Упражнение 7.
«Соль» малой октавы |
«Си»» » | Терция
Упражнение 8. «До» первой октавы «Ми»» »
Терция
Упражнения 7 и 8 можно варьировать: начав с упражнения 8, перейти к упражнению 7. Вокальные упражнения не должны вызывать большого напряжения, т. е. из двух предложенных следует выбирать сначала наиболее доступное для больного.
После того как эти два упражнения не будут вызывать затруднений, приступают к следующему.
Методика восстановления звучной речи после ларингэктомии
85
Упражнение 9.
«Соль» малой октавы А
«Си» » » У Трезвучие
«Ре» первой октавы )
«Ре» первой октавы А
«Си» малой» У Трезвучие
«Соль»» » )
Упражнение 9 следует выполнять предельно медленно, делая паузы через каждые 2—3 мин. В это же время рекомендуется длительное пение одного звука в доступном диапазоне. При отсутствии затруднений при выполнении указанных упражнений переходят к исполнению знакомых мелодий в доступных диапазонах.
Пение музыкальных фраз из знакомых популярных песен стимулирует плавность и появление модуляций в пищеводном голосе.
Упражнение 10. В. Соловьев-Седой, «Подмосковные вечера», первая фраза.
Упражнение 11. И. Дунаевский. «Широка страна моя родная», первая фраза.
Упражнения для женского пищеводного голоса. При работе над женским пищеводным голосом возникают дополнительные трудности. Отсутствие модуляций и низкий тон пищеводного голоса крайне травмируют женщин. Сначала применяются упражнения для увеличения модуляций, а затем для расширения диапазона.
Диапазон женского пищеводного голоса должен быть не менее кварты, кванты 1-й октавы, поэтому упражнения, а также мелодии следует предлагать в указанных диапазонах.
Упражнение 12.
«До» \ «Соль» "I
«Mu» г первой октавы «Ми» г первой октавы
«До»)
«До» Л
«Ми» У первой октавы
«Соль»;
С. Л. Таптапова
™я?ГбХ°ДИМО отметить> что для большей эффективности и стабильности тембра некоторым больным, у которых особен
сНиОмЧостТи УХУДШаетСЯ **™°» пищеводного rZ"a в зависимости от их настроения и общего состояния, рекомендуется самостоятельно повторять необходимые упражнения длительное время, уже не посещая логопеда ражнения
Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. — М., 1985.
С.Л. Таптапова
Основы фонопедии
||, В современном обществе постоянно увеличивается чис-лиц голосоречевых профессий. Большие голосовые на-рузки предъявляют и повышенные требования к голосо->му аппарату, в связи с чем возникает «необходимость! разработке профилактических мер для сохранения здра-мч> голоса и поиске наиболее рациональных путей его вос-гановления в случаях нарушений. Педагогические приемы установления голоса были выделены в раздел логопе-га — фонопедию. Фонопедия — это педагогический про-основывающийся на физиологии голосообразования ■дидактических принципах. Изучение механизма голосо-5разования дало физиологическое обоснование фонопеди-ским приемам, подтвердило их ведущую роль в функци-1ьных тренировках голосового аппарата. Фонопедию >жно определить как воспитание навыков правильного элосоведения при минимальной нагрузке на голосовой шарат гортани и постепенной активизации мышечного шарата.
Фонопедия в конце XIX — начале XX вв. развивалась по направлениям. В Германии одним из основоположни-)в ее был Н. Gutzmann, во Франции — G. Taurneau. В Рос-[ фонопедия стала развиваться в начале XX в. В.Н. Ники-Шин и А.Ф. Иванов (1910), Е.Н. Малютин (1924) указывали необходимость проводить коррекцию голоса с помощью ^дагогических методов, а также предложили некоторые хемы для нормализации голосовой функции. После Вели-»й Октябрьской социалистической революции выходят Е.Н. Малютина (1924), Ф.Ф. Заседателева (1925), которых были описаны различные упражнения, предлагаемые для постановки голоса. В работах немецких авторов, МВубликованных с конца XIX в. и до наших дней, большое шнимание уделяется артикуляционным упражнениям. Цшранцузские же и итальянские авторы делают акцент на жических упражнениях.
