Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принадлежность новой продукции 4 страница




Зато в экономике появились такие явления, как плавающий курс денег, разные цены на одни и те же товары, безработица, инфляция, кризисы перепроизводства и финансовые кризисы, которые общество выдаёт за "объективные явления природы", хотя всё это – рукотворные процессы, порождённые человеком. Например, безработица имеет место только из-за завышения индивидуального фонда рабочего времени (ИФРВ) и попыток. регулировать ФРВ не с помощью ИФВВ, а за счёт численности участников.

Производительные силы современного общества способныобеспечить с избытком потребности всех членов общества, но общество вынуждено искусственно ограничивать общий фонд рабочего времени (ФРВ) (причём, экономически не грамотно, лишая часть членов общества права трудового участия), так как из-за экономически необоснованного распределения, совокупная покупательная способность всех членов общества, недостаточная у одних и избыточная у других полностью использована быть не может.

В результате нищета, присущая части современного общества, становится объективной неизбежностью, а экстремизм – естественной реакцией на  такую систему распределения. (1.1)

Советская экономическая система, как разновидность товарного производства, появилась на 200 лет позже последовательно капиталистической. Это позволяло построить производственные отношения по-другому. Но для этого молодому советскому правительству, в общем-то, не страдавшему недостатком образования, следовало читать не труды К. Маркса, не сказавшего ни одной экономически грамотной фразы, начиная с "классики" ("рабочая сила – товар"), а работы физиков, которые как раз в XX  веке сформулировали понятия "движущие силы развития органической и неорганической материи". Именно. благодаря этим открытиям появилось и понятие "движущие силы экономического развития", и стало ясным, в каких процессах могут возникать реальные блага и кому они могут принадлежать. Тем более, что лозунги Октябрьской Революции "Землю – крестьянам!" и "Фабрики – рабочим!" были вполне к месту.

Крах Советского Союза оказался неизбежен. И не благодаря проискам империализма, бесспорно, имевшим место, а потому, что "классовая борьба" пригодна для разрушения, а для созидания нужно экономическое партнёрство. А не "наёмные работники". Должен был произойти и произошёл крах политической системы, пытавшейся диктовать и жизненный уклад, и даже экономические процессы. А произошёл развал и всей экономики, что уже можно отнести к полной заслуге "младореформаторов".

Примитивное представление, что "не получилось со строительством социализма – будем строить капитализм", оказалось явно несостоятельным. За двадцать лет "торжества капитализма" в России, мы увидели вспышку частной инициативы, которая помогла решить проблему продуктов питания, оказавшуюся не разрешимой для СССР. Но сегодня не видно ничего, кроме всёпожирающего пламени "наживы", по сравнению с которым настоящие пожары 2010 года, бушевавшие в России, – детские забавы.

Кроме того, и капитализм, и социализм – это одна и та же система товарного производства, которая утвердилась на всей планете, но для которой человечество за три века так и не сумело создать соответствующей системы производственных отношений. Не сумело, или не хотело? При более внимательном подходе можно увидеть, что, вероятнее всего, "социализм", ослеплённый классовой борьбой, просто не сумел, а "капитализм" – не хотел. Да и зачем, если появился "бизнес", который бессмысленную "классовую борьбу" заменил не менее бессмысленной борьбой за деньги"? Причём, если в классовой борьбе могут быть и союзники, то в "бизнесе" каждый борется только за себя самого.

Только участники юридического лица. будучи экономическими партнёрами, владеющими совокупным человеческим капиталом, образующим единый сложный профессиональный человеческий капитал юридического лица, и имея общие экономические интересы и общую совместную собственность, способны осуществлять развитие не за счёт друг друга, а, благодаря своим усилиям.

Бизнес, основанный на сделке ("каждый за себя"),  органически не пригоден для таких форм сделок, в частности, имущественных, в которых результат определяется путём борьбы сторон, имеющих взаимно противоположные интересы и ничем не ограниченных в выборе средств для достижения цели. Но, так как осуществление коммерческих сделок является необходимой формой услуг (в частности, на этом основана вся торговля), для осуществления этих процессов должна существовать жесточайшая государственная регламентация стоимости денег и товаров, осуществляемая в форме создания постоянных товарных ценников.  (1. 2).

