Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. Основоположения чистого музыкального бытия – с точки зрения абстрактно-логического знания 12 страница




3 Как сказано в предисловии, весь этот очерк был написан еще в 1920 – 1921 гг., и потому многое я впо­следствии излагал иначе. В настоящем пункте следует отметить, что общую характеристику музыки я даю не­сколько в ином роде во втором очерке и еще иначе – в третьем онерке. Неизменной, однако, остается одна об­щая мысль, что музыка отличается от прочих искусств не своей художественной формой (которая, напр., в рит­ме или метре может вполне совпадать с поэтической формой), но исключительно только эйдетической пред­метностью, а именно что предметность эта остается исключительно алогически-становящейся. Здесь, в очерке 1920 – 1921 гг., я, вполне сознавая всю анти-психологисти-ческую и анти-метафизическую сущность музыки и на­меренно становясь на точку зрения формально-логиче­ского натурализма, изображал это алогическое становле­ние как сотсШепИа орроаНогит, потому что алогическое становление есть действительно сплошность и неразли­чимость всего во всем. К этой характеристике я прибавил слова «данное как длительное настоящее», что вполне понятно, так как простая коинциденция еще ничего не I онорит о становлении. Употреблял я тогда также выра­жения «хаос», «хаокосмос» и др. Не имея ничего против пой терминологии принципиально и теперь, я, как это нидно будет из последующих очерков, употребляю теперь Гюлео абстрактные и надеюсь - более точные термины.

4 Дистинкция схемы, морфе, мйдоса и пр. см. в моей нише «Философии имени», §15. Мое утверждение, что музыка не содержит в себе ни схемного, ни морфного, ни вообще любого оформлении, относится, конечно, к музыкальной предметности, а не к форме выражения последней. Музыка, как выражение, есть, конечно, преж­де псего искусство, а стало быть, ей свойственна в этом смысле и схема, и морфе, и прочие оформления. Однако по – форма именно бесформенного.

5 Шопенгауэр для меня был также только данью вре­мени, запоздавшей даже и для 1920 г. Теперь я меньше всего стал бы исходить из учения о законе основания Шопенгауэра, заимствованного мною тогда из его «Четвероякого корня достаточного основания». Но теперь мне пообще чужда такая постановка вопроса, которая исхо­дит из каких-нибудь формально-логических различений и из какой-нибудь «таблицы категорий». Что же касается отвлеченно-логической системы музыкальных основопо­ложений, то ее я теперь могу получить только из диалек­тической системы категорий, – примерно так, как это де­лается у меня в третьем очерке (§§ 12 – 14), написанном мною в 1925 г. Впрочем, теперь и это для меня старовато.

6 Сравнительная характеристика эйдоса и логоса дана мною в «Философии имени», § 17.

7 Я был премного удивлен, когда ознакомился с тру­пом Кассирера, дошедшим до меня только в 1926 г., ле­том: Philosophie der symbolischen Formen. I. Berl., 1923, II, 1925. Дело в том, что Кассирер здесь занимает совер­шенно ту же самую позицию в отношении мифа, что и я и отношении музыки. Именно, Кассирер задается во втором томе целью перевести основные категории математи­ческого естествознания на категории мифа и делает это как раз при помощи принципа «Konkreszenz oder Koinzidenz der Relationsglieder»*, применяемого к категориям «количества», «качества», «субстанций» и пр. (83 слл). Здесь не место подробнее излагать систему Кассирера, но это совпадение поразительно. Что я работал независи­мо от Кассирера, видно из того, что книга Кассирера (второй том) вышла только в 1925 г., в то время как я докладывал свои музыкальные «основоположения» в Госуд<арственном> инстит<уте> музык<альной> нау­ки еще 24 декабря 1921 г. в присутствии К. Р. Эйгеса, С. Л. Франка, Е. А. Мальцевой, С. Н. Беляевой-Экземп­лярской, В. М. Лосевой-Соколовой и др., а в докладе 25 декабря 1922 г. там же давал эту же дедукцию осно­воположений в расширенном и дополненном виде, не го­воря о длинном ряде более мелких докладов, сообщений и лекций, читавшихся мною в различных учебных заве­дениях, обществах, кружках и собраниях.

