дарство в развитых странах тратит на образование до; 30% национального дохода.

Однако школьное, университетское, производст»,' венное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приоб-.' ретения новых знаний. Это только один из этапов со­циализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.

Невозможно обучиться социальной роли по книж­кам или методом деловой игры, хотя усовершенство­вать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его вос­питывает окружение, практика принятия управлен­ческих решений, которую приходится осваивать, ре­ально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями —■ она связана с другими ролями. И все это надо осваи­вать. Вот почему к социализации применимо не сло­во «обучение», а слово «освоение». Оно шире по со­держанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесен­ке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. По­нятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в ι ушество социальное.

Социализация —такой процесс, который не под­дается искусственному управлению либо манипулиро-

1Ы1111Ю.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать иупдоркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не. существует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особен­но ι 'ели жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. I Ιο что еще не социализация. Можно сократить отдель­ные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как выдумаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда при мерно на 70% формируется человеческая личность. < 'тоитзапоздать, какначнутся необратимые процессы. ΙΊ детстве закладывается фундамент социализации, и в т< ι же время это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда созна­тельно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созер­цанию.

Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и наддительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. Л бывает, преодолевая трудности, они даже и развива­ют свою личность, открывают в себе новые грани.

 

1.3. Агенты и институты социализации

Беспомощность ребенка, его зависимость от окруже-11 ия заставляют думать, что процесс социализации про-х одит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. 11омощники — это люди и учреждения. Их называют. ι тентами социализации (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами социализации (учреждения, влияю-| цие на процесс социализации и направляющие его).

Так как социализация подразделяется на два вида < первичную и вторичную, агенты и институты социа, зации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — ближайш окружение человека: родители, братья, сестры, бабу] ки, дедушки, близкие и дальние родственники, при» дящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тр неры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Первичная среда — не только ближайшая к чел1 веку, но и важнейшая для его формирования, т. е. сто. щая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представите] ли администрации школы, университета, предприятия армии, полиции, церкви, государства, сотрудники те­левидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Первичная социализация — сфера межличност ных отношений, вторичная — сфера социальных от ношений. Одно и то же лицо может быть агентом ка; первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительны! отношения, окажется среди агентов первичной социали зации. Но если он всего лишь выполняет свою формаль»' ную роль, то он будет агентом вторичной социализации,1

Каждый агент первичной социализации выполня­ет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг). Агенты вторичной социа­лизации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие —-средства существования, церковь —духовное общение и т. п.

 

1.4. Первичная социализация

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социа­лизации, которые находятся в непосредственном и ре­гулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего это родители, ближайшие род­ственники, ровесники, а также кормилицы и няни.

Целью первичной социализации выступает фор­мирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послу-III,ниш, желании делать им приятное и доброе.

')<|)фективным приемом (педагогической практи­ки) первичной социализации является поведение ро­ди гелей, которое выступает наглядным примером того, Пни надо вести себя в различных ситуациях.

К социализации в раннем детстве можно отнести Си, как и когда происходит отлучение ребенка от гру­ди рано или поздно, постепенно или сразу. В неко­торых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В дру-1и ч культурах их отлучают рано, передают кормилице л|ц Ό кормят искусственным молоком. Контроль за ес-ι'1'с твенными отправлениями, защита от воздействий т. ружающей среды (холода, сырости) и т. п. составля-|о г ι к'нову физического ухода за ребенком. Напротив, щ-ремонии инициации, наречение имени, крещение, ι и умение языку, речевому этикету, телесные наказания, ι \овоспый инструктаж, проповеди, поучения и выго­воры, предостережения, система вознаграждения Ιο.λ,ι >брение или осуждение соответствующего поведе­нии) относятся к социокультурным процедурам социа­лизации.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент первичной социализации— к •и омскому или мужскому. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует по­ощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, дей­ствует угрозой наказания, прибегает к жестким мето­дам воспитания. Материнская опека и уход за ребен­ком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет сило­вые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы по­ловой идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть сме­лыми, сильными, деловыми, девочек — мягкими, хозяй­ственными, заботливыми. Таков отработанный тысяче­летиями нормальный путь социализации.

1.5. Функции родительства

Многие убеждены, что родительские чувства nfl
редаются биологически и пробуждаются с рождение!
первого ребенка. Действительно, у всех живых су
тцеств — от птиц до млекопитающих — родительская
забота запрограммирована генетически. Однако для
человеческих существ это справедливо наполовину!
Родительство — прежде всего социально приобретав!
мое отношение. |

Взаимоотношения, складывающиеся между роди! телями (матерью и отцом) и детьми, являются решаю| щим моментом социализации. Они обнаруживают cedijj в самый ответственный момент — когда человек наибо* лее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее дове< рителен и открыт всему новому, а именно в период! младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотно^ шения продолжаются всю жизнь и, следовательно, ока-1 зывают наиболее длительное воздействие. Третья чер-та — родительско-детские отношения являются самыми-тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

В ходе многовекового развития человеческое об­щество создало вокруг и по поводу отношений роди­тельства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контро­ля (телесные наказания, отлучение от наследства, по­читание старших, лишение родительских прав).

У высших животных формируется особое явление —■ материнство, которое у людей получает наивысшее раз­витие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый фено­мен — отцовство. У него нет биологических корней. Это социально приобретенное качество. Материнство и от­цовство вместе создают еще одно явление — родитель­ство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.

Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Забота и уход за по­томством не в меньшей степени повлияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание ре­бенка — самый ранний этап социализации, который


liana 4. Ширмы и механизмы приобщения к крьтцрв

предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем ι,1мим детям. Он существенно повлиял на их интеллек­туальное и социальное развитие.

По мере увеличения мозга у человека сокращалось количество инстинктов и их место занимали социаль­но приобретенные навыки. Природное начало сужа­лось, социальное— расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучают потомство основам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем болыне-му количеству знаний приходилось обучать, тем боль­шее время для этого требовалось.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.