Подобно тому, как "классовая борьба" привела к гибели миллионов человеческих жизней, "свободный рынок" привёл человечество к образованию миллионов миллиардеров и к существованию миллиардов нищих.

Наши цели полностью созвучны целям А.И. Герцена, т.е. "думы о более справедливом и эффективном устройстве жизни человеческого сообщества, населяющего планету Земля". Но наши возможности найти правильное решение этой проблемы на несколько порядков выше тех возможностей, которые имел в своё время А.И. Герцен. За полтора века, разделяющие нас, произошли важнейшие события, которые позволяют любому члену современного общества увидеть и понять процесс развития современного человечества. Причём понять не только с точки зрения "торжества справедливости", которая вряд ли может рассматриваться, как "движущая сила" развития современного человечества, но, в первую очередь, как объективный процесс естественного развития органической материи, в том числе, и её человеческой составляющей. Что это за события?

Во-первых, достижения естественных наук, открывших движущие силы развития органической материи ("энергия"), что позволило понять и природу "движущих сил экономического развития" (энергия и человек, вносящий целесообразное начало в экономическую деятельность);

Во-вторых, попытка представить "классовую борьбу", как объективный фактор развития человечества, отвлекавшая внимание человечества в ложном направлении, полностью себя дискредитировала. Классовая борьба бушевала целое столетие, но практически прекратилась, как только в конце XX века во всех ведущих капиталистических странах была в 2-3 раза повышена зарплата "наёмных работников". Искусственный характер классовой борьбы стал очевидным.

В-третьих, в обществе искусственно был создан "культ денег", противостоять которому большинство современных людей оказалось не в состоянии. В результате этого появилось понятие "бизнес", которое узаконило неэкономическое обогащение одних членов общества за счёт других и заложило, тем самым, экономические основы гибели современной цивилизации. Ведь "человечество" – это единый человеческий вид, единый организм, который не может развиваться путём "самоедства". Одновременно это показало неспособность человека, как личности, эффективно контролировать свои поступки и противостоять своим желаниям, хотя их осуществление часто наносит огромный ущерб всему человечеству. 

Это просто факты. Доказывать их существование не имеет смысла – оно очевидно. Именно на фоне этих трёх фактов, ставших объективными факторами общественного развития, мы будем строить свои рассуждения о проблемах современного человечества.  

В первой части книги "Воспоминания о былом" мы собираемся на примере деятельности одного из нас показать, чем плох и чем хорош был "социалистический эксперимент", осуществлявшийся в Советском Союзе. Причём, как выше мы уже отмечали, это было не самостоятельное направление человеческого развития, как многие считают, а та же самая система товарного производства, практически, существовавшая в XX веке уже на всей планете. В крупном плане она отличалась от последовательно капиталистической только отношением к "частной" собственности. Хотя любая собственность может быть только "частной", и ошибки, допущенные в формулировках понятия "собственность" обоими вариантами товарного производства, были одинаковы. И основная фигура экономического развития человечества, "участник трудовой деятельности", образующий собой движущие силы экономического развития, и там и тут считается "наёмным работником", будучи на самом деле, экономическим партнёром. Но к осознанию этой истины ещё нужно придти, и пока это удалось сделать сравнительно не многим. Выходит, что "Воспоминание о былом", исходя из формального понимания действовавших в СССР законоположений, это воспоминания "надсмотрщика" над "рабами". Возможно, после вступления в члены КПСС его следует считать "вольноотпущенником" (была Риме в рабовладении и такая категория) но, всё-таки, именно "надсмотрщика". Хотя и всей страной правили "надсмотрщики", а не хозяева, а красивые революционные лозунги, так и остались "лозунгами".

Во второй части книги мы собираемся, на основе своего жизненного опыта и тех экономических знаний, которые нам удалось приобрести за последние 15 лет своей жизни, проанализировать экономическую обстановку, сложившуюся в современном мировом сообществе. И прежде всего в России, ставшей на путь капиталистического развития. Предварительно, такой анализ приводит к выводу о неизбежной и, возможно, не столь отдалённой гибели современного человечества, сделавшего своей целью не создание благ, а создание денег.

Хотя мы сохраняем надежду, что "точку возврата" к нормальному развитию человечество ещё не прошло, и показываем, что можно сделать, чтобы избежать гибели человечества.