88
С. Л. Таптапова
В 30—40-е годы в работах Ф.Ф. Заседателева(1935,1937), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) даны четкие указания на необходимость дифференцированного применения фонопедических упражнений при различных заболеваниях голосового аппарата, а также изложены научные основы постановки голоса.
В период Великой Отечественной войны первостепенной задачей врачей и логопедов являлось восстановление голоса в связи с ранениями голосового аппарата. В монографии М.И. Фомичева «Основы фониатрии» (1942) много внимания уделяется фонопедическим упражнениям.
В 50-х годах в трудах отечественных ученых отводится значительное место восстановлению голосовой функции после оперативных вмешательств по поводу новообразований гортани [Бокштейн Ф.С., 1954; Сендульский И.Я., 1954; Зимонт Д.И., 1958; Светлаков М.И., 1964]. В этот же период появляются работы, посвященные исследованию акустической структуры звуков русского языка [Варшавский Л.А., 1955; ЛитвакИ.И., 1959]. В монографии А.Т. Рябченко (1964) описываются в сочетании дыхательные и фонопедические упражнения, рекомендованные автором при функциональных нарушениях голоса. Исследования по акустической структуре вокальной речи, проведенные В.П. Морозовым (1967), впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических возможностях певческого голоса. Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной ларингостробоскопии позволили логопедам дифференцированно разрабатывать фонопедические методики.
Основой для фонопедических упражнений является коррекция фонационного дыхания, которое изменяется при большинстве голосовых нарушений. Комплексы целенаправленных дифференцированных упражнений, простые для запоминания, разработаны Э.Я. Золотаревой (1984). Коррекцию дыхания проводят параллельно с фонопедичес-кими тренировками. Предлагаемые нами методики составлены с учетом физиологии голосообразования, акустических параметров голоса и соблюдением дидактических приемов. Больной должен выполнять только эффективные упражнения, которые обоснованы физиологически и не-
Основы фонопедии
89
сложны для выполнения. Естественно, что с больными, у которых голосовые нарушения сопровождаются нервно-психическими нарушениями, занятия по восстановлению голоса проводят на фоне медикаментозного лечения, назначенного психоневрологом или психиатром.
Все разработанные и описанные нами методики внедрены в практику отечественного здравоохранения, а некоторые из них применяются и за рубежом.
Дмитриев Л.В., Телеляева Л.М.; Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990. — С. 155—157.
88
С. Л. Таптапова
В 30—40-е годы в работах Ф.Ф. Заседателева(1935,1937), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) даны четкие указания на необходимость дифференцированного применения фонопедических упражнений при различных заболеваниях голосового аппарата, а также изложены научные основы постановки голоса.
В период Великой Отечественной войны первостепенной задачей врачей и логопедов являлось восстановление голоса в связи с ранениями голосового аппарата. В монографии М.И. Фомичева «Основы фониатрии» (1942) много внимания уделяется фонопедическим упражнениям.
В 50-х годах в трудах отечественных ученых отводится значительное место восстановлению голосовой функции после оперативных вмешательств по поводу новообразований гортани [Бокштейн Ф.С., 1954; Сендульский И.Я., 1954; Зимонт Д.И., 1958; Светлаков М.И., 1964]. В этот же период появляются работы, посвященные исследованию акустической структуры звуков русского языка [Варшавский Л.А., 1955; ЛитвакИ.И., 1959]. В монографии А.Т. Рябченко (1964) описываются в сочетании дыхательные и фонопедические упражнения, рекомендованные автором при функциональных нарушениях голоса. Исследования по акустической структуре вокальной речи, проведенные В.П. Морозовым (1967), впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических возможностях певческого голоса. Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной ларингостробоскопии позволили логопедам дифференцированно разрабатывать фонопедические методики.
Основой для фонопедических упражнений является коррекция фонационного дыхания, которое изменяется при большинстве голосовых нарушений. Комплексы целенаправленных дифференцированных упражнений, простые для запоминания, разработаны Э.Я. Золотаревой (1984). Коррекцию дыхания проводят параллельно с фонопедичес-кими тренировками. Предлагаемые нами методики составлены с учетом физиологии голосообразования, акустических параметров голоса и соблюдением дидактических приемов. Больной должен выполнять только эффективные упражнения, которые обоснованы физиологически и не-