Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Технология творческой мастерской в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов




Аннотация. В статье представлены результаты опыта работы по технологии творческой мастерской со студентами педагогического вуза, приведено описание конкретных мероприятий, разных видов деятельности, основных достижений.

Ключевые слова: технология творческой мастерской, мастерская развивающей игрушки, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, методическая деятельность, профориентационная деятельность, волонтерская деятельность.

Современная профессиональная подготовка будущего педагога невозможна без использования инновационных интерактивных технологий, которые обеспечивают развитие самостоятельности, инициативности, креативности студентов.

Одной из таких технологий является творческая мастерская или технология Мастерской построения знаний, педагогическая мастерская.

Как считает академик Вадим Макариевич Монахов: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» [1].         В этом ключе хочется добавить, что технология творческой мастерской стопроцентно соответствует этому определению.

История технологии мастерской уходит корнями в 20-е годы прошлого века во Францию, где были распространены идеи «Новой школы», «Нового воспитания». У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Основная мысль разработчиков нового образования заключалась в необходимости формирования нового человека, способного самостоятельно ориентироваться в условиях стремительно надвигающегося научно-технического прогресса [2].

Сегодня перед нами человек XXI века – не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Процесс обучения человека творящего, творческого должен строиться как открытие им нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия обучающихся друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы этого обучения «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской [3].

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Таким образом, основные идеи мастерской – это: самостоятельное «открытие» знания путем исследования его генезиса и структуры; «строительство» знания обучающимся с помощью метода критического отношения к существующей информации и самостоятельного решения творческих задач; плюрализм мнений, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.; свободный выбор обучающимися способов выполнения внутри каждого задания; миссия преподавателя-мастера заключается в разблокировании способностей обучающихся, в создании условий для раскрытия и реализации творческого потенциала.

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Основными элементами или этапами технологии считают индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию, афиширование, рефлексию [3].

Индукция –начало, мотивирующее творческую деятельность каждого, своеобразный эмоциональный настрой, проблемная ситуация. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. На данном этапе обучающиеся выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов).

Социоконструкцияв ажнейший элемент технологии – групповая работа (малые группы часто возникают стихийно, по инициативе обучающихся). Мастер может корректировать состав групп; мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем обучающиеся свободны в выборе поиска, метода, темпа.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ всей группе (устная презентация или вывешивание афиш) и ознакомление с ними всех участников мастерской.

Рефлексия – разрыв-сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одногруппников или одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий.

Рефлексия –это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской.

Анализ особенностей мастерских как педагогической технологии, показывает, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.

Важно отметить, что творческая мастерская может быть использована для реализации вузовского образовательного процесса в самых основных направлениях подготовки студентов: учебной работе, внеучебной деятельности, научно-исследовательской и проектной деятельности и т. д.

Так, например, эта технология успешно реализуется в процессе преподавания как базовых и вариативных дисциплин (психологии развития, психологии дошкольного возраста, проектной компетентности педагога), так и элективных дисциплин (психологии игры и игрушки, психологии познавательной активности и др.).

Отдельное внимание и место стоит уделить нашей Мастерской развивающей игрушки, как внеучебному студенческому объединению, в которое входят студенты почти всех факультетов нашего вуза. Мастерская является творческим сообществом, в котором реализуются все принципы педагогической мастерской.

Научно-исследовательская деятельность студентов в аспекте технологии творческой мастерской реализуется через курсовые и дипломные исследования, выступления на конференциях и семинарах, публикации научных статей. Так, в рамках Дня Науки на психолого-педагогическом факультете работала выставка «Роль игрушки в психическом развитии современного ребенка» студенческого объединения. В ходе мероприятия были определены приоритеты и направления работы студенческого объединения, в частности, связанные с формированием инклюзивной культуры участников образовательного процесса посредством создания развивающей предметно-пространственной среды. В этом направлении выполняются курсовые и дипломные проекты.

Проектная деятельность наших участников за последние три года насчитывает более 15-ти заявок на конкурсы проектов разного масштаба: международные – «Алтай. Точки роста – 2018»; федеральные – всероссийский конкурс студенческих объединений; региональные – конкурс губернаторских грантов в области молодежной политики; муниципальные – гранты управления культуры, спорта и молодежной политики г. Бийска; городские конкурсы и выставки – «Восславим женщину. Чудо женских рук», «Модная ёлка – 2018», «Будущее Наукограда» и др. Наши проекты посвящены актуальным проблемам современного образования и развития детей, подростков и молодежи. Например, проект по профилактике табачной зависимости «Дыши свободней, Наукоград!», который явился продолжением проекта социально-психологического исследования табачной зависимости у обучающихся разного возраста и пола [4; 5].

Профориентационная деятельность. Сегодня Мастерская – это визитная карточка не только психолого-педагогического факультета, но и интересный познавательный компонент, своеобразная красочная заставка приемной комиссии всего нашего вуза.

Волонтерская деятельность – это новое направление нашей деятельности, реализуется в адресной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В нашем поле зрения – Дети-Ангелы и воспитанники школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

Методическая работа. С помощью технологии творческой мастерской были проведены семинары «Современные технологии профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися» для директоров образовательных организаций г. Бийска в 2017 г.,         в 2018 г. для стажеров в рамках реализации Программы по содействию трудоустройству обучающихся и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ОВЗ. В качестве практической работы участникам семинаров было предложено самостоятельно создать демотиваторы по профилактике употребления психоактивных веществ и мотиваторы на здоровый образ жизни с помощью компьютерной программы «Конструктор демотиваторов».

Таким образом, вышесказанное является, на наш взгляд, доказательством эффективности технологии творческой мастерской в подготовке профессионалов – педагогов нового времени, нового образования, новой школы!

Литература:

1. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий [Текст]: монография / В.М. Монахов; М-во науки и образования РФ, Федер. агентство по образованию, Межвуз. центр дистанц. образования МГОПУ им. М.А. Шолохова, Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 2006. – 318 с.

2. Педагогические мастерские «Франция – Россия» [Текст] / Под ред.     Э.С. Соколовой. – М.: Новая школа. – 1997. – 128 с.

3. Макаренко, О.В. Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся [Электронный ресурс] / О.В. Макаренко // Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1963.

4. Гусева, Т.А. Социальное проектирование в профилактике табачной зависимости обучающихся [Текст] / Т.А. Гусева. – Бийск: АГГПУ имени     В.М. Шукшина, 2018. – 24 с.

5. Гусева, Т.А. Социально-психологические предикторы табачной зависимости молодежи Наукограда: результаты социально-психологического исследования [Текст] / Т.А. Гусева. – Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина, 2016. – 17 с.

Е.В. Дудышева,

канд. пед. наук, доцент,

зав. кафедрой математики, физики, информатики

АГГПУ им. В.М. Шукшина (г. Бийск)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2283 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.