Лекции.Орг


Поиск:




Методологические подходы к освоению теории обучения изобразительной деятельности 9 страница




СВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ – снижение чувствительности глаза к свету в условиях большой освещенности. Оптимальные яркости для световой адаптации – 2–5 тыс. кд/м2 (яркость ясного неба в полдень). Наименьшая яркость – 0,001 кд/м2; наибольшая (еще не оказывающая слепящего действия) – 160 тыс. кд/м2. При световой адаптации функционирует колбочковый аппарат сетчатки. Практически световая адаптация происходит за 1–4 минуты (например, при выходе из темноты на свет). Полное время световой адаптации – 20–30 минут [51, с. 172].

СВЕТОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА – возникновение зрительных ощущений на воздействие минимальных электромагнитных излучений определенной длины волны (от 350 до 750 нм). Наиболее высокие показатели световой чувствительности достигаются при полной темновой адаптации.

СВЕТОСИЛА – в живописи и графике качество цветового и светотеневого тона, позволяющее передать нужную силу света. С. выражается светотенью светлоты данного цветового или светотеневого тона, соответствующего к.-л. участку или мотиву художественных произведений. Поскольку абсолютная С. тона в художественных произведений ниже соответствующей силы света в натуре, передача нужного светового эффекта требует искусно выверенного соотношения тона с другими (преимущественно соседними) тонами.

СВЕТОТЕНЬ – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме распределение различных цветотонов, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их среду. С. не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности. В живописи и графике С. передает не только постоянные качества предметного мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояние атмосферы. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градации С.: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

СВОЙСТВА ЦВЕТА – цветовой тон или оттенок, светлота и насыщенность. В процессе живописи по этим трем свойствам сравниваются цвета натурной постановки, находятся их различия и передаются в этюде в пропорциональных отношениях.

СВЯЗУЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО – вяжущее вещество (клей, масло, гашеная известь, желток куриного яйца), с помощью которого частицы пигмента соединяются между собой и закрепляются на поверхности грунта, образуя красочный слой. Виды живописи – фреска, масляная живопись, темпера, акварель и т.п. – различаются именно составом С.в., хотя пигмент, как правило, один и тот же.

СЕЛЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле к.-л. отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от др.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ –  явление повышения чувствительности в результате взаимодействия ощущений. В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, в других – ее снижение, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности. Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Происходит своеобразная компенсация: человек потерял слух – обостряется зрение и деятельность других анализаторов.

Чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки светотени, цвета, очертания формы по сравнению с глазом музыканта, тогда как у музыканта более тонкий слух, чем у художника [45, с. 85].

СЕПИЯ (лат. sepia, от греч. sepia – каракатица) – устойчивая краска, которую получают из чернильного мешка моллюсков-каракатиц. Натуральная сепия имеет прозрачный светло-коричневый цвет, применяется в жидком виде, подобно акварели. Рисунки выполняются кистью или пером. Известна в Европе с середины XVIII в. В настоящее время дорогостоящую натуральную сепию заменила искусственная, менее устойчивая, однако разнообразная по оттенкам [69, с. 812].

СЕРАЯ ШКАЛА – заранее заготовленный набор ахроматических выкрасок, коэффициент отражения которых измерен на каком-либо точном приборе (фотометре, лейкометре). Измерение производится путем сравнения на глаз данной выкраски с одним из образцов серой шкалы [51, с. 168].

СИЛИКАТНАЯ ЖИВОПИСЬ – искусственные фрески; выполняются на внешних поверхностях зданий, так как в меньшей степени страдают от разрушительного действия атмосферы.

СИЛУЭТ – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное изображение предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление С. может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. С. подобен тени объекта.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА – проявление смысловой функции цвета. Единой системы, устанавливающей определенное символическое содержание за каждым цветом, не существовало ни в одну эпоху. В каждой стране в известный исторический период складывалась своя символика, но даже и в этих ограниченных рамках она не была устойчива и имела отклонения. Разногласие в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране, возможно, объясняется пересечением религиозной символики с народной. Народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы. Символическое содержание, признанное за тем или иным цветом, подвергалось изменению со временем.           В произведениях живописи символика не только выступает носителем дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картиной в целом [30, с. 88]. В течение длительного времени исторического развития в сознании людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями. В отдельные периоды истории изобразительного искусства символике цвета принадлежала важная роль, например в искусстве Средневековья. В религиозном западноевропейском искусстве применялись белый, красный, зеленый, черный и голубой цвета. Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль.

