Творческая обобщающая работа по теме.
Изделие: композиция с фигурками-оригами.
Задачи уроков:
1. Повторение и закрепление способа изготовления квадратасгибанием и приёмов изготовления фигур в технике оригами.
2. Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости.
3. Развитие внимания, воображения, творческих способностейи приёмов умственной деятельности.
4. Совершенствование тонкомоторных действий.
5. Воспитание аккуратности и добросовестного отношенияк работе.
6. Воспитание художественного вкуса.
7. Развитие ассоциативно-образного мышления, воображения,коммуникативных умений.
Материалы, инструменты, оборудование:
А. У учителя: учебник, большой лист цветной бумаги (лучше голубого цвета) для демонстрации приёмов составления композиции, ножницы, клей; увеличенные макеты – образцы изделий.
Б. У учащихся: учебник, листы цветной бумаги для оригами и аппликации; цветной картон – основа для композиции; квадраты из бумаги и фигурки бабочек и лягушек, изготовленные на предыдущих уроках; линейка, карандаш, ножницы, клей, гладилка; коробочка для мелких деталей.
На доске написана тема: «Оригами. Композиция».
Ход уроков:
1. Объявление темы урока. Постановка учебных задач
– На предыдущих уроках мы научились изготавливать прямоугольники и квадраты, пользуясь способом сгибания бумаги, а также научились складывать базовую форму треугольник и разнообразные фигурки на её основе. На одном из уроков нам даже удалось сделать одну общую картину.
Сегодня вам потребуется использовать полученные знания и умения в творческой работе. Каждый из вас сделает с фигурками-оригами собственную картину для выставки. Чтобы у вас это лучше получилось, мы узнаем на уроке ещё кое-что новое: познакомимся с некоторыми правилами, которые нужно учитывать при создании картины.
2. Предварительный анализ и создание мысленного замысла композиции
– Фигурки бабочки и лягушки, которые вы сделали на предыдущих уроках, можно будет при желании использовать в этой творческой работе. Но прежде чем делать остальные детали, нужно картину обдумать более подробно.
– Откройте учебник на с. 26–27. Читаем заголовок и текст под ним, рассматриваем рисунки.
«Композиция.
Из одной или нескольких фигурок можно составить композицию. Композиция – это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину. Композиция – как рассказ, в котором все части связаны между собой. Форма, цвет, расположениедеталей могут многое рассказать без слов. Например, композициюна следующей странице можно назвать «Уединённая беседа». Навсём формате листа – только две рыбки возле большого красочного «куста» водоросли, они повернулись друг к другу. Здесь много простора (но не «лишней» бумаги), зритель воспринимает этокак спокойный уголок в морской глубине. Какие ещё названия вымогли бы предложить для этой композиции?»
(Учащиеся высказывают свои ответы.)
«А на этой картине изображена спокойная прогулка рыбок в подводном царстве. Как мы это поняли? Все рыбки расположены не слишком далеко друг от друга, но и не теснятся. Большинство из них плывёт в одну сторону, только одна что-то заметила в водорослях и плывёт к ним. Это делает спокойное движение рыбок более разнообразным и свободным, иначе можно было бы подумать, как будто они строем двигаются по команде».
(Учитель даёт время для рассматривания следующей иллюстрации.)
«А если бы нужно было показать, что рыбки чего-то испугались? Тогда в композиции их нужно расположить по-другому. Например, все плывут в разные стороны и теснятся (как будто бросились врассыпную)».
– Итак, мы встретились с новым словом – «композиция».
Скажите своими словами, как вы поняли его значение.
(Композиция – это соединение отдельных деталей в единое изображение, в картину. Это расположение деталей в картине.)
– Да, этим словом также иногда называют само произведение.
Можно сказать «картина «Лето», а можно – «композиция «Лето». В учебнике все примеры композиции даны с фигурками рыбок. А вы можете использовать любые другие фигурки, которые научились изготавливать в технике оригами в этом году, и дополнять картину деталями из цветной бумаги. Наклеивать детали можно на цветной картон или использовать в качестве основы (фона) один из двух листов из рабочей тетради. Давайте рассмотрим эти листы.
Пока каждый из них лишь частично заполнен. Один из них предполагается использовать для композиции на морскую тему, а на другом изображена часть цветущего луга.
