§ 1. Понятие и значение предупреждения преступности.
§ 2. Общая характеристика системы предупреждения преступности.
§ 3. Общее предупреждение преступности.
§ 4. Специальное предупреждение преступности
§ 1. Понятие и значение предупреждения преступности
Предупреждение преступности — это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации об щественных отношений.
Термин «предупреждение преступности» не является бесспор ным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющееся. А преступность — это то, что уже есть. С этой точки зрения тер мин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот, и вряд ли имеет смысл «революционно» ломать устоявшийся понятий ный аппарат. Главное в нем — акцент на причинность и детер минацию преступности, на удержание людей от преступлений.
Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение».
Одними авторами понятия «предупреждение» и «профилакти ка» трактуются как синонимы, другие — при трехчленном пони мании «предупреждения» и имея в виду прежде всего предупреж дение преступлений, а не преступности в целом — рассматривают профилактику как часть «предупреждения», относя к последнему также предотвращение и пресечение преступлений1.
При предотвращении речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их соверше-
См.: Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 333—335.
436 Раздел IV. Борьба с преступностью
нию, при пресечении — о реагировании на начавшееся преступное поведение, и прежде всего в стадии приготовления, т. е. при приис кании, изготовлении или приспособлении лицом средств или ору дий совершения преступления, приискании соучастников престу пления, сговора на совершение преступления либо при ином умышленном создании условий для совершения преступления1.
В этом смысле предотвращение и пресечение являются как бы мостиком между предупреждением в указанном выше классиче ском смысле или профилактикой при трехчленном понимании предупреждения преступлений и правоохранительной деятельно стью. Можно сказать, что предотвращение и пресечение преступ лений бывают даже ближе к правоохранительной деятельности, поскольку относятся к таким стадиям механизма преступного по ведения, как принятие решения о преступлении, его планирова ние, подготовка и начавшееся исполнение решения.
Выделение стадий предотвращения, пресечения, профилакти ки весьма значимо применительно к предупреждению именно преступлений. Когда же речь идет в целом о преступности как осоциальном явлении, распространено употребление в целом тер мина «предупреждение преступности» с выделением в последнем разных видов и этапов предупредительной деятельности.
Ряд авторов в понятия предупреждения, профилактики престу плений включают и аналитическую деятельность по изучению причин и условий преступлений2, однако такую деятельность целе сообразнее рассматривать в системе общей организационной дея тельности по борьбе с преступностью как необходимую предпо сылку и предупредительной, и правоохранительной деятельности.
Следует иметь в виду то огромное значение, которое имеет пре дупреждение преступлений и преступности в целом. Именно оно по-
1 Понятие «приготовление к преступлению» дается в ст. 30 УК РФ.
2 Отмечается, что понятие «профилактика преступлений» употребля ется в широком и узком смысле слова. «В широком смысле слова про филактика — это недопущение конкретных преступлений, предохране ние отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступ ления... В этом смысле в содержание профилактики входит и право охранительная деятельность. В узком смысле слова под профилактикой можно понимать деятельность, во-первых, по выявлению причин пре ступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; во-вторых, по выявлению лиц, могущих совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведению с ними необходи мых мероприятий. В совокупности эти два понятия образуют единое по нятие «профилактика преступлений», или «профилактика правонаруше ний» (см.: Аванесов Г. А. Криминология. М, 1984. С. 339).
Глава 13. Предупреждение преступности | 437 |
зволяет не допускать массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями. В частности, позволяет предупреждать отчуждение субъектов преступлений от ценностно-нормативной системы общества и государства, разрыв социально полезных связей преступников при их изоляции от общества ли бо преимущественном замыкании на криминальной и деморали зованной среде во время ведения антиобщественного образа жиз ни, при поисках источников дохода и т. п. Если человек социа лизирован в рамках криминального общества, существующих в нем отношений и правил поведения, ему крайне трудно утвер диться и успешно решать свои проблемы в официальном обще стве и государстве с его нормативно-правовой системой.
В обществе с высоким уровнем преступности огромные сред ства затрачиваются на системы охраны людей, имущества, обще ственного порядка, на обеспечение системы разоблачения и на казания многочисленных преступников. И все меньше средств остается на своевременное оказание социальной помощи нуж дающимся в ней детям, семьям, имеющим детей, другим субъек там, на образование и культуру. В результате создается замкну тый круг: такая ситуация приводит к становлению на преступный путь все новых и новых людей и к расширению правоохрани тельной системы, затрат на нее все более масштабных средств.
Нельзя забывать, что правоохранительная деятельность осу ществляется тогда, когда уже имеются десятки тысяч покалечен ных и убитых, материальный ущерб исчисляется огромными цифрами. А предупредительная деятельность направлена на то, чтобы этого не допустить.
Значение предупреждения преступлений отмечали еще Пла тон и Аристотель, Монтескье и Беккариа, Вольтер и К. Маркс, другие мыслители. «Лучше предупреждать преступления, чем ка рать за них. Это составляет цель любого хорошего законодатель ства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни», — писал Чезаре Беккариа1.