Одновременно мы пытаемся показать (на собственном примере) и сам процесс познания и утверждения научно обоснованных взглядов на процесс человеческого развития. Развитие человечества предопределено законами развития органической материи. Человек может познать эти законы и приспособиться к ним. Но устанавливать собственные "правила" своего развития человечество не способно. Человечество в любом случае будет развиваться только в полном соответствии с объективными законами развития органической материи. Всё, придуманное человеком, но не соответствующее этим законам, неизбежно отомрёт. Вопрос лишь в том, "когда отомрёт?" и "как отомрёт?" Может раньше отмереть система "неэкономического обогащения", получившая в современном человечестве глобальное развитие. Но, если процесс неэкономического обогащения затянется ("Эйнштейн считал, что глупость человеческая бесконечна"), то в первую очередь отомрёт вся наша цивилизация. А сам процесс отмирания может происходить в самых различных формах. Хорошо, если это будет "просто ядерная зима". А если это будет медленное вырождение человечества?

 

 

 

 

Воспоминания о былом

Я пишу эти воспоминания для того, чтобы сформулировать конкретные выводы о той системе производственных отношений, которую следует создать. К этим же выводам многие члены общества могут придти и на основе другой информации, в частности, той, которой обладают они. Поэтому изложение индивидуальной информации автора данного раздела сочетается с выводами, которые принадлежат всем участникам творческой группы "Мысль", каждый из которых пришёл к ним своим путём, в том числе и работая в содружестве с другими членами группы.

                                                                                  Выводы (№№ п/п)                               стр

Детство и юношество                               (2), (3),(4)                                 9

Военные годы                                               (5), (6)                                     14

Учёба в институте                                                                                          23

Служба в почтовом ящике                                                                               25

Колхозная эпопея                             (7), (8), (9), (10), (11), (12.1), (12.2)   25

Работа в Смоленском совнархозе                                                                  42

Работа в Сафоновском ГК КПСС   (13, (14), (15), (16),(17),                    44

Работа в тресте МОЭМ          (18),(19), (20),(21), (22), (23), (24)           49

Цель оправдывает средства?                         (25)                                    56

О советском периоде развития экономики                                                   61

 

 

Как рассказать о былом, оперируя только бесспорными фактами? Очевидно, это может быть рассказ о собственной жизни. Но рассказывать я собираюсь не о себе, хотя в чём-то это тоже могло быть интересно. Так как конечной целью нашей работы должно стать изложение научно обоснованной системы производственных отношений, то предварительно мы попытаемся показать положительные, и отрицательные моменты в деятельности и той, и другой общественно-политической системы, а потом использовать всё наиболее полезное, без каких-либо классовых предрассудков. При этом вспомним и вопросы, с экономикой непосредственно не связанные. На своём примере я пытаюсь показать жизнь целого поколения, родившегося уже при советской власти и воспринимавшего жизнь только в ракурсе "классовой борьбы". При этом экономические вопросы я буду излагать в хронологической последовательности, по мере того, как мне пришлось ими заниматься, а рассуждения о морально-этических и политических проблемах – там, где это будет на мой взгляд уместно.

Я даю свою оценку этим фактам, хотя читатель может, естественно, иметь и иную точку зрения. Но там, где я анализирую собственные поступки, я привожу и те мотивы, которыми я руководствовался на самом деле, благо после стольких лет, прошедших с тех пор, и в моём возрасте, быть "объективным" не трудно. Мне самому важнее понять истину, чем заботиться о том, чтобы преподнести её в лучшем виде. Ведь, излагая научно обоснованную систему производственных, социальных и моральных отношений, нельзя допустить такого положения, как это имеет место с понятием "движущие силы развития", сформулированным физиками, ещё 100 лет тому назад, но не нашедшем применения в экономике и сегодня.  

Детство и юношество

Школьные годы. Я жил в особое время, которое, уже никогда не наступит снова. О своём времени я ещё скажу и хорошее, и плохое. А пока просто рассказываю то, что было. "Счастливое детство" зависит, прежде всего, от обстановки в семье. И в этом отношении, мне повезло. Но я рассказываю о той обстановке, которая существовала в стране. Назойливые разговоры о "счастливом детстве", которые я слушал и тогда, когда уже сам растил своих детей, мне просто надоели: "детство, как детство, а каким ещё оно может быть?" И только в 90-ые годы, глядя на своих внуков, я понял, что эта оценка была совершенно правильной. 

