Направление исследований и история формирования современной немецкой социологии архитектуры
Все рассмотренное выше не может быть использовано как основа социологии архитектуры, но может рассматриваться лишь как отдельные взгляды на архитектуру различных социологических теорий.
Важным этапом в развитии социологии архитектуры как науки является целый ряд разработок в рамках немецкой социологии. Немецкий вариант свободной энциклопедии «Википедия» выделяет несколько предметов исследования и аспектов социологии архитектуры.
Во-первых, под социологией архитектуры подразумевается социология создания архитектуры, т.е. «символическое взаимодействие между людьми посредством конструкций и оформления пространства, например, городов, ландшафтов (парков), жилых зданий, мостов, памятников или определенных архитектурных элементов (башен, дверей и т.д.). Социология архитектуры изучает также особенности оформления интерьера, саму профессию архитектор, строительное хозяйство, политику в отношении строительства и жилищный воп рос в целом. Другая возможная перспектива развития социологии архитектуры – это рассмотрение вопроса о «взаимодействии» между архитектурой и действующим индивидом, то есть вопрос о том, насколько определенное архитектурное оформление обуславливает и создает
предпосылки для выбора определенной манеры поведения, образа действий и восприятия» [96].
Во-вторых, следуя социологии Никласа Лумана, архитектура может быть рассмотрена как система. «Луман рассматривал функционирование архитектуры как системы (частично) в рамках изучения системы искусства (искусство общества). До сих пор системно-теоретический подход к исследованию архитектуры как системы не был полностью разработан; однако еще в 1990 году Дирк Беккер описал архитектуру с точки зрения системной теории («Die Dekonstruktion der Schachtel» – «Деконструкция коробки»)» [97].
В-третьих, предметом социологии архитектуры может быть архитектура как таковая (в буквальном смысле). «Здесь на первый план выходит феномен построенного, рассматривается сама архитектура, то есть речь идет не только (и не в первую очередь) о взаимодействии в архитектоническом пространстве, а скорее о художественном содержании архитектуры, о самом ее влиянии. Сюда же относится социология жилища и проживания. Также интересно изучение таких аспектов как архитектура и потребительство, архитектура и мобильность, политическая и религиозная архитектура. То есть такие постройки как фабрики, тюрьмы, театры и кинотеатры могли бы быть объектами и предметами такого взгляда на социологию архитектуры, в рамках которого, например, ставился бы вопрос о том, насколько эта архитектура в каждом определенном случае отражает структуру общества. При этом интересными для исследования могут быть генеральный план постройки, форма, размеры, материалы, а также различные мнения об этом здании» [96].
В имплицитной форме подобный анализ, связанный с социологией архитектуры, можно обнаружить в работах многих классиков: Вальтера Беньямина (пас
сажи как первые постройки зарождающегося потребительского общества), Норберта Элиаса (жилые структуры при дворе как показатель структуры придворного общества), Мишеля Фуко (тюрьмы как первые институты зарождающегося дисциплинарного общества), а также Эрнста Блоха, Зигфрида Кракауера, Пьера Бурдье, Мориса Хальбвакса, Карела Тайге.
Среди других аспектов социологии архитектуры выделяются социология построенных артефактов как элементов технологической культуры, формирующих пространство; социология пространства в значении термина «социальное пространство», впервые использованном Бурдье и поддержанного в дальнейшем Мартиной Лев, а также социология города и региона, изучающая городские социальные процессы сегрегации, урбанизации, сокращения численности населения в городах и др. [96].
Хейке Делитц из Дрезденского технического университета так описывает процесс формирования современной немецкой социологии архитектуры. Под влиянием Чикагской социологической школы экологической теории города после 1945 года в Германии стали развиваться городская и региональная социологии. В противовес им одновременно стала зарождаться социология архитектуры, предметом исследований которой стала непосредственно архитектура. «Что касается «классических» авторов, основную роль в основании социологии города после 1945 года сыграли Х.П. Бардт [1; 98; 99] и Р. Кёниг [100–102], за этим последовали многочисленные исследовательские проекты, которые рассматривали в первую очередь город, но едва ли саму архитектуру. Говоря о более позднем периоде до 1970-х годов, должен быть отмечен Турн и его работа «Социология архитектуры. Положение междисциплинарных исследовательских направлений в ФРГ» в Кёльнской га
зете «Социология и социальная психология» 1972 года [103]. В качестве примера ученого, занимавшегося эмпирической теорией, приводится Будон, 1971 год [3].
Социология для архитектoров. Гернот Фелдюссен
Характерной для 1970-х годов является работа Гернот Фелдюссен, которая называется «Социология для архитекторов». Автор с самого начала обращает внимание на противоречие, существующее между социологией и архитектурой. «Здесь сталкиваются две противоположности: с одной стороны, наука, которая из результатов или продуктов своей деятельности делает выводы, касающиеся самой этой дисциплины, а с другой стороны, профессиональный опыт архитекторов, которые не знают, каким образом можно применить нетехническую науку в их деятельности. Кроме того, процесс проектирования объектов архитектуры никогда не подвергался научному анализу, который, ко всему прочему, должен быть междисциплинарным, поэтому существуют некоторые пробелы – прежде всего в области абстрактных понятий» [104. – C. 7].
Автор придерживается следующего порядка аргументации: вначале определяются непосредственно объекты изучения (Глава 2). Центральной темой раздела социологии, который посвящен архитектуре, является отношение между пространственным, в частности, застроенным окружением, и социальными процессами, проблематика которых изучается в Главе 3. На основе умозаключений параграфа 2.2 проводится конкретный анализ жилья и образа жизни. Затем предложены определения (Глава 4), а также гипотезы и теории (Глава 5), в которых рассуждения сопровождаются методологическими замечаниями и пояснениями. За этим следует изложение эмпирического знания (Глава 6). Знание
в общем его смысле исследуется с точки зрения пригодности для проектирования, в том числе учитывая различные типы проектирования и планировки (Глава 7). На основе результатов данного исследования предлагается рассматривать жилье с точки зрения вариабельности его возможного использования, предоставляя жильцу право определять его назначение (в соответствии с положениями современной критической социологии, которая представлена в Главе 9), после того как в Главе 8 рассмотрены различные концепции вариабельности жилья на основе особенностей его использования. Наконец, в Главе 10, на основе всего сказанного, описывается отношение между современной социологией и коммуникативно-свободным образом проектирования и планировки. В Главе 11 представлены, исходя из понимания на тот момент основ науки и проектирования, перспективы возможного взаимодействия между ними. В заключение еще раз подчеркивается, что в конечном итоге при изучении взаимодействия между дисциплинами еще предстоит решить большее количество проблем, чем было уже решено [104. – C. 8].
Автор, ссылаясь, в основном, на немецкоязычные источники, проводит анализ истории вопроса, подчеркнув при этом, что ранее в общей социологии и архитектура, и окружающее пространство не учитывались в качестве значимых факторов социальных явлений
[104. – C.10].
