Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жандармская полуинтеллектуальность и сановная интеллигентность 2 страница




1 Цит. по: Сахаров В. И. Движущаяся эстетика В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Ф.
О литературе и искусстве. М, 1982. С. 5.

2 Кони А. Ф. Из очерка «Князь Владимир Федорович Одоевский» // Грин Ц. И., Тре­
тьяк А. М. Публичная библиотека глазами современников (1795-1917): хрестоматия. СПб.,
1998. С. 373-378.


322


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ


323


 


3.3.3. Лети европейского просвещения

Вес народное ничто перед человеческим. Глав­ное дело быть людьми, а не славянами. Что хоро­шо для людей, не может быть дурно для русских; и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то мое, ибо я человек.

Н. Карамзин. Письма русского путешественника

Западническое умонастроение берет свое начало с петровской мо­дернизации, и именно оно обусловило подражательность дворянской культуры XVIII века, о которой мы уже говорили. В первой четверти XIX века идейные связи с Европой не прерывались. В 1823-1825 годах в Москве существовало литературно-философское Общество любо­мудрия, членами которого были Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев и др. «Любомудров» особенно привлекала эстетика Шеллинга, согласно которой в художест­венном творчестве и в произведениях искусства достигается идеал, не­доступный для рационального познания. Художник, согласно Шеллингу, обладает интеллигенцией, духовной способностью разрешать противо­речия, не преодолимые никаким другим путем. После выступления де­кабристов кружок любомудров распался, а его устав и протоколы были уничтожены. Николаевско-уваровская идеология «Православия, Самодер­жавия, Народности» означала позу самодовольного изоляционизма, когда Европа представлялась не в виде источника прогрессивных новаций, которые следует заимствовать, а в виде рассадницы крамольных идей, которые должно пресекать. Европейцы в свою очередь удивлялись жан-дармско-бюрократической полуинтеллектуальности, культивируемой в Российской империи.

Общеевропейскую известность получило четырехтомное сочинение маркиза Астольфа де Кюстина (1790-1857), посетившего Россию в 1839 году'. Резко критикуя грубый деспотизм и коварное лицемерие царской власти, Кюстин приходит к выводу, что у русского народа «нет гордости, благородства и тонкости чувства», что все эти качества заменя­ются «терпением и лукавством». Общественное устройство французский аристократ характеризует так: «Народ без свободы имеет инстинкты, но

1 Кюстин А. Николаевская Россия. М, 1990. Некоторые фрагменты сочинения маркиза воспроизведены в журнале «Иностранная литература» (1991. № 7), а журнал «Вопросы философии» (1994. № 2) опубликовал проблемное «Резюме путешествия», которое сопро­вождает интересная статья Е. Н. Цимбаевой «Я мало видел, но многое угадал...»


не имеет разумных чувств. Эти инстинкты проявляются иногда в диких, чудовищных формах». «Я заявляю вам, — заключает Кюстин, — что не будет преувеличением сказать: Российская империя — это страна самых несчастных людей на Земле, потому что они страдают одновре­менно и от варварства, и от цивилизации»1. Как тут не вспомнить «Думу» молодого пессимиста Лермонтова (тот же 1839 г.):

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

В полемически заостренных, а иногда прямо оскорбительных выска­зываниях высокомерного французского интеллектуала можно найти зерна истины, подтверждающие оценку А. И. Герцена, что сочинение маркиза «самая занимательная и умная книга, написанная о России ино­странцем». Но зерна истины всего лишь полуправда, а не истинная правда. Во время кратковременного пребывания в России (только два с половиной месяца), да к тому же не владея русским языком, Кюстин не мог уловить, понять и осмыслить те интеллектно-этические течения, которые спонтанно существовали и развивались под гнетом николаевского режима. Творческий потенциал благородного сословия не был исчерпан, не атрофировалась и его интеллигентность. Если бы русская интеллиген­ция не была способна оставить потомкам «плодовитые мысли» и «гени­альные труды», у нас не было бы оснований называть первую половину XIX века золотым веком дворянской культуры. К счастью, такие основа­ния есть.