 Это современные дети и юноши оказались в третьем тысячелетии без всяких ориентиров посреди "человеческой пустыни", но с кучей вещей, о которых мы и не мечтали. А нам, родившимся ещё в предвоенные годы, т.е. "при советской власти", всё было ясно уже с детского сада. Поскольку конкретных представлений о коммунизме ни у кого не было, то для большинства это было просто представление "о светлом будущем". И что в этом плохого? Другой вопрос о принципах человеческой деятельности. "Цель оправдывает средства". Этот принцип, а точнее, беспринципность, господствует во всём современном мире. Возможно, в России даже меньше, чем на "Западе". "Классовая борьба", "Бизнес, "Лицемерие" – какой из этих "методов" хуже?.

Именно с позиций применения в повседневной жизни принципа "Цель оправдывает средства" советская власть и общество в целом, бесспорно, заслуживают самых суровых упрёков. А чего заслуживает "бизнес", ограбивший полмира и породивший тем самым экстремизм? Что лучше, "классовая борьба" или "бизнес"?

Ничего подобного по своему совершенству советской системе воспитания молодёжи пока не придумано. И мы шли туда, куда нужно было идти, по пути, "указанному нам Партией и Правительством". И это совсем не так плохо, как, возможно, кому-то кажется. "Как стадо", скажет кое-кто из современников. И будет глубоко неправ. Разве существо вопроса в том, как идти? Стадом, стройными колоннами или в одиночку? Кому-то не нравится "стадом"? Может быть. Но объективной целью человеческого развития является удовлетворение его материальных и духовных потребностей, и в понимании этого не может проявляться его человеческая индивидуальность. Человек может развиваться только, как вид, т.е. в форме общественного существования, и определённая "стадность" неизбежна. Человеческая индивидуальность проявляется в том, как каждый человек осуществляет те же самые цели и задачи, которые он просто вынужден осуществлять. И одновременно обязан, так как любой человек развивается только в составе общества. Но сегодня каждого члена общества даже поощряют идти к своей "цели" в одиночку. В этом смысл либерализма, придуманного для обоснования "бизнеса", хотя тезис "в одиночку" часто предполагает и другой тезис "по труппам". Конечно, этот "тезис" умалчивается, но в современном "либеральном" обществе предполагается, практически. всегда. Обладание свободой в выборе тех, с кем придётся идти к цели (в том числе, и ограбить банк), нисколько не прибавляет свободы в выборе самой цели. А современное общество реальную свободу и реальные права подменяет лицемерной болтовнёй о правах и свободах человека, а лицемерие, которого ещё стыдились в моё время, в современном обществе стало таким же важным качеством, как "грамотность", владение несколькими языками или умение обращаться с компьютером.

Содержание системы воспитания молодёжи, направленное на утверждение античеловеческого принципа "классовой борьбы", равно, как и то, что общество руководствовалось этим принципом, было, вероятно, главной ошибкой советской власти. Но сама система воспитания в человеке стремления и способностей к созданию "светлого будущего" глубоко осмысленна, и её практическая отмена лишает жизнь какого-либо иного смысла, кроме тупого стяжательства. (2)

Конечно, уровень семейного благосостояния был различным, но в моём сознании не сохранилось ни одного факта, когда это как-то проявилось во взаимоотношениях детей между собой. Даже дети понимали, что "равенство" – это не лицемерный лозунг, а естественное положение вещей. Конечно, экономическое неравенство существовало и при советской власти. Но кичиться богатством никому не приходило в голову. А как сегодня? Тут каждый читатель может ответить сам.

Хорошо помню, что кроме нашей школы (человек на 300) в радиусе 200-300 м от дома располагалось ещё три, одна, подобная нашей и две кирпичных трёхэтажных. С начала тридцатых годов в Москве было развёрнуто строительство "прекрасных" для того времени школ. И в 1935 году в третий класс родители отдали меня в "лучшую из лучших", какой считалась школа, существующая и сегодня (№ 545) и расположенная около Шуховской башни.

