Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Tлава 1. Научный статуе и предмет культурологии




пия людей. Иными словами, подразделяются на времен­ные и пространственные.

■ Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкуль­турное общение и взаимодействие.

■ Межнациональные отношения внутри и вне одного го­сударства могут принимать форму а) более или менее мирного сотрудничества, б) этнического конфликта.

■ Самый цивилизованный пуп, объединения разных на­родов — формирование многонационального государст­ва, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности.

Однако даже при самом удачном стечении дел на быто­вой почве между представителями разных национально­стей всегда существуют трения, конфликты, предубежде­ния и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм.

Под этноцентризмом ученые понимают склонность пред­ставителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной.

■ С этноцентризмом тесно связано другое понятие — ксе­нофобия. Оно обозначает боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая поли­тическую направленность.

Расовая и национальная нетерпимость представляет со­бой бытовую разновидность этноцентризма.

■ Причиной конфликта может послужить расовая дискри­минация, представляющая собой систематическое ума­ление нрав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы.

■ Крайними формами дискриминации являются апарте­ид, геноцид, рабство.

Глава 2

типология КУЛЬТУР

 

 

1 § 1. Основание типологии культуры _____________

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; регио­нальная принадлежность культуры; регионально-этни­ческая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специали­зация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим глав­ные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно пред­ложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие со­вокупности норм, правили моделей поведения людей, которые^составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие сово­купности норм, правил и моделей поведения людей, ко­торые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этни-

[лава I Типология культур

ческис образования, но также исторические и хозяй­ственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нель­зя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо це­лого. Высокая или элитарная культура, народная куль­тура и массовая культура именуются формами культу­ры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами кум,туры мы будем называть такие совокуп­ности правил, норм и моделей поведения, которые явля­ются разновидностями более общей культуры. К основ­ным видам культуры мы будем относить;

а) доминирующую (общенациональную) культуру,
субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материаль­ная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления со­четают в себе в разной степени все четыре классифи­кационных признака. Духовную и материальную куль­туру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает ху­дожественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.

Предлагаемую типологию культур не следует счи­тать истиной в последней инстанции. Она весьма при­близительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть не­сомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

 

И § 2. Отрасли культуры ___________________

 

2.1. Экономическая культура

Она включает в свой состав культуру производст­ва, культуру распределения, культуру обмена, культу­ру потребления, культуру управления, культуру труда.

Когда предприятие выпускает бракованную продук­цию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда ин­тересы потребителя в обществе игнорируют, когда по­купатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, го­ворят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро­думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппа­ратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль ру­ководства, пренебрежительное обращение началь­ников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред­приятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокуп­ность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распреде­лением заданий, организацией труда и трудовой дис­циплины, правильным и своевременным выполне­нием приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие ин­тересы, часто не совпадающие с интересами орга­низации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы адми­нистрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. осо­бенности поведения руководителей, выступает эле­ментом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру тру­да, если понимать под ней совокупность норм и пра­вил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.


 

Лава 2. Тшмгм культур

2.2. Политическая культура

Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом класти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских п политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

 

 

2.3. Профессиональная культура

В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

2.4. Педагогическая культура '

Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозмож­на без материально-технического оснащения. Призна­ком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теорети­чески все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.


 

I дива Ζ. Типология культур

щ § 3. Виды культуры _____________________

3.1. Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле­нов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть националь­ной или этнической в зависимости оттого, насколько ι ложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культу­ры, касающихся преимущественно обыденной жизне­деятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и пе-I нтферию. Этническая культура включает орудия труда, правы, обычаи, нормы обычного права, ценности, по­стройки, одежду, пищу, средства передвижения, жи­лище, знания, верования, виды народного искусства'.

Специалисты различают в этнической культуре дна слоя:

■ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элемен­тами;

■ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 343—349.

Нижний слой включает наиболее устойчивые эле­менты, закрепленные многовековой традицией. Поэто­му считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. <)бновление культуры может быть экзогенным (заим­ствованным) и эндогенным (возникшим внутри куль­туры без влияния извне). Преемственность, устойчи­вость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколен-пых традиций, действующих на протяжении несколь­ких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически
длительного времени и выступающих механизмом пе§
редачи ценностей от поколения к поколению1. |

Этническая культура — это культура людей, евщ зашгых между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, там сказать, «крови и почвы», почему она и меняете»! от одной местности к другой. Местная ограни^ чепность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространств^ (племя, община, этническая группа) — одна из| основных черт этой культуры. В ней господству* ет сила традиции, привычки, раз и навсегда при-' пятых обычаев, передающихся из поколения к но-I колению на семейном или соседском уровне2.

 

Если этнос указывает на социокультурную общ­ность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую ор­ганизацию.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / ГЛ. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 352—353. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайтанов и др. М.: Нау­ка, 1995. С. 39—40.