Первым разоблачителем казенной великодержавной мифологии явил­ся Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), автор «Философического письма» (1836), которое прозвучало как пробуждающий мыслящего че­ловека «выстрел, раздавшийся в темную ночь» (А. И. Герцен). В этом «Письме» Чаадаев полемически остро и смело поставил главные фило-софско-исторические вопросы русского самосознания: кто мы, откуда, зачем и ответил на них сурово и строго: «мы не принадлежим ни к одно­му из великих семейств человеческого рода», «мы не были затронуты всемирным воспитанием», «мы растем, но не созреваем», «мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уро­ком для отдаленных поколений; ныне же мы составляем пробел в нрав­ственном миропорядке».

1 Кюстин А. Указ. соч. С. 93, 97.


324


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ


325


 


Этот вывод, показавшийся «сумасшедшим» Николаю I, и не ему одно­му, был вовсе не спонтанным брожением мысли, а результатом многолетних философско-религиозных исканий скептически настроенного ума. В свете христианской этики П. Я. Чаадаев критически оценил движение всемирной истории. Античность показалась ему «апофеозом материи», Гомер — «пре­ступным обольстителем» и «развратителем людей», воспевшим «гибельный героизм страстей, грязный идеал красоты», Аристотель — «ангелом тьмы», в течение многих веков «подавлявшим все силы добра в людях», и т. п. Свои надежды на построение Царства Божия на земле Чаадаев связывал с католичеством, в котором его привлекало соединение религии с полити­кой, наукой, социальными преобразованиями. Толкование христианства как исторически прогрессирующего развития просвещения и благосо­стояния послужило исходной базой для негативной оценки российского исторического опыта. Россия сделала неправильный выбор, обособившись от католического Запада в период церковной схизмы, поэтому мы «стоим в стороне от общего движения, где развивалась и формулировалась соци­альная идея христианства». В итоге нам выпало на долю «тусклое и мрач­ное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных по­учений в его предании». Так думал Чаадаев в начале 1830-х годов.

В дальнейшем, после дискуссий вокруг скандальной публикации пер­вого «Философического письма» и европейских революций 1840-х годов опальный философ пришел к заключению, что он «слишком превознес» западноевропейские страны, потому что ни благоустроенная жизнь, ни научные открытия не ведут к преодолению эгоцентризма, а служат лишь «наглым притязаниям капитала» или «социалистической демагогии». Беспокойный правдоискатель начал сомневаться в возможности синтеза религиозного и социального прогресса и провозгласил приоритет «ду­ховного христианства», которое сохранилось в простодушном и добром русском народе. В отличие от католичества, плодами православия на Руси стали не внешние материальные достижения, как на Западе, а внут­реннее просвещение ума и сердца, являющееся залогом подлинного со­вершенствования и духовно-нравственного единения людей, а также особого призвания России. Судя по этим высказываниям, легко заметить, что П. Я. Чаадаев в последнее десятилетие своей жизни отошел от запад­ничества к славянофильству, стал предтечей почвенничества. Его биограф Б. Н. Тарасов отмечает, что «в процессе развития идеи Чаадаева претер­певали существенные изменения (причем все положительные знаки в них менялись на противоположные, а логика — от предпосылок до


выводов — становилась обратной)... Мысль философа не эволюциони­ровала, а пульсировала, развиваясь поступательно-возвратно»'. Подобная траектория мышления характерна для скептического склада ума. Таким образом, можно сказать, что П. Я. Чаадаев относится к интеллигентам- скептикам пушкинского поколения.