"Экономическая деятельность" семьи была предметом постоянного обсуждения, так как сведение "концов с концами" для нашей маленькой семьи, которая содержалась напряжённым трудом двух лиц с высшим образованием, была не простой задачей. Поэтому в моей памяти осталось по этому вопросу довольно много информации. Лет с восьми я ходил в булочную. Помню, как, давая мне задание, мама всегда думала, купить ли две французских булочки, или ограничиться одной. До войны на лето почти ежегодно мы ездили на Украину. В основном, это был район Корсунь Шевченковского. Помню даже название хутора, в котором мы жили летом в течение 3-4 лет (хутор Нижние Боки). Кроме летнего отдыха эти поездки имели большое экономическое значение, так как обратно мы всегда везли с собой яйца, масло, сало, ветчину и фрукты. Не от хорошей жизни, как я понимаю. Кстати, знаменитый "голодомор", о котором так любил распространяться бывший Президент Украины Ющенко, происходил именно в эти годы. Я очень хорошо помню, как на следующее после "голодомора" лето на том же хуторе Нижние Боки, небольшой пёсик, переживший тяжёлую зиму, с аппетитом грыз кабачки и огурцы прямо на грядке, вызывая всеобщее удивление. Нас же, как всегда, поражал своим богатством рынок в городе Корсунь Шевченковский, очень похожий на "Сорочинскую ярмарку", описанную Н.В. Гоголем. И из районов этого самого "голодомора" мои родители везли всякую вкуснятину в Москву, в которой наличие "голодомора" быть не могло, так как существовала карточная система.

А ещё я помню, что у родителей была какая-то знакомая "тётя", с помощью которой можно было, конечно, не бесплатно, но и не за золото, которого не было, достать два-три раза в году ассортимент продуктов, продававшихся в торгсине. Это был настоящий праздник на пару недель. Кстати, современные дети оказались лишёнными такого маленького праздника. А ведь это была для меня настоящая естественная радость.  

Что происходило в это время в стране?  В современной России прилагается немало усилий, чтобы любой ценой очернить советское время, или наоборот, представить его в розовом цвете. Думаю, что этим занимаются, в основном, те, кто получил соответствующий заказ. Как это, кстати, было и в советское время, хотя с тех пор роль лицемерия, как инструмента достижения общественных результатов, увеличилась во много раз. Советская система – это настолько многостороннее явление, что в нём всегда можно подобрать информацию на любой вкус.

Подобно тому, как тональность картины полностью отвечает тому, что хочет художник, располагающий полной гаммой любых красок, так и высказывания и "остепенённых", и "обычных" граждан о Советском Союзе "вообще", не выражают ничего, кроме их личного желания представить общую картину в том или ином свете. А для того, чтобы судить обо всём объективно, нужно подождать ещё 50-100 лет, когда понятия "капитализм" и "социализм" будут звучать для членов того общества примерно так же, как звучат для нас понятия  "феодализм" и "рабство" сегодня. Так же как "феодализм" и "рабство" представляли собой различные политические формы одной и той же экономической системы "натуральное хозяйство", так и "капитализм" и "социализм" представляют собой различные политические формы одной и той же экономической системы "товарное производство". Причём, не только одной и той же системы, но даже и одной и той же экономической разновидности этой системы, использующей практически одну и ту же экономически несостоятельную форму производственных отношений. Именно этому вопросу мы посвятили последние 15 лет своей деятельности, поэтому для нас это не "абстрактная" проблема, а тема многочисленных экономических работ. 

Ниже я буду часто делать определённые выводы из тех или иных явлений, в которых мне довелось участвовать. Но, относясь к числу активных "строителей коммунизма", и обладая огромной информацией об этом процессе, я, однако, не в праве считать себя "объективным и беспристрастным исследователем". Хотя я буду к этому стремиться.

А в стране в это время осуществлялся комплекс самых различных социальных мероприятий, благодаря которым заметно улучшалась жизнь подавляющего большинства граждан. Правда, происходило это на фоне нагнетание духа "классовой борьбы", как явления, определявшего всю нашу жизнедеятельность. Подавляющее большинство населения в то время, а, отчасти, и сегодня, слепо верило и продолжает верить, в то, что "классовая борьба" – это неизбежная форма развития любого общества. В принципе – это самая "вредная" идея, которую нам "подбросил" Карл Маркс, а Владимир Ильич стал его верным последователем. Но так же, как современное общество уже не может обходиться без лицемерия, решая с его помощью все социальные проблемы, так и молодое советское государство, увязнув в классовой борьбе, так и не сумело из неё выпутаться. А наиболее пострадавшим от классовой борьбы, осуществлявшейся в СССР с наибольшей последовательностью и размахом, оказался сам советский народ.

