Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I лава 2. Типологии кцльтцр




нетские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пуги нет.

 

3.4. Городская культура

Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город-< -кого типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов па большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могуг вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений


ι лава l Типология ирыцр

культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

 

3.5. Обыденная и специализированная культура

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную1. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, про-фанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.

Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности2.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / ГЛ. Ава-иссова, ВТ. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 283. 2 Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функ­ции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 138—148.

Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз­витие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура— это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретиче­ских аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностны­ми отношениями. Такова сфера ближайшего окруже­ния, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стан­дартным технологиям, методически обоснованы, экс­периментально проверяемы1.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в даль­нейшем служат базой для приобщения к специализи­рованной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраи­вается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Ава-несова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 286.

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учи­теля, и журналисты учат детей (да и взрослых) осно­вам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевиде­нии помимо коммерческой рекламы существует так на­зываемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден­ной культуры — обыденный язык, у специализированной — профессиональные языки. Обыденная культура — сфе-I >а эмоциональной привязанности, чувства взаимной сим-I штии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, сла­бым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся:

■ приватное пространство (квартира),

■ публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. и. По здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством па любительском, а не на профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специали­зированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

Взаимодействие в домашней среде обычно проте­кает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы по­казать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место ме­ждудомашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных


условностей, и театром (рестораном, парком, музеем),
т. е. публичным пространством, где человек в макси-
мальной степени следует культурным условностям и!
стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только*
рабочее место, но и некоторые другие места попадают'
в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуа-
цию схематически.;.

 

Максимальное

следование Минимальное

культурным следовование

условностям культурным

условностям


Публичное


Приватное


пространство Промежуточное пространство
(театр) пространство (квартира)

(рабочее место)

Рис. 2. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте суще­ствуют неформальные отношения — дружеские, до­верительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно об­ласть долго- и кратковременных отношений, пересе­чения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни куль­туры присутствуют почти везде. Так, например, в ре­лигии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и це­ремоний, в технологию которых люди с улицы не по­священы. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относит­ся к профессиональному уровню религиозной куль­туры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, при­нятые без доказательства), осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это просранный уро-неиь участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

1 § 4. Формы культуры ____________________

В зависимости от того, кто создает культуру и ка­ков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

4.1. Высокая культура

Элитарная (высокая) культура создается привилеги-

I к >ванной частью общества, либо по ее заказу профессио-

II ильными творцами. Она включает изящное искусство,
классическую музыку и литературу. Высокая культура
(например, живопись Пикассо или музыка Шенберга),
трудна для понимания неподготовленного человека. Как

III >авило, она на десятилетия опережает уровень воспри-
ятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите-
лей — высокообразованная часть общества: критики, ли-
тературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы,
художники, писатели, музыканты. Когда уровень образо-
н.шия населения растет, круг потребителей высокой
культуры расширяется. К ее разновидности можно отне-
< ти светское искусство и салонную музыку. Формула эли-
тарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвящен­ном истории мировой художественной культуры.

 

4.2. Народная культура

Народная культура состоит из двух видов — популяр­ной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпив­ших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шу­мел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причита­ниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге попу­лярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его προ· шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче* ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется И! сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по-: пулярнуто культуру, которая помимо исторических преда­ний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня — высокий, связан-' иый с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожест­венные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим тво­рениям народной культуры. Их нельзя отнести к эли­тарной культуре только потому, что они созданы ано­нимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вари­антов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медици­не (лекарственные травы, заговоры), народной педаго­гике, суть которой часто выражается в пословицах, по­говорках»'.

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия).

1 Культурология: теория и история культуры: Курс лек­ций / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 1994. Ч. 1. С. 29.

Аудитория народной культуры — всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.


I дана 2. Тиши иуднур

4.3. Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов иди духовных поисков народа. Время ее появления —

<■('родина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство

<граи мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий 111 шмер этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ-пая культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и ' >тражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, иыстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозна­чает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — куль­тура низов. Одни и те же виды искусства могуг принад­лежать высокой и массовой культуре: классическая му­зыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини— высокой, а боевики— массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Од­нако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к попу­лярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями ис­кусства.

Органная месса Баха относится к высокой культу­ре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному ката­нию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки про­изведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этниче­ской. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимуще! ственно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют едш ную национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной кульЯ туры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. обра«зованные слои общества, которые на начальной фазе ее! становления представляют собой явное меньшинство по-сравнению с неграмотным населением. Это образован­ное меньшинство и становится носителем националь­ной культуры»1.

Высокая и национальная культура создаются не эт­носом или народом, а образованной частью общества —■· писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспери­ментальный, или авангардный, характер. Впервые при­меняются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не­профессионалов многие годы спустя. Специалисты на­зывают иногда срок 50 лет. С таким опозданием образ­цы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, пер­вым делом они постарались сократить культурное запаз­дывание, призвав всех художников не увлекаться фор­мотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг' «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецко­му марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Ис­кусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного кре­стьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

 

' Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М: Нау­ка, 1995. С. 40.


(мин ?. Типология кудыцр

Какое-то время высокая культура не только может, И" должна оставаться чуждой народу. Подобно хоро­шему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это иремя —творчески созреть. За 50 лет любое авангард-

К- и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной нультурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.   щ § 5. Комплексные виды культуры______________ 5.1. Художественная культура Ее сущность заключается в том, что человек, назы-и.н'мый художником (а им может быть не только про­фессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же мо­делирует какой-то фрагмент реальности, а затем пере­дает это зрителю или слушателю в эстетически выра-иггельной форме, будь то стихотворение, романс или г.нюц. Все, что создано профессионалами и любителями, нключается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, п достойно сохраниться в веках как имеющее наивыс­шую ценность для общества, составляет искусство. 11екусство — часть художественной культуры. Оно — першина айсберга.       J | Искусство|   / \ t     Художественная культура / \     Рис. 3. Соотношение художественной культуры и искусства Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: 77 устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И 'Т'ак далее. Какую бы область художественной культуры мы ни взяли —теоретическую или практическую, фунда­ментальную или прикладную,— всякая деятельность; доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.   5.2. Физическая культура В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда вто­рое название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физи­ческой формы. Широко понимаемая физическая культура вклю­чает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. лю­бительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших дости­жений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные за­нятия физкультурой; 4) специализированные виды ук­рашения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная рос­пись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религи­озный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортив­ные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, на­правленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий, 1 Морфология культуры: Структура и динамики / ГЛ. Ава-несова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 282. По мнению некоторых культурологов, профессио­нальная культура телесности имеет две основные фор­мы: медицина и спорт1. Медицина — это институт массо­ ι» >го поддержания здоровьялюдей. Онвключаеттрадици-ι υ шую и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе науч­ных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формально­го сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, дока-ывшио свою неэффективность. Знахарство — разновид­ность первой формы народной медицины. Традиционную п нетрадиционную медицину неправильно уподоблять 111 юфессиональному и любительскому спорту, так как сре­ди народных целителей много профессионалов, а среди врачей —много неумелых специалистов. Такова в общих чертах типология видов и форм фи-зической культуры. Как и в художественной культуре, ■:десь можно выделить основную и вершинную части айс-ι н-рга. Будем относить к спорту любые высшие достиже­ния или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкульту­рой. К примеру, спортивные танцы —это спорт, а хоро­водили дискотанцы — это любительские занятия. Татуи­рование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство. Итак, в физической культуре одни виды деятель­ности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобра­зить схематически.    





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.