Другим представителем этого типа я бы назвал Владимира Серге­евича Печерина (1807-1885), который не сделал карьеру московского профессора, а стал политическим эмигрантом, католическим монахом, атеистом, ученым-филологом и естествоиспытателем. Свой жизненный путь он завершил в Дублине. Автобиографические «Замогильные запис­ки», написанные Печериным в 1860-1870-х годах, представляют собой исповедальный рассказ о мучительных идейных исканиях «лишнего человека» пушкинского поколения.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — один из кумиров, точнее, мифологических героев, не только своего поколения русской интеллигенции, но и всех последующих поколений. Поэтому мы присво­или его имя последнему поколению дворянской интеллигенции. Пушкин сопровождает с детства всех людей, говорящих по-русски, общеизвестны его произведения и даже интимные подробности биографии, а пушкино­ведение можно назвать самой развитой отраслью науки о литературе. Однако никогда не возникал вопрос: «Был ли Пушкин интеллигентом?» В словаре Пушкина слова «интеллигенция» нет. Но ведь это не означает, что в его время не было интеллигентов и интеллектуалов разного типа. П. Я. Чаадаева мы уже определили как типичного интеллигента-скепти­ка. Почему бы не приложить наши формулы к личности гениального поэта, нет, не только поэта, но и проницательного мыслителя, человека государственного ума, историософа и «человековеда»? Невольно закра­дывается сомнение: допустимо ли схематизировать личность столь гран­диозного масштаба? К тому же у нас нет возможности хотя бы отчасти охватить огромную пушкиниану, чтобы выявить подробности и нюансы пушкинской интеллектуальной деятельности и этического самоопреде­ления в различные периоды жизни. Вместе с тем нельзя говорить о пуш-кинско-гоголевском поколении интеллигенции, не уяснив интеллигентность Пушкина и Гоголя. Что ж, проверим еще раз работоспособность нашей формулы интеллигентности.

Ограничимся двумя источниками: собранием сочинений А. С. Пуш­кина и знаменитой книгой В. В. Вересаева «Пушкин в жизни: система-

' Тарасов Б. Н. Чаадаев П. Я. // Общественная мысль России XVIII — начала XX века: энциклопедия. М, 2005. С. 602.


326


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ


327


 


тический свод подлинных свидетельств современников». Этих источ­ников достаточно, чтобы заполнить интересующий нас формат: обра­зованность — креативность — альтруизм/эгоизм — толерантность — экологическая озабоченность.

Показатели интеллектности — пушкинская образованность и креа­тивность достигали высочайшего уровня. Современники почти едино­гласно в своих мемуарах отмечают, что Пушкин «был человек самого многостороннего знания и огромной начитанности», «при большой па­мяти, познания Пушкина в произведениях словесности европейской и отечественной были обширны», «любезность, острый ум, необыкновен­ная память и заманчивый веселый рассказ делали его украшением, душою общества». Творческие способности гениального поэта очевидны. Не­сомненна также его озабоченность сохранением памяти предков и прав­дивой отечественной истории, поскольку в этом «залог величья человека, самостояния его». В 1836 году в неотправленном письме к Чаадаеву Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю». Сложно и даже рис­кованно судить об альтруизме и толерантности Александра Сергеевича.

Если под альтруизмом понимать заботу о благополучии других людей, то альтруизм Пушкина распространялся на круг друзей, семью, но не на человечество вообще. «Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей», — писал он в юности. Действительно, пушкинский «современный человек», «с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой», «с его озлобленным умом», далек от формулы интеллигентно­сти, это подлинный интеллектуал-эгоист. Это он говорит о себе подобных: «Все предрассудки истребя, / Мы почитаем всех нулями, / А единица­ми — себя». Как не презирать этих безнравственных эгоистов?!

В зрелые годы Пушкин был далек от демократического народолюбия. С «мирным народом» (толпой) поэт обращался пренебрежительно:

Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий.

или:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Грех гордыни был знаком великому поэту, которого «черт догадал ро­диться в России с умом и талантом»; он знал, что слух о нем «пройдет по


всей Руси великой» и он «долго будет любезен народу». Он знал о своей гениальности, но не мог возвыситься над предрассудком сословной дво­рянской чести. В 1897 году В. С. Соловьев написал статью «Судьба Пушкина», где попытался раскрыть психологические причины самоубий­ственной дуэли поэта1. Он пришел к выводу: «Враги Пушкина не имеют оправдания; но тем более его вина в том, что он спустился до их уровня, стал открытым для их низких замыслов... Светлый ум Пушкина хорошо понимал, чего от него требовали его высшее призвание и христианские убеждения; он знал, что должно делать, но он все более и более отдавал­ся страсти оскорбленного самолюбия с ее ложным стыдом и злобною мстительностью» (с. 293). Если перевести этот вывод на лексикон, при­нятый в нашей работе, получится, что причиной нелепой гибели поэта был его снобизм — эгоистический индивидуализм сословно-дворянского происхождения.

Пушкин высоко ценил толерантность, милосердие, сострадание, недаром он гордился тем, что в свой «жестокий» век «милость к падшим призывал». Именно толерантность отличает интеллигентность от рацио­нально-жестокой интеллектуальности, поэтому А. С. Пушкина в соот­ветствии с нашей типологией правомерно считать интеллигентом-снобом.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — один из немногих литераторов в мире, удостоенных персональной энциклопедии: Лермон­товская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Сов. энциклопедия, 1981. 784 с. Личности и творчеству поэта посвящено огромное число публикаций; лучшие из них, расположенные в хронологическом порядке, представлены в антологии, изданной Русским христианским гуманитар­ным институтом: М. Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. СПб.: РХГИ, 2002. 1080 с. Разумеется, главными свиде­тельствами интеллектуальных достоинств автора являются его собрания сочинений.

Творчество М. Ю. Лермонтова представляет для нас особый интерес, потому что в классической русской литературе оно «явилось едва ли не самым мощным и уж, безусловно, самым непосредственным (как в смыс­ле прямоты, так и в смысле эмоциональности) художественным выраже­нием индивидуализма... Лермонтов основывал свое отношение к миру на чувстве абсолютной свободы, воспринимая ее и как свободу от мо­ральных правил, установленных людьми, и как свою неподвластность

1 Соловьеве. С. Судьба Пушкина // Соловьев В. С. Философия искусства и литератур­ная критика. М, 1991. С. 271-300.


328


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ


329


 


заповедям, освященным волей Божией... Свои претензии к миру предъ­являл человек, чувствующий себя равновеликим Богу, равновеликим по значимости всему мирозданию, способным разрушить или, по крайней мере, потрясти мир»1. Возможно ли примирение лермонтовского инди­видуализма с альтруистической толерантностью интеллигентности?

Судя по обвинениям, изначально (с 1840-х гг.) раздававшимся в ад­рес поэзии и прозы «демонического индивидуалиста», такое прими­рение невозможно. Вот эти обвинения: «эстетизация зла», «эгоизм и гор­дое своеволие», «безнравственное безбожие автора», «порочность и преступность его героев». Печорин, альтер эго Лермонтова, осуждался как «эгоист, не думающий ни о чем, кроме своих личных наслаждений» (Н. Г. Чернышевский), социальный паразит, обладающий «гнусной при­вычкой получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других» (Н. А. Добролюбов), как воплощение «сухого, холод­ного эгоизма» (К. С. Аксаков), «эгоизма до самообожания» (А. А. Григо­рьев). Н. К. Михайловский, называя Лермонтова «героем безвременья», писал, что он «делал, кажется, все возможное, чтобы создать вокруг себя постоянную атмосферу недовольства, вражды, ненависти... По свиде­тельству всех, оставивших какие-нибудь воспоминания о Лермонтове, немногие из его знакомых пользовались его искреннею и нежною привя­занностью, а ко всем остальным он относился презрительно, заносчиво, враждебно, точно нарочно изыскивая предлоги к неприятностям и откры­тым столкновениям»2. Особенно жестоко судит Лермонтова Владимир Соловьев, обнаруживая в его натуре поэта трех демонов — демона крово­жадности, демона нечистоты, демона гордости, которые погубили его ге­ниальные начала. «Гениальность обязывает к смирению», — подчерки­вал Соловьев, — но эта «основная для человека добродетель» отсутству­ет в аморальном гении, который воспринял свой дар «только как право, а не как обязанность, как привилегию, а не как службу». Поэтому «Лер­монтов ушел с бременем неисполненного долга — развить тот задаток, великолепный и божественный, который он получил даром. Он был при­зван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх, к истинному сверхчеловечеству, — но этого мы от него не получили»3. В итоге получается, что доведенный до логического конца индивидуализм приводит к непривлекательному образу интеллектуала-циника.


