Рассудок, мышление и разум | Свободная воля | |||||||
Добродетели | борьба мотивов | Порочные страсти | Поведенческая установка, в основе которой лежит цель | Принятие решения | Поведенческий акт | |||
Соблазны (искушения) |
Криминологи в схему психологического механизма всегда включают конкретную ситуацию (чаще ее именуют «конкретная жизненная ситуация»). Но если индивид может совершить преступление даже вопреки сложившимся положительным жизненным условиям и в то же время может не совершить, находясь в крайне тяжелой жизненной ситуации, следовательно, она способствующей и тем более определяющей роли может и не играть. Поэтому в эту схему логичнее включить соблазны. Это они беспрестанно терзают душу, вызывая зависть и желание приобретать. Соблазны чаще всего не соответствуют реальным возможностям, и тем самым глушат ростки духовности в человеке, усугубляя его пороки.
Слово «соблазн» – нечто прельщающее, возбуждающее есть искушение, желание запретного и недоступного, часто по причине отсутствия материальных возможностей. Соблазны насаждаться в душу человека могут разными источниками: рекламой и телекоммуникациями; интернетом и СМИ; собственными порочными чувствами и лукавыми убеждениями; негативным и даже преступным примером старших; предосудительным мнением окружающих людей и т.д. Поэтому Иисус Христос сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной соблазна других: «Горе миру от соблазнов… но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
Если человек может совершить преступление, не дожидаясь способствующих, подходящих условий или провокационного влияния ситуации, то соблазны всегда и постоянно, явно и скрытно влияют на каждого человека, разрушая духовно-нравственную оболочку его личности, стимулируя и провоцируя его на противоправные действия.
Представленная модель психического механизма поведения универсальна, ибо нет специфического механизма именно преступного поведения. Борьба мотивов беспрестанно происходит в глубинах души человеческой. Ее не обнаружить эмпирическим способом и не повлиять со стороны на победу добродетели. Но победивший мотив все равно может проявиться только в действии, только при свободном принятии решения. И даже начавшиеся преступные действия индивид может прекратить по своему усмотрению в любой момент.
Следовательно, до поведенческого акта весь этот механизм невидим, о нем мы судим постфактум, после совершившихся действий. «По плодам их узнаете их», – говорит Иисус Христос, имея в виду скрытый характер формирования поведенческой установки, проявляемой человеком в своих поступках.
Итак, психический механизм поведения связан с непрекращающейся борьбой мотивов, в процессе которой формируется субъективная побудительная причина – поведенческая установка, которую индивид может свободно поменять, изменить на иную, на какую-либо противоположную. Сам механизм реализации установки трансцендентен, т.е. невидим для эмпирического наблюдения и проявляет себя только через действия индивида, в т.ч. и преступные. Но эти действия всегда подчинены свободной воле, благодаря которой индивид может прекратить уже начавшиеся противоправные действия. Поэтому преступления не могут быть отнесены к объективным, закономерным явлениям. Следовательно, и преступность, выражаемая их совокупностью, не может рассматриваться и тем более исследоваться как закономерное, не зависящее от воли людей, явление.