Структура национальной культуры сложнее этни­ческой. Национальная культура включает наряду с тра­диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А по­скольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на­циональной. Взять такие молодые нации, как США или, Бразилию, прозванные этническими котлами. Амери­канская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-


Itua 2. Типом» культур

' тую и другие этнические культуры. Большинство со-ирсменных национальных культур иолиэтничны.

Национальная культура не сводится к механиче­ской сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх mm. У нее есть собственно национальные черты куль-|уры, возникшие тогда, когда представители всех эт­носов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково востор­женно исполняют гимн США и чтут американский флаг, унижают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными группами своей привер­женности к территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры1.

В отличие от этнической, национальная культура пич.единяет людей, живущих на больших пространст­вах и необязательно связанных кровно-родственными ■ >τι юшепиями. Обязательным условием появления на­циональной культуры специалисты считают новый тип

......иальной коммуникации, связанный с изобретением

письменности, с моментом рождения литературного чзыка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального ι и >ьединения, приобретают популярность среди грамот­ной части населения2.

Таким образом, национальная культура строится па фундаменте письменной культуры, в то время как птшческая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранив­шихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

1 Морфология культуры: Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. М.: Наука, 1494. С. 356—357. 2 Культура; теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ι.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Нау­ка, 1995. С. 40.

Вот почему национальная культура изучается пре-имущественно филологией, имеющей дело с памятни­ками письменности, а этническая культура — этногр! фией и антропологией, имеющими дело прежде всег с дописьменной литературой1.

 

3.2. Субкультура и контркультура 1

Поскольку общество распадается на множеств!
групп — национальных, демографических, социаль!
пых, профессиональных, — постепенно у каждой из низ!
формируется собственная культура, т. е. система цен!
ностей и правил поведения. Малые культурные мира
называют субкультурами. 1

У одного языка — несколько диалектов. Группы! говорящие на разных диалектах,— субкультуры, rpyn-t пы, говорящие на разных языках,— различные культур ры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство! деталей образа жизни, разделяют общие базисные цен-! ности и потому могут общаться беспрепятственно, иЦ культуры — всего лишь варианты одной, господствую-; щей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в;
отдельных аспектах отмечающаяся или противостоя-,
щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про-
должающая культуру нации, которая получила назва- ]
ние доминирующей культуры. Субкультура отличается,'
от доминирующей культуры языком, взглядами на|
жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обы- j
чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб- ■
культура не противостоит доминирующей культуре,!
Она включает ряд ценностей доминирующей культу- i
ры и добавляет к ним новые ценности, характерные j
только для нее. \

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко- j торая не просто отличается от доминирующей культу-! ры, но противостоит, находится в конфликте с господ-, ствующими ценностями.

Примером контр культуры, по мнению известного \ американского социолога Н. Смелзера, служит куль- ]

1 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для сту­дентов и аспирантов гуманитарных специальностей / ηη Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Нау-Dt ка, 1995. С. 40.

тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделя­ются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ­рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзо­тике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, само­ограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»1.

Возникновение контркультуры на самом деле — пиление вполне обычное и распространенное. Доми­нирующая культура, которой противостоит контркуль­тура, упорядочивает только часть символического про-| транства данного общества. Она не способна охватить in о многообразие явлений. Оставшееся делят между гобой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важ­ны доминирующей культуре, хотя на одних она смот­рит с недоверием, а на других— с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале повой эры, затем религиозные секты, позже средневе­ковые утопические коммуны, а затем идеология боль­шевиков.

Иногда провести четкие различия между субкуль­турой и контркультурой затруднительно или невозмож­но. В таких случаях на равных правах к одному явле­ния применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в кол­лективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, пра­вилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бу­гор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют луч­шее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отри­цал) — сподручные и советники босса. Они — испол­нители его воли и толкователи норм. Ниже по лестни­це стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и ока­зывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишен-

 

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.


ными привилегий» (опущенные, обиженные). Для под-* держания внутригрупповой стратификации (структу--ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение ста­туса носит, как правило, остроконфликтный характер, и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагиче­скими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

 

3.3. Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наиме­нований: сельский тип культуры, культура села, деревен­ская культура, культура крестьянства. Известный специа­лист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе го­рожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не яв­ляющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе)'. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, итолько.Они —носители этой культу­ры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сель­ской культуры.

1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. 2 Там же.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,


1 лава Ζ. Типом» кушцр

псе члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, соседит, д.).

3.11лотный неформальный контроль заповедением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствуетсо столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

3 Культурология. Учебник

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на откры-
том воздухе сформировало иное отношение к физкуль-
туре. На селе мало кто занимается дополнительными
узкофункциональными упражнениями (европейская
система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.
В результате в значительной мере теряется организо-
ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ-
но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-

 

1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 46.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.