Автор упоминает Зиммеля, который в 1908 году в работе «Социология» описал значение пространства для общественной жизни, но лишь в последнее время его работа привлекла внимание. Кроме того, автор отмечает, что не получила распространения в Германии и морфология Дюркгейма, изучающая «материальный субстрат» общества, например, географическое отображение социальной реальности. Та же участь, по мнению
автора, постигла и социальную экологию, разработанную в США, но автор отмечает изменение тенденций в последнее время [104. – С. 10].
Эти изменения автор видит в том, что в связи с рассмотрением организации и планирования пространства в последние годы начали анализировать отношение между пространственной организацией и соответствующими общественными системами с разных точек зрения, и необходимые выводы были сделаны, Например, в работе Тенбрука 1966 года [105. – C. 137] о том, что пространственная организация изначально является частью общественного порядка, куда впоследствии проникают непространственные факторы и наоборот, общественная система обусловлена пространственными факторами [104. – С. 10].
Но поскольку это были общие рассуждения, они не давали ответов на многие вопросы и стали только началом большой работы.
Среди специальных социологических дисциплин была разработана социология общины, которая изучала изначальную связь общественной структуры с определенным пространством или местностью. Эта специальная социологическая дисциплина в Германии также имеет свою историю развития. Интерпретация общины как «мирового общества» (Кёниг, 1958) [101. –
C. 74], то есть отражение всего общества «в пределах ограниченного пространства», приводит к тому, что община – выделяемая, как правило, на основе присутствия административных единиц в городах и поселках, – становится объектом исследования для выявления структур и характеристик всего общества в целом (Керте, 1974) [106. – C. 21].
Окружающее пространство было детально изучено в рамках социологии большого города и там же речь идет о соседстве как «социолизирующей функции
пространства» (Кёниг, 1958) [100. – C. 77]. Соседство рассмат ривается как «противовес» анонимным формам бытия в больших городах. Помимо этого были также рассмотрены и другие общественные структуры, например, семья, с точки зрения их взаимосвязи с большими городами (Пфайль, 1965) [107]. Этот подход был основан на положении об определенных взаимоотношениях между большим городом и обществом в целом, что позволило сделать следующий вывод: «Умозаключения о семье в большом городе соответствуют умозаключениям о современных семь ях в целом» (Пфайль, 1970) [108. – C. 411]. Большой город выступает определящим фактором общего развития. При этом большее внимание уделяется историческим (временн'а не пространственным
ым), особенностям. Большой город, с его отличительными признаками, выраженными в размерах и массах, воспринимается как индикатор общественных явлений, а не как причина определенной линии развития [104. – С. 11].
Продолжая анализ, автор отмечает, что это положение изменилось, как только рассматриваемый большой город стал восприниматься не как фон, на котором отображаются социальные процессы, а как организация окружающего пространства, планомерно предпринимаемая человеком. Анализ и критика градостроительной практики были впервые проведены Бардтом в его книге «Современный большой город» (1961) [98].
С наступлением 1960-х годов, отмечает автор, начинается открытая жесткая критика городов и градостроения. В связи с вытеснением жилых строений из черты города, которое было обусловлено необычайным экономическим бумом и процессом восстановления 1950-х годов, журналисты начинают специальные кампании. Книга журналистки Джейн Джекобс «Смерть и жизнь крупных американских городов» была издана в 1963 году и широко обсуждалась в архитектурных кру
гах [50]. В 1965 году Мичерлих в своей книге «Призыв к несогласию» сформулировал претензии к архитекторам и градостроителям и обличил их несостоятельность. Тогда же против архитекторов проводилась кампания в академических кругах, начало которой положила публикация работы Бардта в 1961 году, однако эта кампания, по мнению Гернот Фелдюссен, не оказала никакого влияния на ситуацию за пределами науки [104. – С. 12].
Архитекторы живо откликнулись на критику со стороны науки. Они инициировали необычайно оживленную дискуссию об общих характеристиках профессии, представляющих собой описание действительности, и о профессиональном идеале, представляющем собой описание возможностей. Кроме того, в ответ на критику они предложили вопросы критикующим их академикам. «Как мы будем дальше жить?» – один из наиболее важных вопросов, заданных на заседании Союза немецких архитекторов в 1967 году. В многочисленных выступлениях, в том числе Бардта, Мичерлиха, Юнга, Хазелоффа, содержалась огромная надежда на улучшение состояния архитектуры и градостроения с точки зрения науки и междисциплинарных исследований. В тот же период, в том числе и на этом заседании, ложный вывод о том, что основная беда архитектуры заключается в недостатке профессиональных навыков у архитекторов, превратился в требование улучшить квалификацию специалистов с помощью более научной организации архитектуры и градостроения. Ту же тему развивает и работа Бардта «Гуманное градостроение» (опубликована в 1968 г.) [99]. Тогда же, в 1968 году, появилась работа Шмидта-Реленберга «Социология и градостроение». Излагаемые в этой книге мысли и положения, которые представляли собой систематический анализ отношений между наукой и архитектурной практикой, также имели своей основой попытку интегрирования двух дисциплин в рамках одной работы [109].
Важными итогами дискуссии стали:
анализ и критика крупных городов, вызвавшие размышления о том, каким образом может быть изменено градостроение;
процесс планирования и реализации застроенного пространственного окружения, подвергнутый анализу, по крайней мере, с точки зрения фактора времени, однако угол зрения, под которым он рассматривался, был достаточно ограничен.
Архитектура, по мнению автора, рассматривалась изолированно от экономической и политической социальных систем. Этот факт был замечен только после 1968 года. Дискуссия о положении дел в градостроении подтолкнула к выводу, что ответственность за архитектурные решения, которую охотно взяли на себя сами архитекторы, в действительности лежала не на них – она была обусловлена факторами, которые находились вне их компетенции. Архитекторы являются исполнителями определенного социального заказа. Критику против городов и городского планирования сменила критика против положения вещей в обществе [104. – С. 13 ].
Г. Фелдюссен определила объектами своих исследований архитектуру, архитекторов и социологию. Отправным пунктом явилось определение «профессионального поля» архитекторов, которое состоит из трех параметров:
проектное задание;
стадии процесса проектирования;
участники процесса.
В принципе, для каждого из трех параметров возможно сделать социологические выводы, которые в совокупности составят социологию архитектуры, отмечает автор. Это означает следующее. Во-первых, социология занимается анализом различных проектных заданий в соответствии с проблематикой их применения.
Социология, во-вторых, анализирует процесс возникновения архитектуры как процесс проектирования и его воплощение в жизнь или конечный продукт, проблемы взаимодействия между архитекторами и социологами на разных стадиях проектирования, включая предварительное планирование, эскизное проектирование, контроль результатов. Автор считает принципиальным упор на проектирование, так как, по ее мнению, строительство – это предмет не социологии архитектуры, а социологии «строительной площадки».
В-третьих, социология анализирует деятельность различных участников процесса возникновения архитектуры с точки зрения их функции в данном процессе и значимости участия: застройщиков, инвесторов, арендодателей, покупателей, строительных фирм и архитекторов [104. – С. 17].
