Ориген, Евсевий Кесарийский, Дион Александрийский.
Ориген признавал бесспорными: 4Ев., книгу Деяний, 13 посланий ап. Павла, 1Пет., 1Ин. и Апок. Его преемник Дион Александрийский признавал 2Ин. и 3Ин., но сомневался в каноничности Апок. Евсевий все НЗ книги разделил на:
1. Общепризнанные: 4Ев., Деян., 14 посланий ап. Павла, 1Пет., 1Ин. и Апок. (пожалуй).
2. Спорные: Иакова, Иуды, 2Пет., 2Ин., 3Ин.
3. Подложные: Деян. Павла, Апок. Петра, Варнавы, Апок. Иоанна (пожалуй).
4. Нечестивые: Ев. Петра, Ев. Фомы, Деян. Андрея, Деян. Иоанна.
Евсевий Кесарийский (263-340) был последний, который бы не признавал канона НЗ книг в количестве 27. После него: Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, блж. Иероним, Ефрем Сирин признавали все 27 НЗ книг. В это время на некоторых Поместных Соборах это количество было утверждено.
Лаодикийский Собор 360-364 годы (пропустил Апокалипсис).
Иппонский Собор 393 года.
Карфагенский Собор 397 года.
Вывод: Таким образом, в конце IV века закончился процесс составления канонического списка.
1.5Религиозное положение Палестины времен Христа
Деление иудейского общества на партии:
1. Партия фарисеев ("фарисей" - "обособленный, сам себя отделяющий от общества - в лучшем смысле). Они были хранителями закона, хранителями буквы. В этот термин - "хранители буквы" можно вкладывать разные значения. Фарисеи были формалистами, порой лицемерами, гордыми, с презрением относящимися к народу. Они верили в бессмертие души, воскресение мертвых, в вечное воздаяние за гробом, в существование ангелов и демонов. В целом, они враждебно относились к Иисусу Христу. Но в Ев. так же говорится о последователях Иисуса Христа из числа фарисеев. К этому времени понятие о Христе были размыты. По словам Христа, они очень много времени уделяли обрядам. В целом партия выступает как консервативная, хранящая иудейские традиции.
2. Саддукеи. Считают, что она ведет свое начало от первосвященника Садока. Партия была либеральной. Саддукеи отвергали бытие духовного мира, воздаяние за гробом. В политическом плане они поддерживали внешнюю власть (Римскую). Иудейская интеллигенция того времени считала благоразумным ходом в данное время не выступать против Рима. В Ев. употребляется термин "саддукеи", но не сказано, что среди них были ученики Иисуса Христа.
3. Иродиане. Не религиозная партия. В её состав входили члены царской семьи (царя Ирода). Они воздерживались от борьбы с Римом.
4. Самаряне. Это раскольники, а не партия. Это израильтяне, которые жили на территории Самарии, они смешались с народами Востока. С одной стороны, они верили в израильского Бога, но и языческих богов почитали. Иисус Христос Самарию не обходил стороной. В беседе с сама-рянкой впервые Христос назвал Себя Мессией. Иудеи с самарянами враждовали.
5. Ессеи. Замкнутая партия, проживавшая на берегу Мертвого моря. В этой партии запрещалось вступать в брак. Ессеи по Иосифу Флавию, и кумраниты, открытые в XX веке, это одно и то же.
6. Зилоты. Ревнители. Полагают, что Симон Зилот был из этой партии. Их можно назвать иудейскими патриотами, террористами (кинжальщики). Выступали против Рима, исподтишка убивали римских солдат.
Книжники, законники — это не партии.
1.6 Географическое положение и раздел на части
Палестина - Святая Земля. И сейчас эта земля святая для иудеев, христиан и мусульман. Палестина - по одному переводу "земля пастухов", по другому - "филистимская земля".
1. Север — Галилея (Фавор, Назарет, Капернаум, Кана Галилейская, Тивериада, Вифсаида, Хоразин) - самая плодородная часть Палестины, самая красивая.
2. Средняя Самария. Здесь когда-то на горе Гаризим возвышался самарянский храм (Сихем, колодец Иакова, Самария, Сихарь, Салим, Енон).
3. Иудея - главная часть Иерусалим, полагают, что во времена Иисуса Христа в нем проживало около 200.000 человек (Вифлеем).
4. Заиордания или Перея (Галан, главный город Пелла, а до Р.Х. назывался Равва Аммонит-ская, позднее Филадельфия, нынешний Аман).
5. Идумея - южная часть Иудеи (Хеврон). Ирод Великий был родом из Идумеи. Мертвое море на юге Палестины.
1.7 Краткая история НЗ текста
История письма вообще.
Среди ученых о времени появления письменности: одни ученые считают пещерные изображения первыми памятниками письменности (V тыс.л. до Р.Х.).
Идеограмма — её графический знак выражал какую-то идею. Он был скорее всего символом.
Пиктограмма — рисунки, рисуночное письмо.
Иероглиф — шумерская письменность. Иероглиф чаще всего встречаются в Египте и Месопотамии.
Клинопись ― алфавит, состоящий из одних согласных, был изобретен финикийцами за 18-17 столетий до Р.Х. Греки заимствовали алфавит у финикийцев, добавили свои буквы. Из Греции греческий алфавит перекочевал на запад. Появился латинский (на основании греческого языка) и распространился на Западе.
Славянская письменность появилась благодаря этому влиянию в 862 или 863 году.