МИНИМАЛЬНО НАСЫЩЕННЫЙ ЦВЕТ – можно получить, прибавляя к какому-либо хроматическому цвету все большее количество равного ему по светлоте ахроматического, при этом постепенно уменьшая его насыщенность. В результате будет получен цвет, который только едва будет отличаться от ахроматического [5, с.19].
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. mythos – предание) – жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.
МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИВОПИСЬ – важнейшая техническая разновидность масляной живописи, требующая расчленения ряда последовательных этапов, разделенных перерывами полного просыхания краски.
МОДЕЛИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ – 1. Одностадийная модель цветового зрения Т. Юнга (1773–1829) и Г. Гельмгольца (1821–1894). Основана на теории о трех типах специфических волокон сетчатки глаза, которые приводятся в действие тремя основными цветами излучения спектра (красным, зеленым, синим) (см. ТЕОРИЯ ТРЕХКОМПОНЕНТНОСТИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ).
2.Одностадийная модель цветового зрения Э. Геринга (1834–1918) строится на теории об оппонентной системе работы рецепторов сетчатки глаза (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный) (см. ОППОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ). В этих одностадийных моделях формирование цвета определяется учеными одним уровнем (стадией) – рецепторным.
3.Двухстадийная модель цветового зрения, предложенная учеными в начале ХХ в., стала альтернативной одностадийным гипотезам Юнга – Гельмгольца и Геринга, предусматривала две последовательные стадии цветового анализа – рецепторную и нейрональную. На первом этапе анализ световых излучений осуществляется тремя рецепторными приемниками, на втором – информация преобразуется нейрональной системой из двух цветооппонентных и одного яркостного механизма.
4.Трехстадийная модель цветового зрения. В 1980-х гг. ученые предложили гипотезу о трехстадийном характере процесса цветового зрения. Первая стадия: световое излучение анализируется на рецепторном уровне. Вторая стадия: полученная информация преобразуется в двух подсистемах – хроматической и ахроматической. Третья стадия: анализ осуществляется цветовыми детекторами, в которых формируется сенсорный цветовой образ, характеризующийся цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. После этого образ поступает в систему зрительного восприятия для формирования перцепта.
МОДЕЛИРОВКА – в изобразительном искусстве передача объёмно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластики трёхмерных форм (скульптура, в частности рельеф). М. обычно осуществляется с учётом перспективы, в живописи же, кроме того, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций. Задачи М. не ограничиваются простым воспроизведением предметного мира: участвуя в идейно-образной характеристике предмета, она обобщает более существенное, характерное. Степень М. обусловлена содержанием произвдения и замыслом художника.
МОДЕЛЬ (от лат. – мера) – в практике изобразительного искусства человек, позирующий художнику при выполнении к.-л. произведения (включая этюд и набросок).
МОДЕРН (от фр. moderne – современный) – художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – нач. XX в. (другое название – арт нуво). Стиль М. следует отличать как от общего смысла «современный», так и от понятия «модернизм». Основной признак стиля М. – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Идея синтеза искусств пронизывает М. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства – от живописи до моделей одежды. В архитектуре проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. В рамках М. получила большое распространение книжная и журнальная графика, афиша и плакат. Художественный язык М. был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. Представители М.: П. Боннар, Г. Климт, Э. Мунк, О. Бердслей А. Муха, М. Врубель, А. Бенуа, Л. Бакст и др.
МОДЕРНИЗМ (от лат. modernus – новый, современный) – широкое понятие, включающее деятельность всех формалистических течений и группировок в изобразительном искусстве ХХ в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). М. близок по значению авангардизму и противоположен академизму.