8 В данном месте исследования еще не ясно, почему я говорю здесь о числах. Об этом подробнее я говорю в третьем очерке. Тут важно отметить только то, что в музыке как-то совмещаются указанные две стихии, а о специфическом характере логического, участвующего в музыке, именно как о числе, можно пока и не говорить.

9 Неполнота перевода всего этого текста, зависящая не от меня, является причиной того, что здесь не вполне ясна мифология, рождающаяся из музыки. Но уже и из приведенных отрывков ясен самый путь рождения этого мифа. Я утверждаю, что всякая музыка может быть адекватно выражена в соответствующем мифе, причем – не в мифе вообще, но только в одном определенном мифе. Структура самой музыки предопределяет и структуру мифа совершенно точно и определенно, хотя, быть может, это и трудно сделать, а композиторы часто создают миф, т.е. понимают свою музыку отнюдь не адекватно подлин­ной сущности этой музыки. Музыка, построенная на за­тяжных ритмах, на больших ritardanto**, на мягкой ди­намике и т. д., не может, напр., создать миф, где было бы сильное движение, героические усилия, победа или на­пряжение. Тембр, тональность или атональность, темп, характер мелодического и гармонического построения и т. д. дают весьма прочное основание для мифа; и кри­тик,, умеющий войти в музыку и обладающий необходи­мым для этого минимумом художественного понимания, всегда сумеет если не выявить самый миф данного про­изведения, то во всяком случае наметить его общие кон­туры. Автор приведенных отрывков пытался дать миф, общий для всякой музыки, хотя это и не удалось ему сделать вполне, так как слишком заметна в нем склон­ность к определенной линии – Бетховен, Вагнер, Лист, Скрябин. Все это, однако, должно явиться только образ­цом. Полноту мифологического понимания музыки я счел необходимым противопоставить абстрактно-логическому пониманию, которому посвящен этот очерк. Только нали­чие резкого опытно-мифологического понимания и может стать базой для логических абстракций. Это же относится и к дальнейшим – уже диалектическим – конструкциям.

10 Подробнее об этом – в «Ант<ичном> косм<о-се>», гл. 4 – 5.

11 В дальнейшем излагается ряд диалектических конструкций по Р1а1. 5орп. 254 слл. Подробно о диалекти­ке пяти основных категорий эйдоса см. в моей книге «Ан­тичный космос и современная наука», 59 – 73, 295 – 300.

12 Категории интеллигенции более подробно вскрыты в моей книге «Диалектика художественной формы», § 3; о взаимоотношении проблем чувства и выражения – там же, § 4.

13 Вопросом о спецификуме художественного я зани­маюсь в «Диалектике художественной формы», §11.