Однако были и другие оценки гордого индивидуализма. В. Г. Белин­ский увидел в смелой рефлексии, пренебрегающей лицемерной этикой, путь к разумному и свободному самоопределению личности. С ним со­лидаризировался А. И. Герцен, который расценил эгоцентризм и скепти­цизм непокорного поэта как вызов бездуховности окружающей среды. Развивая точку зрения Герцена, Н. К. Михайловский выделил в личности Лермонтова волю к власти, способность подчинять себе других людей и вести их за собой. В свете теории «героев и толпы» Лермонтов предстал исторически прогрессивной героической личностью, дерзко противосто­явшей николаевской «эпохе безвременья». Адвокат и поэт С. А. Андре­евский (1847-1918) объяснял демонизм Лермонтова трансцендентными причинами. Ощущая связь с потусторонними силами и чувствуя «назна­чение высокое», гениальный «сверхчеловек» питал непреодолимое пре­зрение к земному бытию. Его «божественное величие духа» обнаружи­валось в бесстрашном лермонтовском пессимизме. Д. С. Мережковский в своей апологетической статье прямо назвал Лермонтова «поэтом сверх­человечества» и чуял в нем пророка новой религии1. Есть отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу2, но никто не писал о толерантности, доброте, смиренномуд­рии отважного офицера. Следовательно, интеллигентность ему чужда. Зато ярко выраженная эгоистическая гордыня и амбициозные лидерские притязания позволяют квалифицировать Лермонтова как интеллектуала- деспота. Я думаю, что эта оценка ближе к истине, чем предыдущая.

Талантливые индивидуалисты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были поистине лишними людьми в полуинтеллектуальную николаевскую эпоху и болезненно ощущали свое одиночество. Не случайно они стали первооткрывателями в русской литературе уникальной галереи лишних людей — образованных, умственно развитых, даже одаренных, привле­кательных «героев нашего времени», не востребованных современной им отечественной действительностью, оказавшихся скучающими и разо­чарованными изгоями в родной стране. Общеизвестны художественные образы «лишних людей» — Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин, Лаврецкий, которых, по словам Р. В. Иванова-Разумника, характеризует «раздвоен­ность между индивидуализмом (то есть интеллектностью. — А. С.) и ме­щанством». Вслед за Чернышевским Иванов-Разумник повторяет: «лиш­ние люди — лучшие люди своего времени, и на них мы легче всего можем


 


1 Маркович В. М. Лермонтов и его интерпретаторы // М. Ю. Лермонтов: pro et contra.
СПб., 2002. С. 30-31.

2 Михайловский Н. К. Герой безвременья // Там же. С. 284-285.

3 Соловьев В. С. Лермонтов // Там же. С. 340-347.


' Мережковский Д. С. Поэт сверхчеловечества // М. Ю. Лермонтов: pro ct contra. С. 348-386.

2 Андроников И. Образ Лермонтова//Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 15.


330


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСЮЕ ПОКОЛЕНИЕ


331


 


увидеть, что делала с лучшими людьми эпоха официального мещанства: прямым следствием этой эпохи явились мещане, обратным — лишние люди»1. «Лишними людьми» в николаевскую эпоху православия, самодер­жавия, народности, несомненно, были «дети европейского просвещения», то бишь западники, и «правнуки Святой Руси» — славянофилы.