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привнесенными из Византии и от южных славян. Различные цвета и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и горе, жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у разных народов олицетворяли часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов – белый и т.д. Известно символическое значение цвета в народном искусстве, которое в значительной степени складывалось под воздействием красок окружающей среды. У многих народов красный цвет символизирует солнце и любовь, зеленый – символ надежды, белый – чистоты и невинности. В произведениях живописи отдельные цвета в различные периоды наделялись определенной символической смысловой нагрузкой, но она оказывалась неустойчивой даже в одну и ту же историческую эпоху [29, с. 27–28].

СИМВОЛ – разновидность художественного образа. В отличие от аллегории С. не иллюстрирует к.-л. отвлеченную идею, а опирается на значимые ситуации и явления действительности. Между смыслом и изобразительным явлением в С. существует определенная связь, более условная, чем в образах классического искусства.

СИММЕТРИЯ – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним.

СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ – явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникает по той же причине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне – желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свой противоположный тон. Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт, в то время как восприятие симультанно возникшего цвета усиливается. Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причём в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. Симультанные свойства цвета имеют первостепенное значение для всех работающих с ним. Художнику важно знать, при каких условиях возникают симультанные воздействия цвета и как их можно избежать. Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. При наличии контраста светлого и тёмного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается. Если композиция построена из жёлтого и красного цвета на синем, то она гармонически спокойна. Если вместо синего цвета взять сине-зелёный, то это сразу же приведет к симультанной игре, потому что красный и жёлтый будут симультанно возбуждаться и будут проявлять себя совсем иначе, чем на синем [34, с. 53, 55].

СИМУЛЬТАННОЕ ОПОЗНАНИЕ – отнесение воспринимаемого предмета к к.-л. классу одномоментно, мгновенное «схватывание».

СИНЕСТЕЗИЯ ЦВЕТОВАЯ («синестезия» – соощущение) –такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. «Синестетическое чувствование» было знакомо людям тонкой психической организации во все времена. Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт А. Рембо (1854–1891) прославился своим сонетом «Гласные». Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают «цветным слухом».

Н. А. Римский-Корсаков говорил, что диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла (цит. по: Эйзенштейн С.М. Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т.2. С.211). В книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии, например, «киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами». Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную «ассоциацию идей» (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау) [51, с. 189–190].

СИСТЕМАТИКА ЦВЕТОВ – расположение всех цветов в определенном порядке, выделение среди них основных и производных.

1. Самой простой систематикой было расположение цветов в том порядке, в каком они находятся в радуге, и выделение в этом порядке определенной последовательности. Такая попытка и была сделана И. Ньютоном после того, как он получил спектр путем разложения белого цвета. Эти цвета Ньютон разделял на однородные, первичные или простые, которые вызываются лучами одинаковой преломляемости, и неоднородные, или производные, ощущение которых вызывается лучами различной преломляемости. Спектр послужил также основой для систематики цветов в виде круга и треугольника. Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденцию замкнуться – синий конец через фиолетовый переходит в пурпурный, а красный также приближается к пурпурному. В принципе расположение цветов в треугольнике ничем не отличается от расположения их по кругу, так как треугольник вписывается в круг. В вершинах треугольника располагаются так называемые основные, или первичные, чистые цвета: красный, синий, желтый. Смешивая их попарно, можно получить вторичные, или смешанные, цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Смешение можно продолжать и получить в конечном итоге цветовой круг. Если в треугольнике провести биссектрисы, а в круге – диаметры, то на их противоположных концах будут лежать взаимодополнительные цвета. Расположение цветов в виде круга очень удобно и наглядно, оно широко применяется для объяснения многих закономерностей теории цвета.

2. В сущности, к системе цветов в виде круга пришел               И.В. Гете. Рассматривая свет через призму, он заметил цветовые полосы на границе черного и белого. Это дало ему основание сделать вывод о том, что желтый и синий соответствуют светлому и темному и являются первичными, так как возникли из противоположностей. Красный цвет он рассматривал как усиление желтого, фиолетовый – синего, а зеленый как результат смешения. Пурпурный цвет, по его мнению, возникает путем дальнейшего усиления красного и фиолетового. В итоге у Гете также несколько своеобразным путем возникает цветовой круг, в принципе не отличающийся от круга Ньютона. Цветовой круг и треугольник, однако, систематизировали лишь чистые, т. е. спектральные, цвета. Поскольку каждый спектральный цвет может изменяться по светлоте и насыщенности, то это потребовало создания такой модели, которая давала бы возможность учета изменения цветов и по этим параметрам.