МОДУЛЬ (от лат. – мера) – условная исходная мера, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
МОЗАИКА – один из видов монументальной живописи. Изображение составляется из множества разноцветных кусочков естественных камней, цветного стекла (смальты), керамических плиток и других твердых материалов, плотно пригнанных друг к другу и прикрепленных к основе (стене, потолку и т.д.) с помощью специальной мастики, цемента и других связующих веществ. М., составляемая из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц, называется византийской. Во флорентийской М. изображение составляется из более крупных кусков, чаще всего естественных камней. Куски камня вырезаются в соответствии с частями рисунка, по которому создается произведение, и имеют разную форму и размер. М. называется и отдельное произведение, выполненное в этой технике.
МОЛЬБЕРТ (от нем. malbrett – букв. полка для живописи) – деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляются подрамник с холстом, картон, доска или другие основы для живописи и рисунка. Устройство М. позволяет регулировать высоту и наклон установленной на нем картины. По конструкции М. делятся на два типа. Первый предназначен для работы в мастерских над большими полотнами и имеет сложную и громоздкую, но устойчивую конструкцию. Второй необходим для работы на пленэре, по конструкции близок к штативам, свободно складывается и легко переносится с места на место. Есть еще М. ученический, обычно его называют «мольбертом-хлопушкой».
МОНОХРОМАТ – субъект с полной цветовой слепотой, все различаемые им цвета могут быть даны вариациями интенсивности всего одного цветового раздражителя [43, с. 103–104].
МОНОХРОМАТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ – явление светового контраста, наблюдается тогда, когда оба поля имеют одинаковый цветовой тон, но различаются по светлоте [30, с. 72].
МОНОХРОМАТИЧЕСКИЙ ПОТОК СВЕТА – поток света, состоящий из лучей, имеющих одну и ту же длину волны. Теоретически глаз не реагирует на незначительные изменения в волновом составе излучения в пределах примерно ±10 нм. Излучению, состоящему из волн одной лишь длины или из волн, образующих очень узкий участок спектра, соответствует определенный полнонасыщенный спектральный цвет. С таким спектральным цветом в повседневной действительности нам, однако, дела иметь почти не приходится; обычно глаз получает потоки смешанного состава, состоящие из волн различной длины. Ощущение «красного» или «синего» цвета в этом случае определяется лишь преобладанием в потоке лучей с соответствующей длиной волны; помимо них световой поток будет содержать и лучи других длин волн, другого «цвета», только в меньшем количестве. Преобладание лучей какой-либо определенной длины волны даст более чистый цвет; и наоборот – чем это преобладание будет меньше, тем более он будет грязным и тусклым. При определенной смеси лучей всего спектра, т. е. всех длин волн, мы получим белый или серый цвет. Наблюдения показывают, что потоки разного волнового состава могут вызывать ощущения одинакового цвета, и поверхности, кажущиеся одинаковыми по окраске, могут отражать потоки неодинакового волнового состава. Это явление можно объяснить закономерностями оптического смешения цветов [30, с. 37, 39].
МОНОТИПИЯ (от греч. monos – один и typos – отпечаток) – вид печатной графики, при котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. М. резко отличается от любой разновидности гравюры полным отсутствием механических или технических воздействий на поверхность доски. Техника М. заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.) с последующим печатанием на станке. Отсутствие тиражей в М. выполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска.
МОНОХРОМИЯ (от греч. monos – один и chroma цвет) – одноцветность; монохромный – выполненный одним цветом. Монохромным может быть произведение графики и живописи, напр. гризайль.
МОНОХРОМНАЯ ГАММА – составляется из свето-теневых разновидностей одного цвета. Богатство этой гаммы складывается из самого цвета и его оттенков, образованных от смешения с ахроматическими тонами [62, с. 27].
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ – живописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой, но обладающие самостоятельным, общественно значимым образным содержанием: панно роспись, мозаика.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – произведения, рассчитанные в основном на массовое восприятие. Своим художественным решением эти произведения всегда связаны с архит. сооружениями или с условиями места, где они размещаются. Массовость М.и. определяет общественно значимое содержание его произведений, которое бывает выражено в больших размерах и крупных обобщенных формах. Для композиций в М.и. характерны большая простота, ясность художественного языка, подчеркнутая выразительность контуров, силуэтов, четкость пластических членений и декоративность цветовых пятен. Помимо самостоятельного художественного значения произведения играют и чисто декоративную роль.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ – обусловленная общественной значимостью тематика картины, её героический пафос, глубина, сила воплощения идей соответствующим языком – простым строгим, величественным, экспрессивным.
