j благодаря его очень большому импедансу. Сочетания звука / с гласными на твердой атаке являются хорошей тренировкой звучной фонации. В упражнениях звук / звучит утрированно, а гласные — коротко. Произносят сочетания ай-яй, ой-ей, уй-юй, эп-ей.
В дальнейшем проводят координацию дыхательных и фонационных кинестезии. С этой целью больные отраженно за логопедом длительно произносят гласные звуки по одному и в сочетаниях по два, три, четыре и пять.
После звуковых и слоговых упражнений навык правильного голосоведения закрепляют в словах. Для облегчения выполнения упражнения, включения головного резонатора и обеспечения наилучших условий голосоведения вначале предлагают слова, начинающиеся с прямых ударных слогов со звуком м, например, манка, муха, мебель, мина, мыши. Затем по аналогии произносят слова на звуки вил. Далее приступают к закреплению навыка во фразовой речи (вначале в вопросно-ответной форме) и осуществляют постепенный переход на правильное голосоведение в быту.
Автоматизация восстановленной фонации словесными упражнениями, чтением стихов, пересказом текстов требовалась только больным с длительным заболеванием, фиксированным на своем состоянии, испытывающим страх перед возобновлением трудовой деятельности, связанной с голосовой нагрузкой. В этих случаях материал подбирают не по фонетическому принципу, а с учетом интересов и вкусов больного.
Завершают занятия вокальные упражнения в диапазоне 1—1,5 октавы. Эти упражнения позволяют не только добиться расширения диапазона и усиления звучности голоса, но и сократить сроки автоматизации восстановленной голосовой функции.
Диапазон вокальных упражнений определяется высотой и возможностями голоса больного. Начинают с пения трезвучий на звуке м в течение одного—двух занятий. Затем поют те же трезвучия с названиями нот, а позднее — на гласные звуки. Первоначально трезвучия поют на одном гласном звуке, затем подбирают сочетания гласных по два и три.
96
С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова
Упражнение можно варьировать индивидуально для каждого больного. Завершает занятия пение напевных мелодий народных песен без резких тональных переходов. Результаты восстановительной фонопедическои терапии оценивают по качеству восстановленного голоса.
На основании клинического опыта и катамнестических наблюдений мы сократили и модифицировали методику, предложенную Е.В. Лавровой. Введение в комплекс лечебных мероприятий дыхательной гимнастики, разработанной Э.Я. Золотаревой, позволило отказаться от традиционных дыхательных упражнений, изложенных в методике Е.В. Лавровой. В случае отсутствия фиксированного навыка шепотной речи можно перейти к упражнениям на пролонгацию фонации сразу после получения звучного голоса на фонеме м. Данные упражнения состоят из сочетаний сонорных согласных звуков с гласными высокого импеданса у, о. Звукосочетания у-лю-лю, о-ле-ле произносят спокойно, медленно притягивая гласный звук. Упражнения выполняют в положении стоя или сидя.
Появление пролонгированной фонации позволяет сразу включить ее в бытовую речь и приступить к выполнению дифференцированных вокальных упражнений в диапазоне терции — 2 тона. Под влиянием этих упражнений голос приобретает стабильность, в нем появляются простейшие модуляции. Таким образом больные подготавливаются к упражнениям с йотированными звуками. Они в состоянии произносить их плавно, что тренирует и приближает условия фонации в упражнении к голосообразованию в процессе речи. В заключение проводят курс вокальных упражнений в диапазоне речевого голоса. Наш клинический опыт свидетельствует о том, что предложенные модификации сокращают сроки восстановления голоса.
Фонопедическая терапия при Рубцовых стенозах горта ни. Заболевания гортани — папилломатоз и рубцовый стеноз — отрицательно влияют на формирование и развитие голоса ребенка, его речь. Многократные оперативные вмешательства, общая астенизация, наличие трахеотомической трубки, длительное пребывание в больнице отражаются на формировании личности ребенка. Папилломатозом гортани чаще всего болеют дети в возрасте от 2 до 4 лет, т. е.