Выделенное нами понятие социально-психологического благополучия и определяющие его факторы во многом по сво ему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня тер мином «качество жизни», под которым понимается характе ристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (Г. С. Н икифоров). Качество жи зн и является общей характеристикой разных жизненных сторон. К их чис лу относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и эко номической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состо яни я личности, позволяющие ей относительно безболезнен но преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира, адекватно решать поставленные задачи, способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация), возмож ность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой (Г. С.Ники форов).
Выделенные нами уровни компенсации не имеют четких границ. Но среди них все же можно обозначить вы сш ий — социальный. Содержание этого уровня связано с макросоци-
170
альными масштабами существования человека. Прежде все го, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощ ь лицам с отклонениями в раз витии — детские сады, школы, реабилитационные и абилита- ционны е центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т. д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное за конодательство, представляющее определенные гарантии об щества в отнош ении разных групп инвалидов.
К социальному уровню следует отнести и характер отно ш ения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управле нию. Нельзя издать такой указ, по которому все члены обще ства будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно свя занна с религиозными, национальными и историческими тра диция м и того ил и иног о общ ества. К ром е того, степен ь терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена си стемой образования и его содержанием. На обыденное созна ние оказывают сильное влияние средства массовой информа ции (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в том числе и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 г.), в проводимых социально-психологических исследованиях, посвящ енны х изучению отношения населения к различным группам инва лидов, неизменено фиксировалась откровенная насторожен ность и отчужденность. Выраженность этих характеристик на ходилась почти в прямой зависимости от уровня образования.
Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности соци ального уровня компенсации.
Сказанное не должно создавать впечатление, что компен саторные процессы существуют изолированно от всех процес-
171
сов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение ф ено м ено в компенсаци и — это продукт абстрагирования. В действительности, они лиш ь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсатор ные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновре менно с процессом восстановления (компенсации), ибо раз дельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».
С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воз действий. По степени легкости возникновения и устойчивос ти декомп енсаторны е состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эф фекта.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно ис пользовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не по зволяющие человеку найти продуктивный выход из сложив ш ийся кризисной ситуации.
О собы м образом в специальной психологии сложи лась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное оп ределение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессио нальны й психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких резуль-
172
татов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, ука зывая на то, что механизм ее реализации связан с естествен ным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству — с другой. Стрем ление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким об разом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.
Чувство малоценности особенно остро переживается в дет стве, что и составляет основной двигатель психического раз вития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несосто ятельности детьми с тяжелыми физическими или психичес кими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс не полноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпен сации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги перкомпенсации не столь многочисленны. Н о, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым небла гоприятным условиям своего существования, развиваться воп реки им.
Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психоло гии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индиви дуальная психология была воспринята с энтузиазмом. П и к небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую по ловину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называ ли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драма тизм положения состоял в том, что положение гиперкомпен сации было понято совершенно превратно. Адлеровская пси-
173
хология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нару ш ение автоматически приводит к эфф екту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых ти пов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие дети должны обгонять в развитии речи и мыш ления зрячих сверстников.
В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л. С. Выготский в 1927 году опуб ликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Л. С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует ос новные положения гиперкомпенсации, предостерегая чита теля от упрощенного понимания.
Но эпоха повального увлечения психоанализом так же бы стро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разво рачивается кампания по дискредитации психоанализа; пси хоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т. д.
С этого момента отнош ение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез ут верждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссаль ных волевых усилий и способностей. В этом состоит основ ной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманиза ции общественных отношений, упрощенного понимания при роды человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.
Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упор ством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не ока зывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л. С. Вы-
174
готский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, назва ние вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л. С. Выготского от «вредного» влияния А. Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б. В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.
Столь длинны й комментарий по поводу термина «сверх компенсация» был, с нашей точки зрения, необходимым, во- первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный от тенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма ори гинальных концепций человека, примером гуманистическо го понимани я его природы. И ндивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и вос питания детей с физическими и психическими нарушения ми. В частности, на ее основе разрабатывались методы эмо ционального воспитания и система психологической помо щи родителям.
Уровневое строение компенсаторных процессов соответ ствует представлениям об уровневой организации человека в целом. П ри этом следует учитывать, что человек — существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биоло гические и социальные детерминанты при ведущей роли пос ледних. И м енно поэтому в компенсаторных процессах задей ствованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12. 2). мы попытались условно представить соотноше ние биологической и социальной составляющей процесса ком пенсации; диагональная черта воспроизводит это соотноше ние. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит соци альному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социаль ном уровне есть определенная представленность биологиче ского фактора, связанного с возрастом человека, общим со-
175
стоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природ ными особенностями его темперамента и т.д.