Говоря о теории взаимоотношений человека и окружающей среды, автор предлагает разбивать их не на две, как раньше, а на три составляющие. В центре этих отношений стоит человек, индивид, личность, при этом выбор термина в данном случае не существенен. Человека окружают пространственная и социальная среды.
При аналитическом подходе пространственное окружение можно поделить, по-меньшей мере, на пространство восприятия, которому противостоит человек как субъект, наделенный чувственным восприятием, и пространство действия, которому противостоит человек как источник определенного образа поведения. Социальную среду при анализе можно поделить на институциональную сферу, которая представляет собой социо-культурный мир в его совокупности и общественные субсистемы – такие как семья, соседство, круг друзей и знакомых, или чиновничество, рабочая организация, политическая система и т.д.
Институциональная сфера общества действует на отдельного человека при помощи процесса социализации, благодаря которому субъект узнает и запоминает определенные ожидания поведения и перенимает их в форме соответствующих ролей.
Социализация охватывает не только усвоение (интернализацию) [от нем. internalisierung – процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами – прим. М.В.] ролей, но и получение умений и профессиональных навыков. Таким образом, субъект перенимает не только общественные нормы, которые являются основой взаимодействия между людьми, но и технические правила, необходимые для целесообразного и рационального функционирования в обществе.
В этой связи нужно также упомянуть о процессе так называемого опривычивания (хабитуализации), т.е. постоянной ориентации на определенные образцы поведения, что приводит к тому, что первоначальный смысл действий теряется, а само действие становится похожим на ритуал. С другой стороны, хабитуализация приносит «освобождение» действующему субъекту, так как ему не нужно каждый раз заново мотивировать свои действия.
При рассмотрении вопроса о пространственном окружении и о действиях, так или иначе связанных с ним, можно предположить, что многие действия не мотивированы, а, скорее, являются результатом привыкания [104. – С. 24].
В рамках предлагаемой модели автор предлагает различать действия «пространственные» и социальные.
«Пространственное» действие – это «поведение в пространстве, такое как движение, поза, соблюдение дистанции и использование пространства» или «поведение, предполагающее перемещение в отношении
вещественных объектов». Это поведение обусловлено восприятием общего «облика» пространственного окружения [104. – С. 26].
Cоциальные действия зависят от результатов социализации. Но «репертуар» человеческих действий включает также действия, представляющие собой комбинацию пространственных и социальных характеристик. Восприятие пространства и пространственных отношений (т.е. относящихся к пространству), межличностные взаимоотношения (по отношению к окружающим) в данном пространстве и ожидания определенного поведения пересекаются в одной точке и реализуются в таких действиях или в такой форме жизнедеятельности как принятие пищи, сон, т.е. повседневный быт. Небольшое пространство в квартире, смежные кухня и общая комната сигнализируют о возможности «повседневного» принятия пищи в этой комнате благодаря своему оформлению и обустройству. Эта возможность также учитывает социальную норму, которая заключается в том, что интерь ер общей комнаты создают и берегут для возможного «неповседневного» использования.
Выделяется еще третий тип действий, состоящий в выполнении (или изменении) пространственного окружения. Декорирование пространства человеком также является действием, направленным на пространство, но при этом человек является активным субъектом, который делает пространственное окружение объектом своих действий. Эта деятельность также зависит от социальных норм, которые задаются, например, общепринятыми традициями обустройства быта (например, однофункциональное назначение спальни).
Социальная среда влияет на пространственное окружение с помощью символов, а также осуществления застройки (застроенное пространство). Это проис
ходит благодаря процессам, которые нужно представлять достаточно изолированно от отдельного индивида. Создание пространственного окружения осуществляется небольшой группой специалистов – архитекторов и строителей (политиков, финансистов и т.д.), хотя нужно понимать, что это несколько упрощенное понимание. Символьное представление является длительным историческим процессом, который, говоря несколько упрощенно, не берет в расчет отдельного индивида, подчеркивает автор.
Таким образом, Г. Фелдюссен считает оправданным и суждение о символическом закреплении существующей общественной структуры посредством архитектуры и городского планирования. Ставя под вопрос «абсолютную данность» пространственного окружения, автор, таким образом, делает вывод, что пространственное окружение всегда социально наполнено [104. – С. 27].
Направления исследований и отдельные работы в рамках современной немецкой социологии архитектуры. Современные авторы
Из современных ученых Хейке Делитц [3] и немецкая Википедия [49] выделяют в Германии следующих ученых, занимающихся разработкой теории социологии города:
Харальд Боденшатц, Херберт Шуберт [110], Берхард Шефер [111–114], Хартмут Хойсерман [115], Йенс С. Дангшат [4. – С. 311–341], Вальтер Зибель [115].
В сфере социологии культуры, философской антропологии и общей теории общества работают, к примеру, Вальтер Пригге, Михаэль Макропулос, Йоахим Фишер [4, 24, 25, 28] и Хейке Делитц [3, 4, 26, 27, 28, 29].
Также важным является вклад гендерных исследований. Прежде всего стоит упомянуть следующие имена: Керстин Дёрхёфер, Улла Терлинден, Сузанна Франк [4. – С. 253–287], Катарина Вереш [116], Барбара Цибель.
Большой интерес вызывает работа Кристины Ханненман «Die Platte» об индустриализированном процессе строительства жилых зданий в ГДР.
Интерес к дисциплине возрос и благодаря вкладу Дитера Хоффмана-Акстельма – берлинского критика архитектуры и теолога, в т.ч. благодаря его работе «Dritte Stadt» («Третий город»), провокационной и остроумной, но в то же время утопической [117].
В рамках темы «садово-парковая архитектура» можно упомянуть Ульфа Якобса и Штефана Кауфмана (помимо Германа фон Пюклера-Мускау). а на международной арене – С. Сассена [3].
Отмечена также книга Мартина Людвига Хофманна «Архитектура и дисциплина. О современном человеческом существовании, выражающемся в формах» (Франкфурт-на-Майне, 2000) [118].
Немецкая Википедия приводит также ссылки на портал социологии архитектуры и студенческие работы по теме социологии архитектуры [119; 120].
В работе «Архитектура общества» Йоахим Фишер и Хейке Делитц, обращая внимание на то, что социология архитектуры, которая рассматривает архитектуру и общество, учитывая противоречивость их взаимоотношений, с точки зрения современного общества с его продвинутыми технологиями развивается, в основном, в Германии (в литературе на немецком языке), упоминают также работы других авторов: например, Томас Гирин: «What buildings do» в «Theory and Society», 31 (2002 г. – С. 35–74 [121]; Пол Джонс «The Sociology of Architecture: Constructing Identities», Ливерпуль: UP 2009 г. [122]; на французском языке – «Sociologie et architecture: materiau
pour une comparaison europenne» в журнале «Espaces et Societes» (2009 г.) и работы Оливье Шадуина и Флорана Шампи [123; 124] [4. – С. 10].
Стоит отдельно остановиться на нескольких современных работах, посвященных городской социо логии.
Хартмут Хойсерман, Вальтер Зибель / Hartmut Häußermann, Walter Siebel. Городская социология / Stadtsoziologie [115].