Можно сказать, что это уже картины или композиции? (Нет, они какие-то пустые и бессмысленные; рассматривать такую картину неинтересно.)
– Верно, ей именно нужно придать смысл: например, чтобы композиция могла рассказать о красоте природы, радости летнего солнечного дня или что-нибудь наподобие этого. Для этого достаточно будет дополнить изображение несколькими деталями, но сколько и каких именно деталей в ней будет – это решите вы сами. Это могут быть бабочки и цветы (или одна бабочка, рыбка). Можно при желании включить в композицию ещё и одну-двух лягушек, ведь лягушки вполне могут встретиться летом на лугу в траве.
Рассмотрите композицию на с. 31. В ней как раз использованы эти фигурки-оригами. Это большая композиция, а вам может быть достаточно одной этой бабочки, которую вы уже сделали. Только нужно её разместить на картине со смыслом.
Чтобы показать мне, что вы это понимаете, попробуйте создать такую композицию: просто положите сделанную раньше бабочку на основу для композиции.
(Дети выполняют задание под наблюдением учителя.)
– Как вы считаете, получается композиция? Попробуйте объяснить это словами.
(Да, даже одна эта бабочка уже позволяет создать композицию, если её разместить, например, над травой и цветами: как будто она порхает над ними в лучах солнца. Бабочка крупная и яркая, она сразу привлекает внимание и как будто говорит своим полётом о весёлом солнечном дне.)
– Верно, для выразительной композиции вам не обязательно делать много элементов, это может привести к перегрузке картины. Попробуйте обойтись малым количеством деталей.
Посмотрите, от каких ошибок при составлении композиции предупреждает вас учебник на с. 30.
«Ошибки при составлении композиции
1. Изображение слишком мелкое или сдвинуто (в сторону, вниз). Много лишней бумаги, её хочется срезать.
2. Вместо картины – отдельные элементы, которые равномерно заполняют фон, но плохо связаны между собой. Как будто товары, разложенные для продажи. Это даже нельзя назвать композицией.
3. Изображение слишком велико для фона, фигурка как будто «вылезает» из картины».
3. Практическая работа по составлению композиции
– Представьте свою композицию и выполняйте работу. Постарайтесь проявить выдумку.
Сначала заготовьте все необходимые элементы и расположите их на основе, не приклеивая. Я пройду и посмотрю. У кого всё будет готово, может по моему разрешению наклеивать детали.
(Учитель проверяет составленные композиции, при необходимости даёт советы и по мере готовности разрешает наклеивать элементы на основу.
Готовые композиции вывешиваются для просмотра.)
4. Анализ и обсуждение композиций. Подведение итогов урока.
– Композиции получились разные, несмотря на то что в них использованы одинаковые формы и похожие элементы. Многие из вас сумели продемонстрировать в этих работах настоящую творческую фантазию.
Но сначала давайте вспомним, что одна из задач, которую мы ставили в начале урока, заключалась в том, чтобы научиться ещё лучше, аккуратнее выполнять формы способом сгибания бумаги.
В каких работах авторам удалось больше всего показать чёткость и аккуратность?
– А какие композиции вы считаете наиболее удачными и интересными и почему?
– Есть ли такие композиции, в которых заметны ошибки или недочёты? Как бы вы посоветовали их исправить?
– Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились?
Уроки № 10–11.(4) Приёмы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией.
С.32-35
Изделие: симметричные листья, узоры в полосе (аппликация).
Цель: ознакомить с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы и рукотворных предметах.
Задачи уроков:
1. Закрепление приёмов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией) из бумаги.
2. Повторение и закрепление правил аккуратной и рациональной работы.
3. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса.
4. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
Материалы, инструменты, оборудование:
А. У учителя: учебник; рабочая тетрадь; лист бумаги и шаблон для демонстрации приёмов разметки и вырезания симметричных форм; различные симметричные природные формы для демонстрации явления симметрии и асимметрии (натуральные объекты или их изображения): листья деревьев, бабочки и пр.
Б. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь; шаблон для разметки симметричного листа; цветная бумага; карандаш, ножницы, клей; коробочка для мелких деталей; вырезанные из рабочей тетради заготовки для практической работы (Приложение 7); бумажная макулатура.
На доске записана тема урока: «Симметрия».
Ход уроков: