Разнообразные типы, виды и подвиды должны базироваться на трех разновидностях юридических принципов: доктринальных, прак-тически-прикладных и принципах права. Последние являются исход -
ными нормативно - руководящими началами, общеобязательными требованиями (императивами), обеспечивающими высокое качество и эффективность правоприменения.
Не останавливаясь подробно на особенностях и содержании всех принципов, выскажем некоторые соображения о наиболее общих принципах, которые служат исходной основой для всех типов право-применительной практики.
Одним из главных является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, ст. 1.6 КоАП РФ 2001 г. и других норма-тивных актах. «Законность – основа государства»(Legalitas regnorum fundamentum), «Мы можем делать (только) то, что можем делать за-
конно»(Id (tantum) possumus quod de jure possumus), – говорили древ-
ние. Данный принцип предполагает, что все субъекты правопримене-ния должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции; во-вторых, строго и неукоснительно руководствоваться в своей дея-тельности Конституцией РФ, соответствующими законами и подза-конными актами; в-третьих, требовать соблюдения права от других участников правоприменения. Являясь стержневым, всеобщим прин-ципом правоприменительной практики, он не теряет своей специфи-ки в отдельных ее разновидностях.
Принцип гуманизма выражается в том, что правоприменение должно быть нацелено на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей и интересов человека, своевременное и правиль-ное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести и достоинства.
Принцип объективной истины предполагает полное, всесторон-нее и объективное рассмотрение и разрешение любого юридического
153
дела. Римские юристы считали, что «justitia non novit patrem nec matrem; solum veritatem spectat justitia»– «правосудие не знает ни от-
ца, ни матери; правосудие взирает только на истину». Многогранным является принцип юридического равенства гра -
ждан перед законом и любыми субъектами правоприменения,кото-
рый закрепляется, например, в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 АПК РФ
2002 г., ст. 1 СК РФ 1995 г. и ст. 4 УК РФ 1996 г.
Правоприменение основано, как правило, на принципе гласности (см., например, ст. 10 ГПК РФ 2002 г., ст. 11 АПК РФ 2002 г.), кото-рый предполагает открытое разбирательство дел во всех правопри-менительных органах, за исключением случаев, когда это противоре-чит интересам охраны государственной либо коммерческой тайны.
Принцип справедливости «есть постоянная и неизменная воля ка-
ждому воздавать по заслугам»(justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere). Обычно о нем говорят в случаях привлечения ли-ца к юридической ответственности и применения наказания. Но не в меньшей мере справедливость нужна и при назначении награды.
Презумпция невиновности (omnis indemnatus pro innoxis legibushabetur – каждый неосужденный рассматривается правом как неви-новный ) и право на юридическую защиту имеют строго определенное содержание в уголовном судопроизводстве. Однако верно указывает-ся в литературе, что эти принципы имеют более широкое содержа-ние. Презумпция невиновности – это часть или разновидность пре-зумпции добропорядочности граждан, презумпции их невиновности в совершении не только преступной, но и любой другой противоправ-ной деятельности.
Точно так же право на защиту должно быть адресовано не только обвиняемым (подсудимым) в уголовном процессе, но и любым граж-данам, права, свободы и интересы которых нарушены любым право-применительным органом.
В судебной практике действует принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ), который име-ет здесь специфическое содержание и назначение. Но никто, видимо, не станет отрицать, что по существу он есть проявление более общего принципа. Последний можно сформулировать как принцип независи -
мости и подчинения только закону (требованиям права) любого субъ - екта правоприменительной практики при рассмотрении и разрешении любого юридического дела. Иная постановка вопроса способствовала
154
бы теоретическому оправданию вмешательства различных лиц в пра-воприменительную практику уполномоченных на то субъектов.
Очень важным общим принципом, особенно в сфере админист-ративной практики, является принцип оперативности. Здесь следует иметь в виду, с одной стороны, что «закон не одобряет промедле-ния»(mora reprobatur in lege), с другой – «торопить правосудие – зна-
чит призывать несчастье» («festinatio justitiae est noverca infortunii»).
Любое юридическое дело должно быть рассмотрено не только пра-вильно и в соответствии с правом, но, согласно этому принципу, бы-стро, оперативно, с минимальным использованием материальных, трудовых, духовных и иных издержек. От разумных сроков (ст. 61 ГПК РФ) разрешения дела зависит порой экономический и социаль-ный результат, превентивное и воспитательное его значение, ликви-дация негативных явлений, эффективное исполнение обязанностей и использование прав гражданами и их организациями.
Существуют и иные принципы (демократизма, состязательно - сти, коллегиальности, профессионализма субъектов, единства сво - боды и ответственности, вины и безопасности),обеспечивающиевысокое качество и эффективность правоприменительной практики.