ния ежедневно в течение 2 нед., чтобы отработать ритм дыхания, улучшить соотношение вдоха и выдоха, овладеть начальными навыками костоабдоминального дыхания, что позволяет приступить к упражнениям, направленным непосредственно на восстановление голоса.
Выполнение этих упражнений начинают с «дутья в губную гармошку», которое также способствует удлинению выдоха и, кроме того, позволяет массировать гортань вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, а также тонизирует мышцы гортани. Больной при этом'сидит на стуле, прислонившись к его спинке, корпус выпрямлен, ступни прижаты к полу. Прижав обеими руками гармошку к губам, он медленно вдувает и выдувает из нее воздух. Упражнение выполняют в течение всего курса обучения, постоянно повышая нагрузки от 15—20 с до 2 мин., от 6 до 15 раз в день.
Одновременно с упражнением с гармошкой автор предлагает проводить в течение всего курса следующие дыхательные упражнения в исходном положении сидя прямо на стуле или стоя:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через левую прловину носа, затем через
правую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (по
переменно);
6) вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилени
ем в конце;
7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
8) вдох через нос, выдох через нос толчками (диафраг-
мальный).
Через 7—10 дней добавляют упражнения, способствующие активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:
1) исходное положение — руки в замок на затылке; от
клонение головы назад с сопротивлением рук;
2) исходное положение — сжатые в кулак кисти подпи
рают подбородок; наклоны головы вперед с сопротивлени
ем рук;
94
С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова
3) исходное положение — ладони к ушам; наклоны голо
вы в стороны с сопротивлением рук;
4) движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед,
сжимание челюстей;
5) надувание щек;
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7) поднимание мягкого нёба при зевке.
По мнению Е.В. Лавровой, все приведенные выше упражнения подготавливают голосовой аппарат к фонации. На их фоне уменьшаются или исчезают парестезии, удлиняется речевой выдох, при стробоскопии отмечается появление слабых колебаний пораженных складок.
Стимуляцию фонации начинают с произнесения звука м «в маску». Выбор этой фонемы не случаен. Это объясняется тем, что звук м имеет наилучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации: он не требует значительного напряжения мышц гортани, произносится на слабой воздушной струе, импеданс звука велик, что обеспечивает его звучность при малой затрате мышечной энергии голосовых складок, при произнесении этого звука можно легко добиться выраженного резонанса надставных полостей, в результате чего активизируется голосовой аппарат. Не всегда удается сразу добиться достаточно длительного и звучного произнесения. Иногда на это уходит более 2 нед.
При увеличении длительности фонации и силы голоса на «мычании» переходят к произнесению прямых слогов, резко опуская нижнюю челюсть: ма, мо, му, мэ, мы. Редуцированные гласные звуки добавляют по мере увеличения импеданса. Постепенно длительность гласных растягивается до полноценной.
После этого автор рекомендует произносить пары прямых слогов со звонкими согласными с ударением на втором слоге, например: ма-ма, на-на, ла-ла, ва-ва, баба и т. п., а затем ряды слогов с перемещением ударения, например: мб-ма — мам б— мамамб, нб-на — на-нб — нананб, лб-ла — ла-лб — лалалб и т.д.
Освоение этих упражнений в свою очередь позволяет приступать к активному смыканию голосовых складок на звуке