3. В 1772 г. немецким ученым Ламбертом (1728–1777) была предложена систематизация цветов в виде пирамиды, приблизительно отображающей изменения цвета также по светлоте и насыщенности.

4. В 1810 г. опубликовал свою теорию цветов немецкий живописец романтической школы Филипп Отто Рунге (1777–1810), который в отличие от Гете и других предшествовавших ему исследователей строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение несколько более близким к живописной практике. Он считал основными три краски: желтую, синюю и красную, которые смешением между собой образуют оранжевую, фиолетовую и зеленую. В итоге он получал те же шесть цветов, что и Гете. Однако Гете подходил к вопросу с физиологической точки зрения и считал, что оранжевый и фиолетовый возникают вследствие повышения напряженности желтого и красного. Рунге рассуждал более конкретно и объяснял вторичные цвета чисто эмпирическим фактом смешения красок. К числу основных цветов Рунге относил также белый и черный, которые в предложенной им трехмерной модели системы цветов находятся на полюсах шара. По экватору шара Рунге располагал оптимально насыщенные цвета; изменения цвета по меридианам в направлении к полюсам он рассматривал как модификации по светлоте, а изменения каждого цветового тона по направлению к оси шара показывали изменения насыщенности. Трехмерная модель систематики цветов Рунге послужила основой для всех последующих моделей [30, с. 50, 53, 56].

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЦВЕТА В ПК – 1. Цветовая модель RGB. Ее название образовано от англ. «Red, Green, Blue» (т.е. «красный, зеленый, синий» – основные цвета, используемые в этой системе). Она является аддитивной («складывающей»). В этой системе отсутствие всех цветов представляет собой черный цвет, а наличие всех цветов – белый. Система аддитивных цветов работает с излучаемым светом, например, от монитора компьютера. Цвет компьютерного экрана изменяется от черного (отсутствие цвета) до белого (максимальная яркость всех трех составляющих).

Человеческий глаз имеет рецепторы, воспринимающие свет трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Остальные цвета воспринимаются как смешение трех основных в различных пропорциях. Поэтому система RGB адекватна цветовому восприятию человеческого глаза. Сочетание зеленого и красного дает желтый цвет, сочетание зеленого и синего – голубой, красного и синего – пурпурный, а сочетание всех трех цветов – белый. В модели RGB содержится около 17 млн цветовых оттенков.

2. Цветовая модель CMYK базируется на четырех основных цветах принтера. Воспроизведение цветов достигается путем смешивания четырех красок: Cyan (голубой), Magenta (пурпурной), Yellow (желтой), Вlacк (черной). Поэтому вся система получает наименование CMYK («Cyan, Magenta, Yellow, black»; черный обозначается в этой аббревиатуре буквой К, чтобы не путать его с синим).

Цветовая модель CMYK описывает поглощаемые цвета. Цвета, которые вычитают из белого света определенные участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными; от англ. subtract – вычитать). Такие цвета используются в модели CMYK. Они получаются путем вычитания из белого аддитивных цветов модели RGB. Голубой цвет получается путем вычитания из белого красного цвета, пурпурный – зеленого, желтый – синего.

Когда пурпурный, желтый и голубой смешиваются на бумаге, то получается коричнево-бурый. Поэтому для точного воспроизведения тонов добавляют четвертую черную краску.

Процесс 4-цветной печати основан на цветовой модели CMYK. Цветовой охват системы CMYK существенно уже, чем у RGB или HSV, так как на бумаге в принципе невозможно воспроизвести некоторые особо яркие и насыщенные экранные цвета. Поэтому изображения, готовящиеся для печати на бумаге, с самого начала должны рассчитывать на узкий цветовой спектр субтрактивной системы CMYK.

3. Цветовая модель HSV. В компьютерных графических программах применяется еще одна система представления цвета – система HSV (от англ. Hue – Saturation – Value, цветовой тон–насыщенность–яркость; эту же систему называют иногда HSB – Hue – Saturation – Brightness, или HLS – Hue – Lightness – Saturation). Эта система представляет собой абстракцию, моделирующую не физические свойства цвета, а восприятие цветов человеком. С ее помощью очень удобно подбирать цвет при практической работе.

СКОРОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – способность воспринимать объекты, наблюдаемые в течение очень коротких промежутков времени, измеряемая той наименьшей продолжительностью смотрения, которая необходима, чтобы увидеть данный объект [5, с. 41].

СКОТОПИЧЕСКОЕ (ПАЛОЧКОВОЕ) ЗРЕНИЕ – зрение, основную роль в котором играют палочки.

СЛАБОНАСЫЩЕННЫЕ ЦВЕТА – затемненные и высветленные цвета [30, с.41].

СКУЛЬПТУРА (от лат. sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведение которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения (статуи, бюсты, рельефы, и т. п.) также называют С. Выделяют два вида С.: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. С. бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется С. малых форм. По жанрам С. разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами могут быть воссозданы пейзаж и натюрморт. Но главным объектом для скульптора является человек, который может быть воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

СЛАБЫЙ КОНТРАСТ – контраст, который производит мягкое, неопределенное впечатление [72, с. 18].

СЛАГАТЕЛЬНОЕ, ОПТИЧЕСКОЕ ИЛИ АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ – вид смешения, при котором световые лучи, идущие от различных источников, присоединяются друг к другу, как бы складываются друг с другом [5, с. 33].

СЛОЖНЫЕ ЦВЕТА – цвета, которые представляются восприятию непонятными и даже загадочными – например, цвет металлов или цвет человеческого тела. Они кажутся одновременно и теплыми, и холодными; то ли лилового, то ли зеленоватого, то ли коричневого оттенка [30, с. 48].

СЛОЖНЫЙ СВЕТОВОЙ ПОТОК – состоящий из волн различной длины. Огромное же большинство цветов, которые мы видим вокруг себя, вызывается воздействием на глаз сложного светового потока. Последний характеризуется своим спектральным составом, т. е. интенсивностью света для каждой длины волны [5, с. 9].

СМЕШАННЫЕ РЯДЫ – кроме чистых рядов возможны еще и смешанные ряды по светлоте, цветовому тону и насыщенности. Смешанный ряд по светлоте отличается от чистого тем, что в нем цветовой тон и насыщенность у различных членов ряда различны и притом изменяются от одного члена к другому без всякого правила. Точно так же в смешанном ряде по цветовому тону неодинаковы светлота и насыщенность, а в смешанном ряде по насыщенности неодинаковы светлота и цветовой тон [5, с. 22].

СМЕШЕНИЕ КРАСОК – основа мастерства живописца состоит в умении составлять и смешивать краски для того, чтобы получать в картине нужный цветовой тон, создавая у зрителя определенное цветовое впечатление. В живописной практике это достигается путем: 1) механического смешивания красок; 2) наложения одного красочного слоя поверх другого; 3) сочетания небольших поверхностей различного цвета («раздельный мазок», «пуантилизм»).

В живописном произведении, исполненном, например, маслом, цветовой строй, как правило, создается использованием всех видов смешения. Причем, когда художник смешивает краски исключительно на палитре, механическое смешивание для него, казалось бы, единственный способ получения новых цветовых тонов. Но, располагая на холсте рядом мазки разного тона или даже закрашивая отдельные участки, он создает также и условия для оптического смешения цветов в глазу зрителя. И если даже художник умышленно избегает нанесения прозрачных тонов, то все равно в некоторых местах слой, положенный поверх нижележащего красочного слоя, будет обусловлен цветом последнего, потому что масляные краски, будучи нанесенными тонким слоем, все в разной мере прозрачны. Таким образом, в картине мы постоянно имеем дело с цветом, получаемым всеми тремя способами, даже если художник сознательно пользуется как бы лишь одним из них [30, с.145–147].

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ – процесс и результат смешивания красок. Во всех областях практики, связанной с воспроизведением цвета, необходимо уметь точно или приблизительно рассчитывать результаты взаимодействия различно окрашенных световых потоков, результаты смешения красок, предвидеть цвет того или иного тела, освещенного заданным источником света. Для этого нужно разбираться в физической сущности образования цветов. Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный.

Физическая сущность слагательного, или аддитивного, образования цвета – суммирование световых потоков тем или иным способом. Сущность вычитательного, или субтрактивного, образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место лишь при взаимодействии света с материальным телом, например: при смешении красок; при наложении прозрачных красочных слоев (лессировка, глубокая печать); при всех видах отражения и пропускания света. Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и др.) отражает (или пропускает) лучи собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.