В работе рассматриваются процесс урбанизации, структурные и социальные изменения, городской образ жизни и культура города, урбанизация и разделение труда, город как социальная лаборатория. Исследована роль Роберта Парка и Чикагской социологической школы. Городская жизнь как объект социологического исследования рассматривается с точки зрения публичности и конфиденциальности людей, живущих в городе, и процессов потребления. Сельская местность, общины и сообщества рассматриваются с точки зрения субурбанизма.
Важное место в работе уделено городу как объекту исследования. В работе рассмотрены особенности европейского города и развития современного общества: город – как движущая сила перемен (Маркс, Энгельс); город – родина капитализма и рационализма (Макс Вебер); размер, плотность и гетерогенность как характеристики города; концепция сообщества; дихотомия общества и сообщества; «деревни в городах»; сети [вероятно, в значении связей]; экономическая и политическая теории городов; производство; сегрегация, в том числе социальная и этническая; жилье; кварталы; социальные лишения маргинальных кварталов; условия жизни в этнических домовладениях; особенности потребления в этнических сегрегациях; феминистская критика города. Изложены практические требования к градостроительной политике и городскому планированию [115].
Мартина Лев, Силке Штиц, Сергей Штойцер / Martina Löw, Silke Steets, Sergej Stoetzer. Введение в городскую и региональную социологию / Einführung in die Stadt- und Raumsoziologie [125].
В работе даны определения города и пространства, которые рассмотрены в исторической перспективе и с точки зрения пространственных различий. Рассмотрены теоретические основы сегрегации и неравенства.
Понятие «пространство» рассматривается с точки зрения марксистской социологии пространства, глобализации и локализации, совпадения и различий виртуального и реального пространств. Отдельная тема исследования – виртуальная экономика.
Рассмотрены особенности различных типов городов: Сити, европейский город, социалистический город, функциональный город, глобальные города. Город и экономика символов. Современная городская культура, нестабильность и преступность в городах. Безработица и промышленные города. Американские гетто.
Берхард Шеферс / Berhard Schäfers. Городская социология / Stadtsoziologie [114].
Рассмотрены определения города; задачи городской социологии; формирование городов; развитие европейского города; ранние примеры: Вавилон против Иерусалима. Взлет и падение городов.
Во второй главе исследуются развитие городов и урбанизация как следствие промышленной революции. Заводы и железные дороги как база промышленной урбанизации. Расширение крупных промышленных городов. От социального города к городу социалистическому.
Третья глава посвящена развитию городов с 1960 года. Субурбанизация и городские районы. Субурбанические пространства и поведенческие изменения. Далее рассматриваются взаимодействие города и пространства, городские и сельские районы, город и куль
тура. Пятая глава посвящена рассмотрению «общественного пространства» как основы городской культуры и демократии. Шестая глава посвящена интеграции в городском обществе, механизмам интеграции иностранцев. Женщины в городском пространстве и гендерная проблематика.
Город и сообщество в демократическом государстве. Городское планирование и городская модель. Муниципалитеты в государственной структуре. Проблемы современных городов.
Маркус Шрёер / Markus Schroer. Пространства, места, пределы / Raume, Orte, Grenzen [126].
В работе детально анализируется понятие пространства. Пространство в философии и физике: Платон и Аристотель, эпоха Возрождения, Ньютон и абсолютное пространство, Лейбниц и реляционное пространство, пространство как чистая форма созерцания Канта, Эйнштейн и относительные пространства.
Пространственные понятия в социологии: конституция социального пространства (Эмиль Дюркгейм), космические образования (Георг Зиммель), физическое и социальное пространства (Пьер Бурдье), пространство и формирование современного общества (Энтони Гидденс).
Политическое пространство. Возникновение национальных государств. Новые политические пространства.
Городское пространство. Город: цивилизация или варварство? Приватизация общественного пространства. Город как единица фрагментации. Децентрализация города и усиление периферии. Киберпространство.
Габи Дольф-Бонекампер, Ханс-Рудольф Майер, Юрг Зульцер / Gabi Dolff-Bonekämper, Hans-Rudolf Meier, Jürg Sulzer. Городское пространство и время / Stadt Raum Zeit [127].
В сборнике статей рассматриваются взаимоотношения города, пространства и времени. Переосмысливается развитие городов. Важное место уделено изменениям в обществе и изменениям в городской культуре. Эволюция городского планирования. Перспективы развития современного города. Прошлое как потенциальное будущее. Возрождение традиций. Рациональная жилищная политика в Восточной Германии.
Первый вводный курс социологии архитектуры, задуманный как учебник, был предложен Б. Шеферс «Социология архитектуры. Основные положения – Эпохи – Темы» (Architektursoziologie. Grundlagen – Epochen – The-men) (2003 г.), [111]. Вторая редакция книги, вышедшей во Франкфурте-на-Майне в 2006 году, содержит рассуждения о взаимоотношении пространства и способах его организации; символах, семиотике и особенностях «архитектурного» языка. Автором изложена история развития архитектуры от классицизма до современных течений. Рассмотрена роль архитектуры в жизни общества и, в частности, в строительстве демократии. Уделено место анализу архитектуры как профессии [113]. Более программно предложение было расширено Й. Фишером и Х. Шубертом. Теоретическое сравнение на примере модернистского объекта был предложено Й. Фишером и М. Макропулосом (2004), которые применили семь социологических теорий для анализа Потсдамской площади. Книга о Потсдамской площади содержит социологические теории в применении к одному современному объекту и представляет собой первую попытку анализа феномена современного города и архитектуры с точки зрения различных социологических теорий. Архитектура в этой книге стала поводом для попытки «провести сравнение различных социологических теорий в применении к одному объекту» в рамках споров о мультипарадигматическом характере социологии. В данной
книге архитектура является центральным феноменом, который рассматривается с точки зрения различных социологических теорий, т.е. изучается социология архитектуры [24].
Первая библиография социологии архитектуры была подготовлена Катариной Вереш: «Библиография социологии архитектуры» (Bibliographie zur Architektursoziologie). С избранными докладами. – Франкфурт-наМайне. Lang, 1993 год [116]. Первый доклад об истории дисциплины – доклад Берхарда Шеферса – представлен в 2009 году: «Социология архитектуры: Об истории дисциплины» [4. – С. 365–384]. Первые методические предложения были выдвинуты во время семинара «Материальность и наглядность архитектуры» («Materialität und Bildlichkeit der Architektur»), организованного Мартиной Лев и Петером Ноллером в Дармштадте в феврале 2008 года. (См. отчет о заседании, подготовленный Хейке Делитц, в: Soziologie H.3/2008. – С. 462–470 [26]). Преподавание социологии архитектуры осуществляется до настоящего времени только на факультетах архитектуры (Харальд Боденшатц в Техническом университете Берлина, Барбара Цибель в Университете Ганновера)
[4. – С. 10].
Первое заседание по вопросам социологии архитектуры состоялось во время конгресса Немецкого общества социологии (статьи в: Реберг, 2005). Второе заседание «Архитектура общества. Архитектура современности с точки зрения социологических теорий» было организовано техническим университетом Дрездена (28/29.4.2006). Там же состоялась первая встреча рабочей группы по социологии архитектуры при Немецком обществе социологии [128]. Далее подобные мероприятия проходят систематически [129].
С 2007 года существует рабочий кружок «Социология архитектуры» в рамках разделов социологии го
рода и социологии региона, а также социологии культуры при Немецком социологическом обществе (DGS). В 2004 году во время конгресса Немецкого социологического общества образовалась первая рабочая группа по инициативе Берхарда Шеферса (Доклады: Берхард Шеферс «Об основании социологии архитектуры» («Zur Begründung einer Architektursoziologie») [112], Йоахим Фишер «Значение философской антропологии для социологии архитектуры»(«Die Bedeutung der Philosophischen Anthropologie für die Architektursoziologie») [25]; Герберт Шуберт «Социология архитектуры как эмпиризм» («Architektursoziologie als Empirie») [110]; Катарина Вереш «Процесс цивилизации жилища с точки зрения социологии архитектуры» («Der Prozess der Wohnzivilisierung – architektursoziologish betrachtet»); Габриэль Кристман «Архитектура как элемент структуры города» («Architektur als Element der Stadtkultur»), в Karl-Siegbert Rehberg (Hg.), «Soziale Ungleichheit» – Kulturelle Unterschiede (Социальное неравенство – культурные различия). Заседание 32 Конгресса Немецкого социологического общества в Мюнхене, 2004 год, Франкфурт-на-Майне: Campus 2006, CD. – С. 3405–3462) [113].
Место социологии архитектуры в структуре общей социологии
После того как на встрече в Дрездене в апреле 2005 года различные положения социологической теории были рассмотрены в применении к социологии архитектуры для определения этой области науки, в феврале 2007 года на заседании во Франкфурте Герберт Шуберт (Кёльн) использовал понятия социологии города как исходную точку для более подробного рассмотрения социологии архитектуры, в том числе для разграничения социологии архитектуры и социологии города. В первой предложенной им системе взаимосвязей он создал три модели, которые рассматривают раз
личные взаимоотношения между (общей) социологией, социологией города, пространства, планирования и архитектуры:
а b c
Далее, на основе системного подхода к социологии города, разработанного Питером Саундерсом, а также на основе предложенного Мануэлем Кастельсом [130–132] принципа различия «пространства потоков» и «пространства мест», Шуберт попытался определить «линии синтеза» между социологией города и социологией архитектуры (выделено серым).
СВЯЗЬ С СОЦИОЛОГИЕЙ АРХИТЕКТУРЫ
В соответствии с установленными связями Шуберт cформулировал следующие вопросы:
культурный облик: каким образом социальные институты формируют материальность города?
экологическая общность: в какой степени архитектура как выражение и средство городских сообществ предлагает новые опции исследований?
социально-пространственная система: какую роль играет архитектура в процессе структурного согласования городских подсистем?
• единица объема коллективного потребления: как проявляется «структурная шизофрения» (Кастельс) конкурирующих логик пространства?
В рамках обсуждения предложений Герберта Шуберта прозвучали нижеследующие умозаключения и замечания участников.
Петер Ноллер выступал за более свободное понимание социологии архитектуры, имея в виду первую систему, предложенную Шубертом. Он утверждал, что социологию архитектуры нужно понимать не как подраздел социологии, но как многообразные взаимоотношения между (общей) социологией и архитектурой.
Барбара Цибель задавалась вопросом о значимости архитектуры и согласилась с моделью b, т.е. с тем, что архитектура является частью социологии города, которая, в свою очередь, является частью (общей) социологии.
Йоахим Фишер и Хейке Делитц настаивали на разделении социологии архитектуры и социологии города. Они рассматривают социологию архитектуры в ее взаимосвязи с социологией культуры, артефактов, техники и города и предлагают увязать ее с общей теорией социологии.
Мартина Лев, работая над вопросом, как можно определить предмет социологии архитектуры, выделяет две интересующие ее проблемы: а) что происходит, когда архитектура создается, исходя из особенностей города? б) и наоборот, когда мы город создаем на основе архитектуры?
Стефани Херинг размышляла о том, какие научные результаты могут принести исследования в рамках социологии архитектуры в целом, считая, что нужно исходить именно из этого.
Герберту Шуберту важным представляется возможное применение социологии архитектуры для проектирования и планировки.
Маркус Даус отметил, что здания – представляя историю искусства – являются также воплощением теории, что может стать сферой исследования социологии архитектуры.
Марианна Роденштейн отметила необходимость учета практического применения: застроенное пространство раскрывается на фоне перспективы его использования и оценки эксплуатации зданий [133].
Философская антропология Йоахима Фишера и социология архитектуры
На семинаре «Материальность и наглядность архитектуры» («Materialität und Bildlichkeit der Architektur»), организованном Мартиной Лев и Петером Ноллером в Дармштадте в феврале 2008 года в рамках рабочей группы по социологии архитектуры секций социологии культуры и городской и региональной социологии, Йоахим Фишер (Технический университет, Дрезден/ Институт социологии) так излагал свои взгляды на архитектуру как сложное «средство коммуникации» общества.
Размышляя о социологии архитектуры, автор уверен, что ей еще предстоит занять центральное положение в системе социологических знаний о современном обществе. А основопологающая социальная характеристика архитектуры, по мнению Фишера, – «сложное средство коммуникации» общества.
Архитектура, говорит Фишер, функционирует не так, как язык, как картина или как музыка, т.е. отлично от других естественных средств коммуникации между людьми. Благодаря своей «материальности», она является логически оперирующим средством миро- и самопознания. При помощи понятия «эксцентричная позициональность» (Плесснер)
[134. – C. 263, 275–278] – основополагающего понятия философской антропологии, которое лучше всех других понятий культурологии или социологии отслеживает «материальность» физического существования человека, можно раскрыть эту материальную внутреннюю логику архитектуры. Если человек является существом, осознающим границы, оно, в связи со своей природной эксцентричностью (или будучи подверженным различным рискам), должно стабилизировать свою жизнь и вести ее в «естественной искусственности» через процесс проведения искусственных границ в естественном окружении (например, через институты, а не инстинкты, через языковые классификации), тогда архитектурные постройки – это «физические границы», искусственно построенные границы в природе. В этих построенных границах (каждое здание) человеческое существо укрывается от угроз для его собственного физического существования (защита от неблагоприятных температурных и погодных условий). Благодаря этим искусственным границам человек регулирует свое появление в мире, например, появление в какой-либо искусственной зоне. В этих физических границах (стены, двери, окна, фасады) человеческое существо иначе познает элементарное различие между окружающим миром и системой, отличной от членораздельного языка или от картины, которая может восприниматься противоречиво. Человек заходит с улицы внутрь (помещений) и точно так же, переступая порог, выходит на улицу. Одновременно эти
физические границы сверху вниз (этажи) создают границы уровней. Архитектура отличается от такого средства коммуникации как музыка, которая, аналогично архитектуре, создает атмосферу, переход от внутреннего к наружному, но последнее, обладая «жесткой» и «тяжеловесной» материальностью, является сложным и постоянным средством само- и миропознания, которое невозможно или чрезвычайно сложно (для человеческого опыта) устранить или исключить. Таким образом, архитектуру нельзя адекватно передать (реконструировать) ни через «текст», ни через «картину», ни через «музыку» (даже если она контролирует и увеличивает свою эффективность во взаимодействии с другими средствами, характеризующимися иной логикой).