МОТИВ – 1) в изобразительном искусстве единичное явление (чаще всего картина природы) как носитель определённого характера, раза, содержания; объект натуры, выбранный художником изображения; термин относится и к самой натуре, и к изображению художником; 2) в ДПИ – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторятся; 3) в психологии – материальный или идеальный предмет, постижение которого выступает смыслом деятельности.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ – стремление человека к успехам в различных видах деятельности.
МУЛЯЖ – точный слепок, снятый непосредственно с натуры или с к.-л. скульптурного произведения. Раскрашенные восковые (или из папье-маше) М. фруктов, овощей и других предметов иногда используются в качестве наглядных пособий.
МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.
Н
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Человек, систематически упражняющийся в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения и развивает такое свойство, как Н. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Именно культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития Н.
НАБРОСОК – обобщённое изображение небольшого размера, исполненное художником минимальным количеством графических средств за короткий промежуток времени. Н. фиксирует общее впечатление или же, наоборот, отдельные части натуры и должен правильно передавать форму, пропорции, объём, пространственное положение натуры, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность Н. – простота, обобщённость, широта в передаче формы объекта Особое значение Н. имеет для развития глазомера, моторики руки и наблюдательности начинающего художника, так как в этом случае рисовальщик должен отбрасывать детали, стремиться несколькими линиями, штрихами схватить самое существенное для данной модели. Н. ставит своей целью дать за определенный промежуток времени наиболее полное представление о наблюдаемой натуре. В зависимости от характера исполнения Н. можно условно подразделить на Н. с натуры, по памяти, воображению и комбинированные. Н. выполняют разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др. Н. часто имеют самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные Н. картины.
НАБРОСОК В ЦВЕТЕ (ЭТЮД-НАБРОСОК) – этюд небольших размеров, быстро и лаконично исполненный. Главное назначение такого Н. – приобретение умения цельно воспринимать натуру, находить и передавать цветовые отношения основных её объектов, быстрая фиксация цветового впечатления от натуры.
НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ – в основном подразделяются на три типа: собственно цветовые термины, наименования красящего пигмента, перенесенные на цвет, и прилагательные от нарицательных имен предметов с привлекательной запоминающейся окраской. Собственно цветовые термины – синий, зеленый, желтый – в современном языке других значений не имеют. Наименования по пигменту – кармин, охра – применяются только специалистами, имеющими дело с красками. Названия по окраске предметов – сиреневый, лимонный, малиновый – характерны для разговорной речи, литературы, искусствоведения. Они очень образны, но такие обозначения не обладают точностью, необходимой в научном определении, и в науке не используются [62, с. 16].
НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – содержательная и стилистическая общность творчества ряда художников, сохраняющаяся в течение определенного исторического периода.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО (ФОЛЬКЛОР) – в изобразительном искусстве создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций произв. ДПИ, графики (лубок), живописи, архитектуры и скульптуры. Н.и. имеет по преимуществу декоративное и прикладное значение. Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Большое значение в Н.и. отводится орнаменту. В Н.и. выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы.
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА – основное «собственное» качество цвета. Ему отвечает монохромность излучения или наличие в спектре явно выраженного максимума [17, с. 112].