Различают следующие виды слагательного смешения цветов: 1) пространственное – совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей (декоративное освещение, цирковое, театральное, архитектурное); 2) оптическое – образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (живопись мелкими штрихами или точками – пуантилистическая, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии); 3) временное – особый вид оптического смешения (на приборе для смешения цветов Максвелла (вертушке) укрепить диски разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не меньше 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет); 4) бинокулярное – смешение, которое мы наблюдаем, надев разноцветные очки. После некоторой борьбы полей устанавливается общая окраска поля зрения для обоих глаз, причем цвет этой окраски равен сумме цветов двух стекол [51, с. 169–170].

СОБСТВЕННАЯ СВЕТЛОТА ЦВЕТА – спектральная яркость цвета, зависящая от окраски предмета [30, с. 39, 42]. Кадмий лимонный – самый светлый цвет, а фиолетовый – самый темный.

СОБСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЦВЕТА – это те, которые присущи цветам объективно, их можно измерить и выразить тем или иным образом, ими занимается физика и отчасти психофизика; это, например, такие характеристики цвета, как цветовой тон, светлота, насыщенность [30, с. 80].

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В ИСКУССТВЕ – неразрывно связанные и взаимообусловленные эстетические категории: содержание означает то, что отражено и выражено в художественном произведении, а форма – то, какими средствами это достигнуто. Ведущая, определяющая роль принадлежит содержанию. Достичь их органического единства в творческом процессе позволяет высокий уровень образного мышления художника.

СОЗВУЧИЕ ДВУХ ЦВЕТОВ – образуют на двенадцатичастном цветовом круге два диаметрально противоположных цвета (дополнительных). Красный – зелёный, синий – оранжевый, жёлтый – фиолетовый представляют собой сочетания, обладающие качеством гармоничности. Предпосылкой подобной гармонии является условие симметричного расположения обоих цветов по отношению к центру цветового шара. Итак, если используется осветлённый красный цвет, то ему соответствует зелёный, затемнённый в той степени, в какой был осветлён красный [34, с. 72].

СОЗВУЧИЕ ПЯТИ ЦВЕТОВ – можно получить с помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и чёрным цветом. С. может состоять, например, из следующих цветов: жёлтого, красного, синего, чёрного и белого или оранжевого, фиолетового, зелёного, белого и чёрного [34, с. 74].

СОЗВУЧИЕ ТРЕХ ЦВЕТОВ – образуют на двенадцатичастном круге три цвета, расположение которых относительно друг друга образует равносторонний треугольник. Жёлтый, красный и синий – самое определённое и самое сильное гармоничное созвучие, которое можно считать основным. Гармоничным трезвучием обладают и дополнительные цвета этого триединства – фиолетовый, зелёный и оранжевый. Жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый, жёлто-зелёный представляют собой другие трезвучия, каждое из которых внутри цветового круга образует равносторонний треугольник. Если мы в созвучии пары дополнительных цветов, например, жёлтого и фиолетового, возьмём два соседних от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, или, наоборот, лежащие рядом с жёлтым: жёлто-зеленый и жёлто-оранжевый, то и эти созвучия также будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет равнобедренный треугольник. Если фигуры треугольников, и равнобедренного, и равностороннего, представить вписанными в цветовой круг, то, перемещая их вершины внутри круга по своему желанию, можно точно определить то или иное гармоничное трезвучие. При этом возникают два пограничных случая, когда одна из вершин треугольника находится на белом или чёрном полюсе. Если мы используем равносторонний треугольник, одна из вершин которого соприкасается с белым, то две другие вершины будут указывать на первые затемнённые ступени пары дополнительных цветов. Тогда мы, к примеру, получим такое трезвучие: белый, затемнённый сине-зелёный и затемнённый оранжевый. Если же одна из вершин соприкасается с чёрным, то подобным образом мы получим чёрный, осветлённый сине-зелёный и осветлённый оранжевый. Эти случаи убеждают в том, что при использовании белого или чёрного в действие вступает контраст светлого и тёмного [34, с. 72–73].

СОЗВУЧИЕ ЧЕТЫРЕХ ЦВЕТОВ – возникает, если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу и образуют фигуру квадрата. При этом возникает три четверозвучия: жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный; жёлто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный; оранжевый, красно-фиолетовый, синий, жёлто-зелёный. Другие четырёхцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как, например: жёлто-зелёный, красно-фиолетовый, жёлто-оранжевый, сине-фиолетовый; жёлтый, фиолетовый, оранжевый, синий. Третья фигура для получения четырёхзвучия – трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничными, образуя при смешении серо-чёрный цвет. Вписывая фигуры в цветовой шар и поворачивая их, можно получить очень большое число новых цветовых сочетаний [34, с. 73–74].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

1477 - | 1280 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.