Что значит "взял Его"? По воздуху? Почему Христос допускает это? Это уничижение Христа. Иерусалим -святой город, но для сатаны нет ничего чистого. Второе искушение Евангелисты говорят, что диавол поставляет на крыле храма — это одно из боковых зданий, скорее всего, это восточный притвор Соломона. Он находится над Кедроном. Его высота около 150 метров. Там собирался обычно народ. В доказательство приводится Слово Божие. Христу не надо обращаться к Богу за помощью. Он Сам имеет средства для спасения. Диавол предлагает Ему показать чудо, это духовная гордость, тщеславие. "Не искушай Господа Бога Твоего". Эта фраза сказана иудеям в пустыне (Втор.), когда они требовали воды.
3-е искушение по Мф (по Лк 2-е).
Весьма высокая гора - неизвестно какая. Древнее предание - 40-дневная гора - греч. "кварантана" в Палестине. Это не очень высокая. РПЦ строила там храм. Есть др. предания: Хорив, Синай, Фавор, Ермон. "Показал все царства мира". Неизвестно, как это было. "Всё мне принадлежит". От кого получил эту власть диавол? И получил ли он эту власть на самом деле? Бог попустил его княжество, но только там, где его принимают, там, где с ним не борются. Там он и князь. Христос отвергает диавола словами из Втор. 6,13. Это слова Моисея к евреям, перед вступлением их на землю обетованную. Последователи Христа никогда не должны идти на компромисс со злом, никогда не договариваться с ним, но бороться со злом. "Ангелы приступили" - возможно, во время искушений ангелов не было со Христом.
Лк. говорит о том, что диавол отошел от Христа до времени. Диавол счел это время не благоприятным для себя. Возможно, диавол искушал Христа через Петра, когда тот пытался отвратить Учителя от Его крестного пути. Или на Голгофе, или в Гефсимании.
В Библии искушение значит:
1. Искушение человека диаволом, или когда люди целенаправленно искушают людей.
2. Когда люди искушают Бога требованием чудес.
3. Когда Бог поверяет Своих людей.
По мнению аскетов, грех развивается в 3-х направлениях:
1. Телесная похоть: стяжательство, похоть плоти.
2. Похоть очей: игрища, зрелища, чудеса, поражающие других людей.
3. Гордость житейская: когда человек духовно подавляет других людей.
Эти три искушения охватывают всю жизнь человека. Христос их всех разрушил.
17. ВНЕШНЯЯ СТОРОНА ЖИЗНИ ХРИСТА ВО ВРЕМЯ ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
Лк. 8,1: Ходил по городам и селениям, проповедуя Царство Божие со Своими апостолами. Христос бывал в Иудее, Галилее, Самарии, Пе-рее, Десятиградии, за пределами Палестины (Тир и Сидон - Финикия). Два города очень часто упоминаются: Иерусалим (центр Иудеи) и Капернаум (центр Галилеи).
Иерусалим в течение почти 1000 лет был столицей иудеев. Даже во время разделения царств Иерусалим был духовным центром для Израиля. Во времена Христа Иерусалим делился на 2 части: гора Сион и Храм (гора Мориа), был обнесен двумя стенами. Это была теократическая столица иудеев. Храм - это выражение единения иудеев, их веры во единаго Бога. В Иерусалиме заседал Синедрион. Во времена Христа в Иерусалиме было ок. 500 синагог. Там были самые лучшие синагоги.
Капернаум. Главный город Галилеи во времена Христа. Капернаум - евр. "деревня Наума". В ВЗ ничего не говорится о Капернауме. Этот город находился в хорошем месте, был очень красив. Во времена Христа в Капернауме жили греки, сирийцы, финикийцы. Рядом пролегал торговый путь из Дамаска в Малую Азию. Это водный путь. Капернаум был торговым городом. Возможно, поэтому Христос избрал его для проповеди: там было много и иудеев, и язычников. В 1905 году начали раскопки Капернаума. Там открыли великолепную синагогу. Там есть поющие камни.
Итак, было 2 центра деятельности Христа.
Христу было лет 30, когда Он вступил на общественное служение. Это иудейская традиция. Жизнь Христа делят на 3 периода:
1. До 30 лет.
2. От 30 лет до Входа в Иерусалим.
3. От Входа до Голгофы.
По синоптикам, время служения Христа - около 1 года. По Ин. 2,13; 5,1; 6,4; 12,1 можно заключить, что время общественного служения Христа - 3 года. В основном Христос проповедовал по субботам, когда иудеи собирались в синагогах.
18. ВНЕШНЯЯ СТОРОНА ЖИЗНИ ХРИСТА ВО ВРЕМЯ ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ. II ЧАСТЬ
Протестанты иногда ставят вопрос о некоем распорядке дня Христа. Конечно, особого распорядка дня не было, Господь проповедовал по субботним и синагогальным дням, иногда проповедовал в будние дни, чаще всего ученикам. Возможно, Он истолковывал им Писания ВЗ. Иногда Господь уединялся для молитвы. Он молился и для Себя Самого, и ради других Молитва Христова имела и мессианское значение. Всё это есть в Евангелии, но оно не носило некоторого категорического значения распорядка дня.
Второй вопрос: материальная обеспеченность Христа и Его учеников. Был ли у Него дом? С одной стороны, Ему не было, где главу приклонить, с другой, были 2 дома, где часто бывал Господь: у тещи Петра в Капернауме (этот дом недавно открыли археологи), на стенах которого были нарисованы граффити - рисунки христианской тематики. Возможно, это и есть дом ап. Петра. Второй дом, где часто бывал Господь - дом Лазаря в Иудее. Что касается средств, то в этом отношении есть 2 точки зрения:
1. Т.к. Господь был признанным Учителем, путешествовал и проповедовал, то Он пользовался гостеприимством тех людей, у которых Он проповедовал. По Евангелию, они не голодали, но и не были богаты (им нечем было уплатить подать на храм). У Господа и учеников была общая касса для пожертвований. Богатые женщины: Сусанна, Иоанна, жена Хузы и т.д. вносили туда вклады.
2. С другой стороны, у иудеев есть хороший закон: даже если ты известный раввин, ты должен сам зарабатывать своими руками на свой хлеб. Апостолы были воспитаны на этом законе. В Галилее Апостолы ловили рыбу.
Темы для самостоятельного изучения:
1. Избрание 4 апостолов: Петра, Иоанна, Иакова и Андрея (Мф. 4,18-22; Мк. 116-20; особенно Лк. 5,1-11).
2. Проповедь в назаретской синагоге (Лк. 4,16-30) и второе посещение Назарета (Мф. 13,53-58; Мк. 6,1-6).
3. Призвание Матфея (Мф. 9,9-17; Мк. 2,13-22; Лк. 5,27-39).
4. Срывание колосьев в субботу (Мф. 12,1-8; Мк. 2,23-28; Лк. 6,1-5).
5. Избрание 12-ти апостолов (Мф. 10,2-4; Мк. 3,13-19; Лк. 6,12-16).
6. Учение Христа о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем воскресении и суде (Ин. 5,17-47).
7. Отправление Иоанна Крестителя ко Христу своих учеников и свидетельство Христа об Иоанне Крестителе (Ин. 1,2-19; Лк. 7,18-35).
8. Обличение нечестивых городов, открытие истины младенцам (Мф. 11,20-30; Лк. 10,13,16; 21-22).
9. Прощение грешницы в доме Симона фарисея (Лк. 7,36-50).
10. Ответ Христа искавшим от Него знамения (Мф. 12,38-45; Лк. 11,24-26,29-32).
19. ЧУДЕСА ИИСУСА ХРИСТА