Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И реабилитация как категории специально й пси хологии




Любая живая система должна обладать определенным за­ пасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изме­ нений во внешней и внутренней среде. Для этого необходи­ мы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание оп­ ределенного уровня «надежности» системы в целом и отдель­ ных ее компонентов составляет суть сложных и многообраз­ ных процессов компенсации. Наличие парных органов у мно­ гих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к ре­ генерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недораз­ витых или нарушенных функций путем использования сохран­ ных или перестройки частично нарушенных.

Д ля теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не од­ ного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности ком-

 

164


пенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохи­ на, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Ш терна, А. Адлер и др.

Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной тра­ диции X I X века под органом понималась определенная, мате­ риальная часть живого организма, выполняющая свою соб­ ственную ф ункцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организа­ ции психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в по­ нятие «функциональный орган». А. А. Ухтомский писал по это­ му поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (цит. по: Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).

Также видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обла­ дающ их сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы дея­ тельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результа­ та с исходным его образом. П ри таком понимании психиче­ ские функции следует сопоставлять не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологическими процессами, осуще­ ствляемыми теми или  иным и мозговыми           структурами. Следовательно, в основе психической деятельности лежат

«функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, вклю­ чающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различ­ ные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.

Функциональные системы обладают высокой пластично­ стью и способностью к перестраиванию. И м енно эта способ­ ность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

 

165


Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных фун­ кций — внутрисистемную и межсистемную.

Компенсаторны е процессы протекаю т под постоянны м контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локали­ зации и глубины (выраженности).

Третья фаза — формирование программы последователь­ ности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с необходимостью требует от­ слеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержа­ ние четвертой фазы.

И наконец, пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Временная длительность указанных этапов может быть раз­ личной, что зависит от характера нарушения, его выраженно­ сти и от индивидуальных особенностей организма. Останов­ ка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм дея­ тельности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обыч­ но выделяется четыре подобных уровня.

Первый — биологический, или телесный уровень: компен­ саторные процессы протекают преимущественно автоматиче­ ски и бессознательно.

Второй — психологический уровень существенно расширя­ ет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. М ожно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

 

166


Не случайно одно и то же нарушение у животных и челове­ ка может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жиз­ нью. Человек же при всех трудностях, возникающих в усло­ виях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедея­ тельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных наруш ений, поста­ новке реальных целей и задач, сохранении позитивного отнош ения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, вы­ полняю т важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерны м кажется то, что при одном и том же наруше­ нии у разных людей мы можем наблюдать выраженные от­ личия в их социальной адаптации в зависимости от личнос­ тных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с ра­ ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, —

«это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих пережи­ ваний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» (Никольская И. М., Гра­ новская Р. М. Психологическая защита у детей. СП б., 2000, с. 19). Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублима­ ция, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи пло­ хо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особеннос­ тей человека. Кроме того, механизмы защиты способны со­ действовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внеш­ ней ситуации.

 

167


Копинг-стратегии представляют собой сознательные уси­ лия личности, предпринимаемые для совладания со стрессо­ выми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном по­ вседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защит­ ные механизмы комбинируются с разными вариантами ко - пинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа — разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необхо­ димости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами про­ блемной ситуации. Но он также во многом зависит от лично­ стных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных ус­ тановок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

П сихологический уровень протекания компенсаторны х процессов, являясь центральным для человека, тем не менее не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенса­ торной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации, реализуемая на социально-психологическом уровне. Здесь, как несложно заметить, мы выходим за грани­ цы телесного бытия индивида, но остаемся в рамках его лич­ ности как социального способа существования. На данном уровне помимо интрапсихических начинают отчетливо дей­ ствовать интерпсихические, экстрацеребральные механизмы.

По сути дела, выход за пределы физического бытия чело­ века уже имел место на предыдущей психологической ступе­ ни. И бо личность, прежде всего, продукт социальной среды, Но здесь характер компенсаторного процесса представлен, если угодно, в своей открытой форме. Эффективность ком­ пенсации во многом определяется характером межличност­ ных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, пони­ мание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей челове-

 

168


ка, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих по­ зитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социаль­ ного благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей соб­ ственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищен­ ности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собствен­ ные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходя­ щих событий, ненапрасности потраченных усилий.

Ощущение благополучия многими исследователями связы­ вается с тремя основными жи зненными «опорами», к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и неза­ висимости. К онечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность челове­ ка совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во мно­ гом зависит от прочности указанных «опор». Нетрудно заме­ тить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к ин­ валидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства челове­ ка. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семей­ ному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонения­ ми от нормального хода развития.

Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект спо­ собен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отноше­ ний, в том числе и семейных, а также в отсутствии необходи­ мой профессиональной деятельности. Но подобное, скорее всего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентации.

 

169


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.