Полемику 1840-1850-х годов между западниками и славянофилами часто именуют расколом русской интеллигенции, Иванов-Разумник даже употребил термин «великий раскол» (с. 353). Невозможно обнаружить экономические, социально-культурные, вообще — объективные причины «великого раскола»; прежние единомышленники стали оппонентами в силу субъективных расхождений в понимании движущих сил отечест­венной и всемирной истории. Напомню, что образовавшийся в 1831 году в Московском университете кружок Н. В. Станкевича стал философской школой для лидеров и западничества, и славянофильства. Расхождения между ними возникали не на почве религиозного самоопределения, а на почве светского мировоззрения, то есть это был не церковный раскол, а первый в нашей истории идеологический раскол интеллектного слоя. Поскольку главную роль играли субъективные факторы, обратимся к персонам, представлявшим противоборствующие стороны.

Лагерь западников, сложившийся в 1840-е годы, не был однородным: он объединял будущих либералов и радикалов, христиан и атеистов, профессоров и профессиональных революционеров. Однако все они были согласны в одном: благополучное будущее России заключается в заимствовании и освоении культурно-исторических достижений стран Западной Европы (отмена крепостного права, ограничение бюрократи­ческого всевластия, искоренение взяточничества, разделение властей, уважение к законам, неприкосновенность личности, терпимость к ина­комыслию, свобода слова, гарантии от произвола). Западники, как правило, были высокообразованными и литературно одаренными людь­ми западной культуры, прекрасно владевшими полемическим словом и пользовавшимися симпатиями прогрессивной читающей публики и студенчества. Типичным примером прогрессивного профессора-запад­ника может служить Т. Н. Грановский; радикальное крыло западничест­ва 1840-х годов представляли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Баку­нин, которых можно назвать предтечами этико-политической субкульту­ры русской интеллигенции.

Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), профессор запад­ноевропейской истории в Московском университете в пору его расцвета

1 Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: в 3 т. М., 1997. Т. 1. С. 268.


(1840-е гг.), обладал замечательным качеством педагога-просветителя— обая­ нием интеллигентности. Это качество обусловило необыкновенный, можно сказать, легендарный успех его публичных лекций по истории Средних веков, прочитанных в 1843-1844 годах. На первую лекцию пришло около 200 человек, потом слушателей становилось все больше и больше, так что лектор с трудом пробивался к кафедре. По замечанию П. Я. Чаа­даева, лекции Грановского имели «историческое значение» как публичное утверждение прогрессивного воззрения на историю. Свое кредо ученого-гуманиста Т. Н. Грановский сформулировал следующим образом: «Всеоб­щая история, более чем всякая другая наука, развивает в нас верное чувство действительности и ту благородную терпимость, без которой нет истинной оценки людей... Тот не историк, кто не способен перенести в прошедшее живого чувства любви к ближнему и узнать брата в отделенном от него веками иноплеменнике»'. Альтруистическому распространению просве­щения и «чувств добрых» посвятил себя московский профессор. По словам Н. Г. Чернышевского, Грановский «служил не личной своей ученой славе, а обществу. Этим объясняется весь характер его деятельности»2.

Интеллигентское обаяние привлекало к Грановскому не только мо­лодежь, но и интеллектную элиту российского общества. Его друзьями были Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и другие убежденные западники (что не мешало полемике в дружеском кругу). Он поддерживал дружеские отношения со славяно­филом И. В. Киреевским, хотя весьма критически выступал против доктрины славянофильства. Грановский в духе интеллигентской толерант­ности полагал, что идейные расхождения могут при известных условиях и не исключать личных симпатий и даже уважения, и не соглашался с М. А. Бакуниным, который считал, что если «у людей другие мнения», то следует «расстаться с ними»3. Сказанного достаточно для того, чтобы отнести Т. Н. Грановского к типу интеллигентов-гуманистов. Конечно, он был не единственным представителем этого типа среди профессуры пушкинско-гоголевского поколения. Можно назвать еще А. П. Куницы-на (1783-1840), П. Н. Кудрявцева (1816-1858), С. М. Соловьева (1820-1879), К. Д. Кавелина (1818-1885) и др. Разумеется, им противостояли конформисты и циники, которых всегда было достаточно в профессор­ской корпорации. С некоторыми из последних Грановскому пришлось

1   Грановский Т. Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории. Речь,
произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета
1852 года января 12 дня // Грановский Т. Н. Поли. собр. соч. СПб., 1905. Т. 2. С. 70.