14 В этом отношении никогда не будет забыта в науке та заслуга, которая принадлежит современной «теории относительности». Совершенно не важно, может ли удаться или не может удаться какой-то там опыт Майкельсона. «Теория относительности» совершенно неопро­вержима физически, раз она есть прежде всего чисто ма­тематическая теория и чисто логическая необходимость. Физически можно опровергнуть только физические же факты и теории. Поэтому в лучшем случае будет дока­зано, что известное нам мировое пространство – абсо­лютно однородно. Но ведь это будет утверждением неко­торого факта, а факты – текучи и изменяемы по самой своей природе. Откуда я знаю, что завтра я не попаду со всей солнечной системой в зону неоднородного простран­ства? Откуда я знаю, что пространство и время сами по себе будут вечно неизменной величиной, и почему я вдруг должен принять вероучение этого нового Абсолюта? Принцип относительности хорош тем, что он до конца уничтожает веру в эти Абсолюты-страшил ища – беско­нечное однородное время и бесконечное однородное пространство. Ньютонианство – это нисколько не наука, но – догмат, мифологическую природу которого я рас­крыл в своей «Философии имени» (с. 215 – 217). Если же надо верить во что бы то ни стало в какие-нибудь Абсо­люты, то каждый ведь знает, что есть Абсолюты поинте­реснее мертвой тьмы бесконечного и безразличного хо­лода ньютонианского «однородного» пространства. Одно­родно ведь всегда то, что серо, слабо, не-индивидуально, не-живо, сонно и вяло. Ньютонианская механика – прин­ципиальная социал-демократия в науке, живущая пар­ламентом, большинством голосов и уравнительными «сво­бодами». Раз время не есть движение (как доказано в тексте), то движение во времени само по себе совершенно относительно (а физики ведь обычно и не отличают вре­мя от движения); что же касается самого времени (без приложения к движению), чистого времени, то оно полу­чает в такой концепции чрезвычайно напряженную и жиз­ненно-трепещущую форму, диалектическую сущность ко­торой я вскрываю ниже, в § 9 этого (третьего) очерка. Диалектическая необходимость относительности про­странства и времени показана мною в «Античн<ом> косм<осе>», с. 208 – 212 (там же – русская литература о принципе относительности, с. 409 – 411).

15 Таким образом, в вопросе о природе времени дол­жен быть отброшен как чистый бергсонизм, так и наивно­сти физиков, механиков и пр. позитивных эмпириков. Вер­нее, то и другое должно найти свое место под главенст­вом третьего, уже существенно смыслового принципа. Психолог хочет видеть время изнутри; математический физик видит его внешне. Но тот и другой должен пред­ставлять видимое им как символы. «До тех пор, пока это не сделано, – пишет Э. Кассирер, – не может быть достиг­нуто истинно философское понимание, понимание цело­го, но лишь гипостазируется в качестве целого определен­ный частичный опыт. С точки зрения математической фи­зики грозит полное уничтожение всего содержания непо­средственных качеств, не только различий ощущения, но также различий сознаваемой пространственности и вре­менности; для метафизического психолога, обратно, все действительное растворяется в этом непосредственном, тогда как всякое непосредственное знание в понятиях удерживает лишь ценность произвольных, созданных для целей нашего действования условностей. Но оба взгляда в своей абсолютности представляются скорее как обед­нение полного содержания бытия, т.е. полной совокупности форм познания «я» и мира. Если математик и ма­тематический физик рискуют непосредственным отож­дествлением действительного мира с миром своих мер, то метафизическое рассмотрение, пытаясь ограничить мате­матику практическими целями, утрачивает понимание ее чистейшего и глубочайшего идеального содержания» («Теория относительности Эйнштейна», пер. Е. Л. Берловича и И. Я. Колубовского. Петроград, 1922, 136).

16 Замечательным рассуждением на эти темы являет­ся РЫ. III 7, 11 (переведено мною в «Античн<ом> косм<осе>», 305 – 306), а также III 7, 12 – 13 (конспект этих глав – там же, 360 – 362).

17 Для критики ложных учений о числе очень важен трактат Плотина «О числах» (VI 6). Этот невероятный по трудности понимания и перевода трактат, заслужив­ший почти единодушную оценку со стороны исследовате­лей в смысле фантастики и абракадабры, представляет собою замечательный образец диалектического учения о числе. И переводчики и комментаторы большею частью обходят этот трактат молчанием. Так как в ближайшее время выходит полностью мой перевод этого трактата и комментарии к нему*, то здесь ограничусь только двумя критическими главами из него, 12-й и 13-й, опуская к то­му же и комментарий. Напомню, что в целях большей ясности и удобочитаемости труднейших текстов Плотина я даю их в интерпретирующих переводах (о сущности ко­торых сказано мною в «Античн<ом> косм<осе>», 455 – 456). Прямые скобки содержат мой комментарий и поясняющие добавления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 375 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.