 Кстати, сами по себе репрессии в отношении "классовых врагов" воспринимались большинством населения как действия, объективно оправданные и необходимые, так как они, по мнению большинства, были направлены против людей, мешавших нам строить новую жизнь. Ведь о нечеловеческих условиях жизни заключённых мы просто не могли себе представить, так как это противоречило тем принципам, которые нам прививали в школе. Один эпизод частично коснулся и нашей семьи. Мой дядя был арестован за рассказы антисоветских анекдотов, что, действительно, имело место. Месяца через три он вернулся, но ничего и ни о чём уже не рассказывал. Не так давно я прочёл лагерные рассказы Валаама Шаламова. В отличие от "трудов" Солженицына, брызжущих слюной классовой борьбы ("класс" Зеков на "класс" охранников), эти рассказы написаны  человеком, нашедшим в себе силы и мужество сохранить необходимый минимум объективности. От чтения этих рассказов мне стало стыдно за свою страну, допустившую такой произвол против всего человеческого. И не потому ли так "легко" и "быстро" сложила свои знамёна 18-ти миллионная армия членов КПСС, поменявшая свои принципы на "чечевичную похлёбку"? И не потому ли я сам, коммунист с 47-летним стажем, положил свой партбилет в 1990-ом году, что перестал видеть в КПСС силу, стоящую "за правое дело"? Стоит ли искать происки ЦРУ там, где в основе краха советской системы лежит безразличие и разочарование 18-ти миллионной "армии" членов КПСС, объединившей в себе не худшую часть членов общества?

Образовательный путь моего отца (гимназия в г. Белый в царские годы и высшее образование в виде МГ*У в советские годы) оказался общим для многих бывших гимназистов Бельской гимназии, которые теоретически должны были бы стать опорой царского строя. В советский период около десятка выпускников Бельской гимназии оказались в Москве. Никаких социальных различий между ними не ощущалось ("Колька", "Адька", "Петька" и т.д.). Общее принятие революции. Никаких стремлений к эмиграции. Вспоминая об этом землячестве сегодня, я не могу определённо сказать, к какой социальной категории они принадлежали. Похоже, главным, что связывало их друг с другом, кроме того, что они были земляками, был их одинаковый образовательный уровень. По крайней мере, с пресловутым классовым разделением, проходившим по многим семьям, я познакомился, в основном из литературных источников, а в реальной жизни никогда его не ощущал. Город Белый – это мещанский городок, в котором пролетариатом даже "не пахло". Но, прежде всего, там, судя по Бельскому землячеству, не пахло и никакой контрреволюцией. Думаю, что большинство российских граждан восприняли Октябрьскую революцию именно, так как участники Бельского землячества. Даже гражданская война не вызвала особого расслоения (кроме, возможно, казачества, жившего в особых условиях). "Антоновщина" была вызвана не столько самой продразверсткой, которая проходила по всей стране, а тем, как её проводили именно в Тамбовской области. "Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибёт". НЭП исправил многие ошибки, присущие периоду "военного коммунизма".

Настоящее "расслоение" общества было не историческим наследием, а было вызвано принципиально ошибочными идеями "классовой борьбы" и началось с раскулачивания и коллективизации, проведенных в 30-ых годах. А нам рассказывали сказки о том, какими коварными врагами были кулаки, которых нужно было "ликвидировать как класс". Это и было сделано. Но одновременно искусственно было создано 20 миллионов "классовых врагов" и. потенциально, будущих "полицаев" на территориях, оккупированных во время войны. А когда были созданы миллионы "классовых врагов", появилась и задача, как от них избавиться. Создание нечеловеческих условий для заключённых – одна из форм решения этой задачи. Беда, когда экономические проблемы берутся решать политики, ничего не понимающие в экономике. По масштабам экономического ущерба и социальной несправедливости с коллективизацией сравнима только приватизация 90-х годов, которую осуществляли в России уже не "большевики", а "чикагские мальчики". Тем хуже для россиян. Но, если коллективизация 30-х оставила имущество в руках наиболее эффективных собственников (т.е. тех, кто это имущество использовал), то приватизация 90-х привела к передаче имущества в руки наименее эффективных собственников ("акционеров"), что неизбежно отразилось на экономическом развитии современного российского общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 152 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2442 - | 2196 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.