Социальные характеристики архитектуры можно выявить только при рассмотрении ее внутренней логики на основе ее материальности с точки зрения антропологии. Архитектура является особенным средством коммуникации общества и здесь – в данной социальной среде – она взаимодействует с учетом своих «коммуникационных предложений», согласно своей внутренней логике с другими менее сложными, так сказать «окрыленными» средствами коммуникации, например, с языком, деньгами, правом/ властью, правдой (Луман). Благодаря ее вездесущности, архитектуру можно по праву назвать основным средством коммуникации общества, подчеркивает автор. Действительно, взаимодействующие субъекты, живущие в городе, поддерживают коммуникацию друг с другом при помощи застроенного «жизненного пространственного мира», к которому они всегда тяготеют и под который они подстраиваются, они изменяются, воспринимают окружающий мир и реализуют себя через архитектурные коммуникационные предложения (в отношении жизненной атмосферы и содержания). Именно учитывая эти по
ложения, становится ясно, почему столь конкретные формы архитектурных физических границ вызывают постоянные споры и подвержены социальному влиянию, почему даже в современном обществе до сих пор ведутся дебаты об архитектуре. И именно с учетом этих положений становится очевидным, почему в рамках этих постоянных споров речь вновь и вновь заходит об исторической реконструкции или переустановке архитектурных физических границ. В связи с материальной тяжестью средств коммуникации «архитектуры» (ее «неустранимостью») люди живут в коммуникативном мире, в котором всегда присутствует архитектура, располагая в длительной перспективе б'
ольшим выбором коммуникативных предложений предыдущих поколений. Фишер считает, что социология архитектуры, будучи центральной наукой социологических наблюдений о современном обществе, определяет это явление как неизбежную коммуникацию между поколениями. В рамках теории общества, созданной с учетом социологии архитектуры в результате анализа современного общества, автором была установлена «невозможность искоренения современности» [26; 28].
Философская антропология Хейке Делитц и социология архитектуры
На этом же семинаре Хейке Делитц (Технический университет, Дрезден/ Институт социологии) рассуждает об архитектуре как «средстве» социального, о материальности архитектуры с точки зрения жизни и социологии.
Социологическая теория, в рамках которой «социальное бытие» сводится к действующим субъектам, давно уже предполагала необходимость анализа артефактов и архитектуры в том числе, замечает автор. Ар
хитектура в таком случае – как все артефакты – не обладает никакой действенной силой, являясь всего лишь объектом.
Другая возможность раскрытия сути социологии архитектуры, говорит Делитц, заключается в том, чтобы предположить наличие у архитектуры таких характеристик как «активность», «эффект» или «позитивность»: архитектура не просто воспроизводит социальную среду, но и формирует ее благодаря своей особой «материальности» и «наглядности». С одной стороны, она придает социальному все новые креативные формы, в которых переменчивые «общественные и исторические процессы» познаются как «общество». Речь здесь идет о действенных, формирующих общество «символических представлениях» «воображаемого» (Корнелиус Касториадис) [135]. Архитектура, таким образом, заготавливает для общественной среды видимые формы. С другой стороны, архитектура с ее четырехмерной «материальностью» способствует тому, что появляются новые действия и образцы поведения, она социально «эффективна»: т.е. речь идет о материальном средстве, которое действует в течение долгого времени, позволяет и вызывает определенные образцы поведения, манеру смотреть и держать корпус и, в конечном итоге, особые типы (взаимо)действия. Здесь, в вопросе об общем облике общественной среды и социальных действий, речь идет о средстве, материальность которого является самой долговечной, которое способствует раскрытию новых явлений в современном обществе. В основе этого процесса лежит попытка рассмотрения архитектуры как «средства социальной среды», изучения, наряду с медиальной теорией (антикартезианской), философской антропологии, социологии бергсонизма: жизненно-философской дифференциальной теории, особенно в той форме, в которой ее развивали Корнели
ус Касториадис и Жиль Делез вслед за Анри Бергсоном [136]. Это новое течение витализма видит основную характеристику реальности в непредсказуемом «становлении чем-то иным», в «различии» (а не в «идентичности»). Здесь раскрывается новая онтология социальной среды: действующее лицо и артефакт больше не находятся в отношении субъект–объект, но оба одновременно являются «актантами» (Латур) в системе человеческих и нечеловеческих, органических и неорганических тел (Делез). Эта социология архитектуры, которая интересуется созданием реальности в архитектуре, может быть объяснена на примере современного течения авангарда (деконструктивизма) [26; 28].
В другой своей работе Хейке Делитц дает более развернутое представление предлагаемой теории социологии архитектуры и детально анализирует предлагаемый подход на примерах работ деконструктивизма самой известной в мире женщины-архитектора Захи Хадид [3; 29]. После рассмотрения множества возможных теорий социологии архитектуры и субдисциплин, автор представляет собственное предложение, которое основывается на концепции философской антропологии, ее культурологической теории и социальной теории, являющейся ее частью. Автор замечает при этом, что с точки зрения теории общества эти концепции являются открытыми для рассмотрения – каждый из подходов еще только формируется.
Хейке Делитц предлагает под социологией архитектуры понимать раздел социологии, отличающийся объектом изучения и исследования и выбирающий постройки (конкретные архитектурные явления, связанные с обликом, размерами, материалами, кон струкциями архитектуры) в качестве объекта соци альной науки, в противоположность социологии города, регионов, планирования и жилища. Социологию архитектуры предла
гается направить на изучение структуры общества и механизма социализации через рассмотрение архитектуры этого общества. В качестве главной задачи социологии архитектуры предлагается анализ современного общества с точки зрения облика (не структуры) города. Для того, чтобы объяснить социологию архитектуры теоретически, автор упоминает специально разработанный символичный теоретический подход, который рассматривает архитектуру как основное явление, отражающее процесс социализации.
При таком подходе к социологии архитектуры здания понимаются как «выражение», «символ» или «зеркало» общества. Второе предложение: рассматривать архитектуру как средство отражения социальных процессов. При этом интересны взаимно пересекающиеся отношения архитектуры и социальных процессов, их взаимное влияние друг на друга. Автор считает, что архитектура – главное средство отражения культуры и всех общественных изменений, делая их наглядными, представляя их и воспроизводя. Автор декларирует, что разработанный подход позволяет понять, как общество и социальные явления воплощаются в архитектуре и одновременно ею определяются; как архитектура влияет на социальные изменения; как изменения в технологии и материалах проектирования влияют на социальные отношения, мировосприятие, средства передвижения и коммуникации, а также насколько общественные ценности воплощаются в архитектуре и усиливают их действие и, наконец, как и в какой степени архитектура воспроизводит «классовую структуру» общества, а также какова роль архитектуры в передаче опыта и структуры «общества» и «субъекта» и в какой степени социальная перемена представлена в архитектуре и ею вызвана.