Насыщенностью хроматического цвета называется степень отличия этого цвета от ахроматического, равного ему по светлоте. Если к чисто зеленому цвету примешать немного серого, одинакового с зеленым по светлоте, то цветовой тон от этого не изменится (так как ахроматический цвет не имеет никакого цветового тона), не изменится и светлота зеленого цвета (серый одинаков с ним по светлоте). Но очевидно, что новый зеленый цвет будет отличаться от первоначального: он посереет, будет менее зеленым–изменится насыщенность первоначального. Если к получившемуся цвету примешать еще некоторое количество серого, то он станет еще менее насыщенным. Таким образом, прибавляя к какому-либо хроматическому цвету все большее количество равного ему по светлоте ахроматического, мы постепенно уменьшаем его насыщенность, пока наконец не дойдем до такого цвета, который только едва будет отличаться от ахроматического. Такой цвет будет минимально насыщенным. Следовательно, между любым чистым, максимально насыщенным цветом и равным ему по светлоте серым мы можем вставить ряд промежуточных цветов разной степени насыщенности. Если к какому-либо максимально насыщенному цвету мы будем примешивать все больше и больше белого, то получим ряд цветов, в котором будет постепенно убывать насыщенность и возрастать светлота. Легче всего сравнивать по насыщенности цвета одного цветового тона и одинаковой светлоты. Несколько труднее сравнение по насыщенности цветов одного цветового тона, но разной светлоты. Наконец труднее всего сравнивать насыщенность цветов различного цветового тона [5, с. 19–20].
Насыщенность цвета – качество чистоты, ясности хроматического (цветового) тона. Определяется отсутствием примесей других тонов. Поэтому более насыщенными являются основные цвета спектра: красный, синий и желтый. Наименее насыщены ахроматические тона – черный и белый, поэтому они обладают максимальной способностью поглощать тона хроматического ряда [16, т.4, с. 817].
Насыщенность цвета можно истолковать как степень отличия его от серого или приближенности его к чистому спектральному цвету [72, с. 4].
Насыщенность – это показатель выраженности конкретного цветового тона. Насыщенность цвета находится в зависимости от соотношения количества лучей, характеризующих цвет конкретной поверхности, со всем количеством световых лучей, отражаемых этой поверхностью. Так, в цвете стронциановой желтой цветность ощущается меньше, цветовой тон выражен слабее, чем в цвете кадмия красного. Красный тон кадмия выражается более определенно, чем желтый тон стронциановой. Цвет кадмия красного более насыщен [45, с. 87].
НАТУРА – в изобразительном искусстве любое явление, объекты и предметы действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе Н. и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с Н. выполняются этюды, наброски, зарисовки, академические рисунки и этюды.
НАТУРАЛИЗМ – 1) направление в искусстве, стремящееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. В изобразительном искусстве выражается в отрыве от широких обобщений, целеустремлённости и приводит к внешнему копированию всего, что находится в поле зрения; 2) противостоящий реализму художественный метод, выражающийся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Другая сторона Н. – пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен насилия, культ агрессивной, варварской силы – отразилась в искусстве фашизма и других реакционных режимов.
НАТЮРМОРТ (фр. nature morte – мертвая природа, натура) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п., размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу, или произведения этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется Н. Он может не только состоять из неодушевленных предметов, но и включать объекты живой природы, изолированные от естественных связей, поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое stilleben – тихая жизнь.
НЕСОБСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЦВЕТА – объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Это такие свойства, которые характеризуются, например, словами: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отступающие» и т. д. Разделение цветов на «глухие» и «звонкие» соответствует разделению в отдельных случаях на насыщенные и ненасыщенные. Коричневый, представляющий собой слабо насыщенный красный или красно-оранжевый, можно характеризовать как «глухой» по сравнению с более «звонким» (насыщенным) ярко-красным. Очевидно, здесь имеют место и ассоциации со звуковыми явлениями. Очень близки к только что названной паре понятия «мягкий» и «жесткий» цвет, это почти синонимы «звонкому» и «глухому». Очевидно, чистый спектральный цвет будет всегда жестким, неприятно режущим глаз – по крайней мере по сравнению с малонасыщенным мягким цветом. В лексиконе художников встречается такое определение цвета, как «ломаный». Под «ломаными» понимают цвета сероватые, но с заметным цветным оттенком, т. е. цвета малой насыщенности и небольшой яркости. Очевидно, на некоторых ассоциациях основывается разделение цветов на «легкие» и «тяжелые». К первым обычно относят цвета светлые, ко вторым – темные. Если на определенном расстоянии от наблюдателя поместить рядом два окрашенных в синий и красный цвета квадрата, то первый из них будет восприниматься как расположенный дальше, а второй – ближе, что служит основой для разделения цветов на «выступающие» и «отступающие». Традиционная точка зрения этот психологический феномен объясняет также ассоциативным путем, обращая внимание на то, что дальние предметы всегда окутываются синевой. Пространственные свойства цвета были уже замечены художниками эпохи Возрождения, которые, как правило, передний план изображали в тепло-коричневых тонах, средний – нейтрально-зеленым и далее – голубыми. В основе эмоционального воздействия цвета лежат различного рода ассоциации. Сопутствующие цветовым ощущениям психические переживания бывают разного рода. Это, во-первых, настроение вообще – чувства радости, печали, страха, веселья, легкости и т.п., во-вторых, эмоции, сопровождающие восприятие цвета, которые связаны с перенесением на него различных свойств предметов, как, например, вес, температура, особенности фактуры и символика цвета [30, с. 80, 82].
НОВАЯ НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ – в результате новейших исследований в области цветоведения геометрический образ множества цветов (т.е. систематика цветов) изменен и нашел свое более точное выражение в так называемом треугольнике цветов. В вершинах треугольника находятся основные цвета желтый, красный и синий. Смешивая попарно первичные цвета, можно получить вторичные, или смешанные, цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Смешение вторичных цветов можно продолжить и получить различное количество промежуточных цветов между основными цветами, так называемых интервалов. Для простоты и наглядности модели треугольника цветов остановимся на шести перечисленных цветах: трех основных – желтом, красном и синем и трех промежуточных – оранжевом, зеленом и фиолетовом. Названия групп гармонических сочетаний цветов мы оставим такие же, как у В.М. Шугаева, но цвета, составляющие цветовые гармонии, коренным образом отличаются.
Группы гармонических сочетаний родственных цветов можно получить, сочетая цвета, расположенные по сторонам треугольника и находящиеся в интервале между основным и промежуточным цветами. Используя в качестве модели расположения цветов треугольник, можно определить шесть групп гармонических сочетаний родственных цветов: 1) желто-оранжевый; 2) оранжево-красный; 3) красно-фиолетовый; 4) сине-фиолетовый; 5) сине-зеленый; 6) желто-зеленый.
Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов можно получить, сочетая цвета, расположенные в половине треугольника, разделенного биссектрисой, так как на конце биссектрисы лежит промежуточный цвет, дополнительный к основному: 1) желто-фиолетовый, красный, оранжевый; 2) желто-фиолетовый, синий, зеленый; 3) синий, оранжевый, красный, фиолетовый; 4) синий, оранжевый, желтый, зеленый; 5) красный, зеленый, желтый, оранжевый; 6) красный, зеленый, синий, фиолетовый. К сочетаниям родственно-контрастных цветов можно отнести сочетания трех цветов одного основного и двух промежуточных, расположенных по двум сторонам треугольника. По отношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а между собой контрастными. Это следующие триады родственно-контрастных цветов: 1) желтый, зеленый, оранжевый; 2) красный, оранжевый, фиолетовый; 3) синий, зеленый, фиолетовый. Эти триады родственно-контрастных цветов входят как составной элемент в перечисленные шесть групп родственно-контрастных цветов и могут называться лишь подгруппами.
Группы гармонических сочетаний контрастных цветов можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника; на концах биссектрис лежат взаимодополнительные цвета к основным: 1) желтый – фиолетовый; 2) красный – зеленый; 3) синий – оранжевый.
