Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 1. Общие швщрнн щцщ 1 страница




И § В. Типы культуры __________________ j

При обсуждении типов культуры мы будем исполь| зовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменно<| означает отсутствие письменного языка и соответст; венно описывает большинство доземледельческих об-! ществ. Земледельческое общество относится к истори­ческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие
главные типы культуры: культура охотников и собира-
телей, культура огородников и фермеров; культура ско-
товодов; культура земледельцев; промышленная (ииду-1
стриальная) культура ■

В основании такой классификации лежит способ, добывания средств существования. Подобные типы! культуры, в основании которых лежит хозяйственный' уклад, получили в литературе название хозяйственно-, культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сло­жившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например пер­вобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой поло­сы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыж­ные земледельцы и лесные охотники, поливные земле­дельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земле­дельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д. ■

Благодаря тому, что технический прогресс посто­янно двигался вперед и соответственно ему развива­лись средства производства, классификация типов хо­зяйственной культуры носит эволюционный характер.

Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состоя­ло из локальных родственных групп (триб). По време­ни оно было самым продолжительным — существова­ло сотни тысяч лет.

I nana 2. Тишопи культур

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушест­во) и огородничество (простейшее фермерство). Ско­товодство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жиз­ни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра­щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государст­ва, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благо­даря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 τ зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земле­делии в Месопотамии в 3000 году до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами пита­ния на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так назы­ваемое простое общество (термин антропологов, обо­значающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной диффе­ренциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследо­ватели обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собира­телей.

В науке принято выделять два типа (два этана раз­вития) простых обществ: локальные группы и перво­бытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подраз­деляется на два периода: а) родовая община, б) сосед­ская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных соби­рателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называе­мому хищническому, или потребляющему хозяйствова­нию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их пого­ловье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям по­степенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а прими­тивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превра­щались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фу­ражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, свя­занных между собой узами кровного родства, взаим­ными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые на­зывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превы­шала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселен­ной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собира­тельства общество перешло сначала к огородничеству,.ι затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел да­леко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог про­кормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло-1И.1Й скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, за­пряженный волами. Резко поднялась производитель­ность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой π собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при чемледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продук­тивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. I 'ораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — не­олитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. I Ιο чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотовод­стве.

Росло население, создавались города. Города заро­дились как центры, где специализировавшиеся на ре­меслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обме­ном. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и по­являются), основная масса населения проживала в де­ревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно —дитя двух революций — экономической и поли­тической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская револю­ция (1789—1794).


За три века культура европейского общества из­менилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа зако­нодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитар­ных условий жизни и качества питания резко сокра­щается смертность. Средняя продолжительность жиз­ни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культур­но разнообразного досуга, лучших возможностей по­лучить образование.

К появлению такого типа общества привели два гло­бальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и рас­пространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриали­зация — применение научных знаний к промышлен­ной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Пе­реход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время пере­ход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинст­во населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Гер­мании — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовлен­ных работников, так как сложность технологии посто­янно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительст­ва: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транс­порте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае со­тен специальностей доиндустриального общества поя­вились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла is десятки и сотни раз. И большинство из них οι,1ло просто неизвестно аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается пре­вращением товаропроизводящей экономики в обслу­живающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором раз­вития становится уровень образования и знаний. По­добные процессы наблюдаются в США и Японии, •свершающих переход от индустриального к постин­дустриальному обществу. Но они не отмечаются в Рос­сии, которая не так давно завершила переход отдоин-дустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской мест­ности, к индустриальному.

 

Культурный текст

доиисьменные исторические современные

'

простые

сложные

ιчкшрателъ- охота пастушес- oivpogtiu- земледелие промышлеп-
ство тво чество ность

__________ Эволюция способа существования ____________

Гис. 5. Типы культуры в исторической преемственности (ис­точник: Hees В.В. еТ al. Sociology. Ν.Υ.., 1991. P. 53)

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автома­тизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят в развитых странах около 90% рабочей силы. Возника­ет особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и воз­вращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажи­мают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производитель-


ность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чащ* зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Гер­мании 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вто­рая промышленная революция», «третья волна», «су­периндустриальное общество», «третья индустриаль­ная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современ­ном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндуст­риальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с соз­данием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персо­нальные компьютеры, автоматическая обработка тек­стов, кабелоное телевидение, видеодиски и записываю­щие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, выходят все новые информационные кана­лы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опугавшая невидимыми нитя­ми весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и пока­зательные операции. Благодаря Интернету можно вой­ти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Про­стое общество — это эпоха человеческих мускулов; аг­рарное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, пост­индустриальное общество — эпоха атомной и термо­ядерной энергии.

I лава 2. Типология крьтдр

| Ш_______________________________________________

■ Критериев или оснований типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этнические осо­бенности; принадлежность к историческому типу обще­ств; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уро­вень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или по­литической культурах, специалисты называют их разно­видностями или сферами культуры общества.

■ Отраслями культуры следует называть такие совокупно­сти норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

■ Типами культуры следует именовать такие совокупно­сти норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не яв­ляются частями одного целого.

■ Формы культуры относятся к таким совокупностям пра­вил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого.

■ Видами культуры мы будем называть такие совокупно­сти правил, норм и моделей поведения, которые явля­ются разновидностями более общей культуры. К основ­ным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, суб-
культуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

■ Виды культуры

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководству­ется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно ор­ганизовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культуры, ка­сающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верованиям
виды народного искусства. ■■ 1

Этнос — социокультурная общность людей. Нация обо­значает территориальное, экономическое и лингвисти­ческое объединение людей, имеющее социальную струк­туру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традицион­но-бытовой, профессиональной и обыденной также спе­циализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной куль­туры охватывает субкультуры всех больших групп. Эт­нические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп —-национальных, демографических, социальных, профес­сиональных, — постепенно у каждой из них формиру­ется собственная культура, т. е. система ценностей и пра­вил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. " Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдель­ных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая куль­туру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и до­бавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующи­ми ценностями.

■ Типы культуры

По хозяйственному укладу выделяют следующие глав­ные типы культуры: культура охотников и собирателей культура скотоводов и земледельцев; промышленная (ин­дустриальная) культура; постиндустриальная культура; информационная культура.


 

Глава 3

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

 

К важнейшим элементам человеческой культуры от­носятся нормы, совокупность которых называется нор­мативной системой культуры. Правила, которые разре­шают или запрещают что-либо делать, существуют в \iDOOM обществе. Социологи называют их социальными нормами, а культурологи — культурными.

 

1 § 1. Культурные нормы и их собдшдение __________

Наши действия только отчасти являются продук­том природы. Все человеческое поведение прежде in-его результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведе­ние и управляем.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с кар­той или схемой культурной жизни. Нормы пред­писывают образцы поведения и передаются инди­виду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обще­ственно одобряемого) поведения. Нормы суть не­кие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Одни нормы и правила ограничены частной жиз­нью, другие пронизывают всю общественную жизнь.

Поскольку в коллективе общественное обычно ставий
ся выше личного, правила частной жизни менее цеНЙ
ны и строги, нежели общественной, если, конечно, они
не изменили свой статус и не превратились в общесТч
венные. |

В норму превращались коллективные идеалы кра! соты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона куль! турные нормы тут же становились ценностями — осо\ бо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том] как должен быть устроен мир и каким должен быт! человек. В любом обществе ценности оберегаются осо<[ бым образом. За нарушение норм и попрание ценно­стей полагались всевозможные санкции и наказания. 11а соблюдение культурных норм был ориентирован ог­ромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропаган­дируют нормы и идеалы, которым должен соответство» вать цивилизованный человек. Их нарушение осужда­ется, а соблюдение вознаграждается.

Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли за­претов. К примеру, в штате США Индиане человек, по­евший лука, не имеет права в течение двух часов по­сле этого пользоваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить рожи из окна автобуса. В Кали­форнии нельзя купить мышеловку, не получив разре­шения в полиции.

Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение и запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма об­ладает двумя сторонами. Одни нормы выступают толь­ко как призывы, советы или пожелания, а другие, на­против, лишь как запрещение что-либо делать.

Практика не выявила, какой вид норм — разре­шающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушны­ми к всевозможным призывам и советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей ви­димости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную ос­in ту. Это означает, что культурная норма соблюдает-| ч тогда, когда индивид заинтересован это сделать. I lor внутренней заинтересованности — и нет испол­нения нормы.

Чем древнее цивилизации, тем многослойнее куль­турные пласты, тем большее количество культурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе.

 

| § 2. Функции культурных норм ________________

Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих пос­тупках; служат ожиданиями в отношении будущего по­ступка; контролируют отклоняющееся поведение; слу­жат образцами, эталонами поведения.

Поговорим о первых двух функциях, поскольку третья рассматривается в главе о социализации, а чет­вертая описывалась в начале данной главы.

С одной стороны, нормы — это обязанности одно-|ц лица по отношению к другому или другим лицам..'.шрещая курить в учреждениях, администрация на-ΐ' ладывает на сотрудников определенные обязательст­ва и ставит их в определенные отношения с начальст­вом и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основан-|п.IX на правах и обязанностях.

С другой стороны, нормы — это ожидания: от со­блюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пе­шеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы фор­мируют систему социального взаимодействия, кото­рая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют свои функции в чависимости оттого, в каком качестве они себя прояв­ляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Культурные нормы выполняют функцию не тол ко правил поведения, но также эталонов долженствс вания — эталона красоты, доброты, храбрости, чесл ности и т. д. Некоторые эталоны в виде требовани| фиксируются письменно и составляют своды бесчио! ленных кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря 1 т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рас| сказы и обучение.

У многих народов короткая шея считается некра| сивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, ста*' рались — для роста шеи — расположить голову ниже] плеч, а негры добивались того же эффекта с помощью' специальных колец. Прямые ноги почитались за обра-! зец только у европейцев, а кочевники любили кривые! ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев; этнографы обнаружили обычай перебинтовывать де­вочкам ступни, чтобы они не превышали 8—10 см, У древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские до­щечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты прекрасного.

 

И § 3. Классификация норм _______________

Нормы можно классифицировать по самым раз­ным основаниям, например, по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответствен­но различают два типа. Первый тип — это нормы, ко­торые возникают и существуют только в малых груп­пах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих бригадах, спортивных командах). Они назы­ваются групповыми привычками. Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения. Так, за нарушение одних норм следует мягкое наказание — 92 неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а ι.ι нарушение других норм жесткие санкции —тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам су­ществует в любом обществе и в любой группе. Нару­шение дворцового этикета, ритуала дипломатической оеседы или бракосочетания вызывает неловкость, ста-ипт человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание. В других ситуаци­ях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой п.! экзамене грозит снижением оценки, а потеря биб­лиотечной книги — пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались.

Нормы можно классифицировать и другими спо-| пбами. Например, совершенно очевидно, что какие-лпоо нормы имеют для данного народа непреходящую ценность. Потеряв их, он прекращает функционировать ι·.ικ культурная общность. Культурные нормы, таким об­разом, отвечают за выживание этноса. К ним относят-' ч нормы уважения к старикам, женщинам и детям, патриотизм, этические, семейныеи религиозные нор­мы. Другие нормы регулируют скорее бытовое поведе­ние; замена одной нормы на другую или исчезновение части их вряд ли скажется на нравственном климате ■ ющества — скажем, правила дорожного движения или поведения в публичных местах.

Некоторые образцы поведения не имеют никакого нычения для выживания социальной общности. Часто их называют бессмысленными церемониями, пережит-1мми старины. К ним относятся предпочтение одной пищи и неприятие другой, ритуальное повторение спе­циальных фраз — «спасибо», «пожалуйста», «разреши­те пройти», «не позволите ли сказать» и др.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Гре-чэмуСамнеру (1840—1910).

Он выделял следующие виды норм: обычаи (folk­ways); нравы (mores); законы (laws).

Они составляют основу нормативной системы культуры. В современной литературе на них постоян­но ссылаются, считая самнеровскую типологию клас­сическим фундаментом науки о культуре. Вместе с тем • лсдует отметить, что список культурных норм постоян-


I____________________________________ Раздел 1. Общие ширни щщ

но расширяется и обновляется. Сегодня типологии культурных норм учитывает традиции, обычаи, привыч ки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, веро вания и знания и др.

Если расположить все нормы в нарастающем поряд ке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, τι последовательностьприметтакой вид (см. рис. 6).

Жестокость санкций за нарушение культурных норм

Табу |
Законы |
Нравы ~|

Традиции|

Обычаи|

Привычки ~\ χ

Степень распостранения культурных норм Рис. 6. Типология культурных норм

На оси ОУ, изображающей степень жесткости санкций, применяемых за нарушение культурных норм. Как видим, чем больше санкций, тем строже на­казание за нарушение нормы. Вдоль оси ОХ отмечена степень распространенности культурных норм в об­ществе. Самыми популярными являются привычки, а самыми редкими —табу. Рассмотрев горизонтальную прямую, заметим еще одну любопытную закономер­ность: чем мягче наказание за нарушение культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.

 

1 § 4. Основные виды к ультурных норм

4.1. Привычки и манеры

Привычки служат исходной клеточкой одновремен­но социальной и культурной жизни людей. Они отли­чают один народ от другого, один социальный слой от всех других.

Существуют коллективные привычки, усвоенные в процессе социализации, и индивидуальные. Привыч­ки возникают на основе навыков и закрепляются в ре-34 зультате многократного повторения.

Привычка — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые мредные привычки (громко разговаривать, читать за поедом, грызть ногти) — они свидетельствуют о пло­хих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привыч­ках.

Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. I ' ли привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Согласно мнению австрийского этнолога К. Ло­ренца (1903—1989) функция манер состоит в умиро­творении людей, достижении согласия между ними. I у же роль играют традиции и обычаи. Грубое на­рушение обычаев ведет к разрушению общества, а мелкое — хороших манер. Умышленное неисполне­ние хороших манер равнозначно агрессивному по­ведению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.