В рамках философской антропологии, продолжает автор, Й. Фишер предложил ограниченно-теоретический
анализ архитектуры. В концепции Фишера архитектура, с точки зрения теории средств коммуникации, описывается как «сложная коммуникация» современного общества, воплощенная через «легкие» средства (письменность, денежные средства), и может быть проанализирована таким образом. Учитывая постоянную позициональность при любом эксцентричном действии, Фишер рассматривает архитектуру как «коэволютивное непобочное средство социализации». Автор разделяет суть этого философско-антропологического суждения и декларирует, что будет опираться на него в описании систематического предложения, рассматривающего архитектуру как «средство отражения социальных процессов».
«В рамках данного рассмотрения социологии архитектуры за основу принимается культурологическое и философское определение средства коммуникации, принятое Эрнстом Кассирером в «критике культуры» и обоснованное Хельмутом Плесснером в философскоантропологической «критике разума» [134. – C. 263, 275–278]. Музыка, наука, язык, а также архитектура, являются различными средствами, которые формируют самосознание, мировосприятие и социальную позицию. Тезис критики разума (эстезиологии) состоит, в таком случае, по мнению автора, в том, что данное различие основывается на различии чувственных модулей человека (материальное априори). «Соответственно, в музыке структурно может выражаться и пониматься нечто иное, чем в геометрии, а в невербальной архитектуре нечто иное, чем в синтагматическом языке. Это, соответственно, сказывается на положении тела, осанке: музыка вызывает желание совершать ненаправленные резонансные движения в танце, в повседневной жизни, или, занимаясь наукой, человек, напротив, использует свое тело безэмоционально целенаправленно. Все средства миро- и самосознания человека являются принци
пиально равноценными, но не аналогичными, и поэтому не взаимозаменяемыми». Подобная теория культуры позволяет автору выделить логику, присущую непосредственно архитектуре, которая рассматривается с точки зрения «положения туловища и осязания». «Каждое направление архитектуры действует на довербальном уровне, является предсознательным продолжительным средством коммуникации, которое, с одной стороны, нас окружает, создает пространственно заполненную «атмосферу», формирующую представление о мире, самом себе и об обществе через обозначение границ (корпусов постройки), пространственные аналогии Внутри/Снаружи/Вверху/Внизу, а, с другой стороны, делает определенные положения туловища возможными, а иные исключает. Каким образом архитектура воспринимается в повседневной жизни, можно понять, дистанцировавшись от нее, от ее особенностей выражения и структуризации. При этом можно наглядно увидеть, в чем заключается основополагающая особенность архитектуры: в пропорциях конструкций, в культурно обусловленных пространственных направлениях и формах, которые вызывают определенные движения, восприятие и представление о себе и о мире».
«Тесно связаны между собой аргументация данной теории средств коммуникации, описывающая виды и методы общественного выражения и понимания, с основной идеей философской антропологии, которую сформировал Хельмут Плесснер, решительно противопоставив ее систематическому сравнительному анализу растений, животных и человека и ключевой категории «эксцентричной позициональности», предложенной Максом Шелером [137]. Архитектура, с точки зрения основополагающей характеристики философской антропологии, является одним из наиболее своеобразных и необходимых средств воплощения жизни человека –
живого существа в условиях времени и пространства. При этом речь идет, в первую очередь, о необходимости экспрессии, о культуре в целом. Человек как «неспециализированное», требующее «доработок», двойственное животное, дитя природы, поставленное перед фактором существования как телесной оболочки, так и души, должен спланированно и действенно создавать вторую природу – это составляет функционал построек. Каким-то непостижимым образом он постоянно должен создавать что-то новое – это составляет экспрессию в архитектуре. «Только в доме человек выходит за пределы природы». Архитектура является монополией человечества, частью «естественной искусственности»
[134. – С. 268]. Одновременно она в своем проявлении есть выражение и маска существа, опосредованного самим собой: «Ограничение корпусов построек является истинно ограничением экспрессии». Человек постоянно заново принимается за архитектурные ограничения и не приходит «никогда туда, куда задумал – делает ли он жест, строит ли дом или пишет книгу». Эта общественная характеристика архитектуры показывает, почему архитектура постоянно оспаривается, почему «конкретная социализация происходит столь четко при особенных социальных нормах архитектуры» [3].
Далее автор иллюстрирует предлагаемую теорию примерами из архитектуры деконструктивизма Захи Хадид. «В рамках анализа деконструктивизма, с точки зрения социологии архитектуры, архитектура рассматривается как отражение современного общества, основываясь на положении философской антропологии, и как средство, которое обладает потенциалом формирования мировоззрения и общественного движения, учитывая концепцию эстезиологии».
По результатам анализа автор делает вывод, что «как архитектура модерна была охвачена рационали
стическими стратегиями Тейлора и Форда, так и архитектура деконструктивизма охвачена постфордистским сокращением иерархий, усилением коммуникаций, гибкостью, креативностью и собственной ответственностью. Этой новой картине капитализма соответствует изменившееся представление об обществе, которое больше не описывается как «классовое общество». Еще более действенно, чем литература о менеджменте и управлении, это представление пропагандирует архитектура, выделяя соответствующие метафоры (ризом, сеть, динамика, поток). Изменяя динамический облик и открытую функцию, архитектура воспроизводит картину общества, обозначенную ведущими отраслями науки, формирует новые представления о субъектах и онтологию и, таким образом, сглаживает социальное неравенство».
«Эта децентрализированная, обыгрывающая «космические метафоры» архитектура (деконструктивизма) стала сама эксцентричной, соответствуя нашей саморефлексии и общественной ситуации, которые вызывает развитие науки и техники. Открытая форма новой архитектуры соотносится с этим новым завоеванием земного пространства. Общество, ушедшее от своей религиозности, познает, что «возможно, существуют еще другие формы жизни и развития». Философская антропология является адекватной теоретической выкладкой данного положения (не вдаваясь в детали), деконструктивизма и его архитектурного воплощения – общества. «То, что воплощается в архитектуре – это потеря страха перед вертикалями, их использование в качестве направления движения и соотнесения с действительностью, развитие окружающего мира, больше не связанного с определенной ограниченной территорией, более того – негоризонтального, без определения «верха» и «низа».
«Архитектура общества: теории социологии архитектуры» – програмный документ немецкой социологии архитектуры. Й. Фишер и Х. Делитц
Выступая в качестве лидеров Немецкой школы социологии архитектуры, Й. Фишер и Х. Делитц в 2009 году выпустили книгу «Архитектура общества: теории социологии архитектуры», где собрали вместе работы своих коллег по немецкой социологической ассоциации [4]. Во Введении к данной книге авторы пишут, что архитектура окружает нас повсюду. Мы соприкасаемся с ней ежедневно, ощущая ее постоянство и наглядность, она присутствует, когда мы предпринимаем различные действия и осуществляем взаимодействие между собой. Архитектура, будучи постоянно рядом и преобладая над другими коммуникативными средствами культуры или «символическими формами», явно выделяется среди них. В своих вездесущих конструкциях она воплощает само общество, обнажая особенности его поколений, социальных классов, условий жизни и систем функционирования. Иначе обстоит дело с присутствием архитектуры в работах по социологии. Здесь архитектура представляется как нечто чересчур понятное и близкое; социология же, в свою очередь, слишком зациклена на поиске абстрактных принципов современных процессов общественной социализации, поэтому «архитектура общества» пока не стала ключевой темой данной науки [4. – С. 9].