Нейтральными в отношении родства и контраста являются чистые основные цвета, лежащие в основе треугольника, – желтый, красный, синий. Возможны следующие группы гармонических сочетаний цветов, нейтральных в отношении родства и контраста: 1) желтый – красный; 2) желтый – синий; 3) красный – синий; 4) желтый – красный – синий. Нейтральной в отношении родства и контраста колористическая гармония может быть лишь в том случае, если применяются цвета чистые, без примеси оттенков, в противном случае вступают в силу другие виды гармонии. Этот тип гармонии цветов, нейтральных в отношении родства и контраста, не только многие зрители, но и искусствоведы воспринимают как контрастный.
Для желтого, красного и синего цветов это можно объяснить, видимо, тем, что синий и желтый цвета в смеси дают зеленый, который является дополнительным к красному цвету. Таким образом, новая нормативная теория гармонических сочетаний цветов при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника включает 19 различных групп гармонических сочетаний цветовых тонов. Общее количество возможных гармонических цветовых сочетаний зависит от числа интервалов промежуточных цветовых тонов и может варьироваться в достаточно широких пределах. Цветовая гармония зависит также от площадей и конфигурации пятен используемых цветов, их светлоты и насыщенности. В живописи цветовая гармония подчинена содержательным задачам, условиям воспроизводимой световой и пространственной среды, стилистике трактовки пространства и пластических форм элементов изображения [29, с. 32–35].
НОВАТОРСТВО (от лат. – обновитель) – в искусстве: воплощение художником в своих произведение новых идей и образов, утверждающих прогрессивные явления в общественной жизни.
НЬЮТОН, ЕГО ОПЫТЫ. В 1676 г. сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета, затем направлялся на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции. Если мы разделим спектр на две части, например, на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета – красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, то полученный нами смешанный цвет окажется красным, т. е. цветом, дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, то оставшиеся цвета (красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый) дадут нам фиолетовый цвет, т.е, цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие [34, с. 17].
НЮ (от фр. nu – нагой, раздетый) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела, преимущественно женского. В обучении художников изображение обнаженной натуры обязательно и является показателем мастерства.
НЮАНС – небольшие, часто едва заметные различия в цвете или по светлоте между двумя родственными тонами.
НЮАНСНЫЕ СОЧЕТАНИЯ В МОНОХРОМНОЙ ГАММЕ – могут быть получены двумя способами: 1) использование ближайших тонов из одной шкалы; 2) использование равносветлых или близких по светлоте тонов из шкал разных видов насыщенности. Возможно, совместить оба способа [62, с. 30].
О
ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – продукт мыслительной деятельности художника, проявляющийся в выборе наиболее важного, существенного в объектах изображения с отказом от второстепенных, малозначимых деталей. Процессы происходят не только на уровне построения художественной формы, но и на стадии завершения работы, приведения ее к целостности.
ОБРАЗ – результат художественного обобщения, восхождения от единичного явления к типическому, воображаемому бытию. Предстает как живое индивидуальное явление, наделенное гармонией целого и составных частей, возникающее как выражение духовного мира автора, соединенное с изображением реальных фантастических или символических феноменов действительности.
ОБРАЗ ВООБРАЖЕНИЯ – результат конструктивной деятельности субъекта, который не имеет аналогов в реальной действительности.
ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ – отражение в субъективном нереальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – чувственно-конкретное, наглядное выражение идеи. Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов. О.х. содержит не только реальные черты изображаемого объекта, но и его чувственно-эмоциональную значимость.
ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов, заключающаяся в разделении пространства на самостоятельные зоны распластывании изображения на плоскости, представление предметов как бы с нескольких точек зрения и в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана. О.п. заключается в том, что параллельные и горизонтальные в пространстве линии изображаются не сходящимися, а расходящимися. В системе О.п., несмотря на отсутствие единой геометрической схемы, образуется целостное символическое пространство, предполагающее духовную связь с миром символических образов. О.п. возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) в западноевропейских странах.