2   Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. М., 1940. Т. 3. С. 350.

3   Каменский 3. А. Тимофей Николаевич Грановский. М, 1988. С. 53.


332


Глава 3. ПОКОЛЕНИЯ ДВОРЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ


3.3. ПУШКИНСКО-ГОГОЛЕВСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ


333


 


столкнуться во время защиты магистерской диссертации (1845), которая, по словам Герцена, завершилась «торжественным поражением славяно­филов и публичной овацией Грановского»1.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) общеизвестен как «великий критик земли русской» и талантливый литературовед, обосно­вавший значение творчества А. С. Пушкина для русской словесности (И статей 1843-1846 гг.) и разработавший принципы натуральной шко­лы — реалистического направления в литературе XIX века, главой кото­рой он считал Н. В. Гоголя. Однако не все ограничиваются подобной оценкой. Историк русской общественной мысли Иванов-Разумник реши­тельно возражает: «определить Белинского словом "критик" — это все равно, что назвать Достоевского "романистом": это только случайная, внешняя форма их проявления. Бесспорно, Достоевский — "романист", но прежде всего он глубокий религиозный мыслитель; Белинский — кри­тик, но прежде всего он творец этико-социологического мировоззрения. Критиком он был поневоле; он сознавал в себе способности и силы пла­менного проповедника, трибуна... Белинский — главнейший представи­тель интеллигенции, жадно искавшей путей к истине, справедливости и красоте в течение тридцатых-сороковых годов»2. Современная исследо­вательница русской интеллигенции Е. Л. Рудницкая отметила, что «страст­ный искатель истины сменил на протяжении жизни прямо взаимоисклю­чающие идейные приверженности, но оставался неизменным и цельным в основополагающей своей сути: верности императиву нравственного долженствования»3. Незаменимая роль В. Г. Белинского в отечественной литературной критике и литературоведении столь же несомненна, как и его вклад в гражданское и этическое самоопределение интеллигенции пушкинско-гоголевской эпохи.

К какому типу интеллигентов или интеллектуалов относится «Не­истовый Виссарион»? Огромная эрудированность и неисчерпаемая креа­тивность несомненны. Стали легендой бескорыстный альтруизм и благоговение перед русской книжностью. А толерантность, терпимость к взглядам оппонентов? Белинский писал в письме к И. С. Тургеневу от 19 февраля 1847 года: «Природа мало дала мне способности ненавидеть за лично нанесенные мне несправедливости; я скорее способен вознена­видеть человека за разность убеждений». Действительно, непримиримость к инакомыслию была свойственна великому критику. Об этом свидетель-

1 Герцен Л. И. Сочинения: в 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 406.

2 Иванов-Разумник. Указ. соч. С. 349-351.

3 Рудницкая Е. Л. Лики русской интеллигенции. Научные труды. М., 2007. С. 7.


ствует его резкая полемика со славянофилами в 1842-1847 годах, зна­менитое «Письмо к Гоголю» (июль 1847 г.), в котором автор выразил «оскорбленное чувство истины, человеческого достоинства». «Проповед­ник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов, — взывал к Гоголю его бывший страстный почитатель, — что Вы делаете? Взгляните себе под ноги, — ведь Вы стоите над бездною...»' По словам А. И. Герцена, Белинский был «самой революционной фигурой николаевских времен». Не случайно всего лишь за оглашение в кружке петрашевцев «Письма к Гоголю» осудили на смертную казнь молодого Достоевского. В итоге вырисовывается тип интеллектуала-квазигуманиста, готового на радикальные революцион­ные средства ради достижения альтруистических идеалов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.