Рассуждая об объективных предпосылках развития социологии архитектуры, авторы отмечают, что так как ранее не проводилось никаких серьезных социологических исследований в этом направлении, для социологии архитектуры необходимо, в первую очередь, занять свою нишу в системе социологических знаний –
в том числе социологи должны определить взаимосвязь между подразделами социологии, которые могли бы принести пользу в изучении этого направления, однако никогда для этих целей не рассматривались. Это такие подразделы как социология города, техники, артефактов, культуры и пространства (новое направление). Ни теория социологии, ни теория социологии культуры, ни социологический анализ общества не проводят непосредственно архитектурно-социологических исследований и не предлагают соответствующей основополагающей теории об отношениях между архитектурой и социологией [4. – С. 13].
Рассуждая о социологии города, авторы отмечают, что в ней не было разработано систематического подхода к архитектуре. С момента основания социологии города сам город рассматривался этой дисциплиной «не как артефакт», а как «эмоциональное состояние» общества. Основная тема социологии города состояла и состоит в изучении проблемы социальной дифференциации, изоляции, «сегрегации» в крупных городах... Социология города, однако, изучает не столько материальное воплощение общества, выраженное в построенном пространстве, сколько взаимодействие, стиль жизни, образы социализации в городе. Именно с этим связана преимущественно эмпирическая, не основанная на теории, направленность данной дисциплины, которая препятствовала тому, чтобы ученые заметили социальный аспект архитектуры [4; 11].
Если бы социологи в общих чертах обозначили подлинную позицию социологии архитектуры, то можно было бы вкратце предложить следующее: социология архитектуры анализирует конкретные архитектонические явления, принимая во внимание особенности общества. Основной интерес социологии архитектуры состоит не в социальных аспектах, представленных
в городе, а скорее, в очень социально активном, построенном образе городов, деревень, культурных ландшафтов – то есть в образе общества. При этом, отмечают авторы, можно было бы выделить иные аспекты архитектуры и иные социальные области. Архитектурные объекты создаются на «микросоциологической плоскости» в районах физического передвижения населения и в соответствии с его представлениями. Таким образом, они имеют непосредственное отношение к социальному взаимодействию. В современных обществах количество взаимодействий, которые имеют место за пределами застроенного окружающего пространства, сокращается с каждым днем в отличие от несовременных обществ, например, кочевников. На макросоциологической плоскости архитектура придает обществу – то есть отношениям между поколениями, социальными классами и системами функционирования – выразительность; она сообщает общественные различия и специфическое отношение к себе, к природе, к социуму [4. – С. 12].
Авторы считают, что для того, чтобы социология архитектуры воспринималась как нечто большее, чем просто одно из ответвлений социологии с узкоспециальной направленностью социологических исследований, необходимо найти взаимосвязь с различными социологическими теориями [4. – С. 13].
Чтобы преждевременно не обрубить различные направления мысли, в данной книге намеренно предлагается большое разнообразие социологических теорий в применении к архитектуре общества. То есть речь идет об «архитектуре общества» с точки зрения различных социологических теорий. По мнению авторов, нужно будет прояснить, какая значимость придается архитектуре в обществе данной социологической теорией, т.е. как ею понимаются отношения между архитекту
рой и обществом: является ли архитектура «зеркалом», «выражением», «проявлением» каждого конкретного общества или она есть «коммуникативное средство всех социальных процессов и явлений», т.е. выполняет конститутивную функцию [4. – С. 13].
Архитектура общества рассматривается в книге с различных точек зрения:
с точки зрения социальной морфологии – Маркус Шрер (Markus Schroer) [4. – С. 19–48 ];
с точки зрения фигуративной социологии Норберта Элиаса – Герберта Шуберта (Herbert Schubert) [4. – С. 49–78];
с точки зрения социологии, феноменологии и герменевтики – Ахим Хан (Achim Hahn) [4. – С. 79–108];
с точки зрения институционного анализа – Маркус Даусс/ Карл-Зигберт Реберг (Markus Dauss/ Karl-Siegbert Rehberg) [4. – С. 109–135];
с точки зрения теории исторического и социологического восприятия: Гидион, Беньямин, Кракауер – Детлев Шеткер (Detlev Schöttker) [4. – С. 137–162];
с точки зрения философской антропологии – Хейке Делитц (Heike Delitz) [4. – С. 163–194];
с точки зрения теорий систем и форм – Дирк Беккер (Dirk Baecker) [4. – С. 195–222];
с точки зрения анализа дискурса Мишеля Фуко – Штефана Мейснера (Stephan Meissner) [4. – С. 223–251];
с точки зрения гендерных исследований – Сузанна Франк (Susanne Frank) [4. – С. 253–287];
с точки зрения культурных исследований – Удо Гетлих (Udo Göttlich) [4. – С. 289–310];
с точки зрения теории (теорий) социального неравенства Пьера Бурдье – Йенса С. Дангшата (Jens
S. Dangschat) [4. – С. 311–341];
с точки зрения теории структуризации – Мартина Лев (Martina Löw) [4. – С. 343–364].
Представлен также доклад «Об истории дисциплины социология архитектуры» Берхарда Шеферса (Bernhard Schäfers) [4. – С. 365–384].
Существующий резонанс в научных кругах по отношению к социологии архитектуры, по мнению авторов, можно объяснить осознанием того, что она обладает «двойным потенциалом»: с одной стороны, для архитектуры, для всех, кто ею занимается и кто ею интересуется, с другой стороны, для социологии. Социология в состоянии предложить что-то архитектуре: она объясняет социальные условия последней, рассказывает проектировщикам, заказчикам и конечным потребителям об общественных подоплеках, интересах, структуре, а также о социальном эффекте архитектуры. И наоборот, архитектура тоже может предложить социологии нечто ценное: она настоятельно ведет к модификации основных положений социологической теории и обладает потенциалом к построению новых теорий общества и новых подходов к его анализу, поэтому книга заканчивается частью «О двойном потенциале социологии архитектуры» Йоахима Фишера (Joachim Fischer): «Что может дать социология архитектуре – Что может дать архитектура социологии?» [4. – С. 385–414].
Несмотря на то, что изложенная Йоахимом Фишером, Хейке Делитц и их коллегами теория наиболее систематически рассматривает социологию архитектуры, все же она, являясь полностью гуманитарной, является, скорее, декларацией, призывом к дальнейшей работе. О чем красноречиво свидетельствует итоговый, после всех рассуждений, вывод автора: «Из-за непостижимости эксцентрично позиционированного человека никогда нельзя говорить о «конце» архитектуры; остается неизвестным, как она – сейсмограф общества и важная часть социальных процессов – будет развиваться в дальнейшем» [3; 29].