Важным условием эффективности образования является четкая постановка его цели, глубокое понимание и осознание ее воспитателем. Наличие цели дает возможность определить содержание и задания каждого направления воспитания.
Цель воспитания базируется на национальных ценностях, предавая воспитанию и целеустремленности и обеспечивая его результативность.
С ориентацией на цель происходит направление воспитательного процесса, набор методов, организационных форм, средств воспитательной деятельности.
Цель воспитания – совокупность качеств личности, которые стремится сформировать общество [5, с.390].
Имея объективный характер, цель воспитания выражает в обобщенной форме идеал человека.
Подчеркивая важность определения цели, К.Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое строение, не смог бы ответить на вопрос, что он хочет построить… То же самое должны сказать и о воспитателе, который не может четко и точно определить вам цель своей воспитательной деятельности… Вот почему, доверяя воспитанию чистые и ранимые души детей, доверяя для того, чтобы оно привило в них первые, а поэтому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и требовать на этот вопрос ясного и категорического ответа» [8, с.196-197].
А.Макаренко толковал цели воспитания как программу человеческой личности, человеческого характера, вкладывая в понятие «характер» все содержание личности, т.е. характер ее внешних проявлений внутренней убежденности, а также политическое воспитание, знания и др. Известный педагог считал, что «воспитатели должны иметь такую программу человеческой личности и стремится реализовать ее» [4, с.105 ]
Общей целью воспитания является гармоническое развитие человека. Эта цель сформировалась еще в древнегреческих Афинах, где зародилось понятие «калокагатия» (великодушность) – идеал воспитания, который соединяет порядочность, богатство, физическое совершенство и моральные качества. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты дополнили его идею всесторонним развитием личности. Так сложился идеал всесторонне и гармонично развитого человека [9, с.109].
Идеал – представление об образце человеческого поведения и отношениях между людьми, что выходит из понимания цели жизни.
Формирование идеала у человека зависит от воспитания, особенностей его личного опыта. Идеалы отличаются по содержанию, структуре и действенности.
Содержание идеала охватывает качества реальных личностей, литературных героев и др., которых человек считает идеальными.
Структура идеала говорит о мере его обобщенности, т.е. является идеалом конкретный человек или совокупность качеств нескольких людей, обобщенных в едином образе.
Действенность идеала означает степень его влияния на поведение и сознание людей [5. ст. 391].
Идеал национального воспитания самым глубоким образом раскрыт в трудах украинского педагога Григория Ващенко «Воспитательный идеал», «Воспитательная роль искусства», «Теловоспитание как средство воспитания воли и характера» и др. В его основу положены общечеловеческие и национальные ценности, которые являются духовным богатством народа [1, с.175 ].
К общенациональным ценностям принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Их носителем является христианская религия. Она ориентирует человека на служение высшему идеалу – Богу.
В то же время человек рождается и живет в конкретной национальной среде, которая отличается своим языком, культурой, обычаями. С рождением его окружают национальные ценности.
Идеал национального воспитания базируется на служении Богу и своей нации. Бог – это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость, Красота. Нация – реальная земная общность, в жизни которой должны реализовываться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом смысле воспитательным идеалом является человек, который служит Богу и Украине. Г.Ващенко резко противопоставляет идеал украинского национального воспитания большевистской модели, которая базируется на материализме и атеизме, и национал-социалистической идеологии фашизма с ее проповедованием культа силы и пренебрежения к человеку [1, с.174].
Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к жизни в обществе. Это роли гражданина, работника, общественного деятеля, семьянина, товарища. Подготовка к роли гражданина предусматривает формирование в человеке ярко выраженной активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности перед обществом. Роль работника охватывает умение и желание активно работать, создавать новые материальные и духовные ценности. Быть общественным деятелем означает принимать активное участие в общественной жизни. Уже в школе личность необходимо готовить и к роле семьянина – будущего отца, мужа, матери, жены. Как товарищ каждый должен уметь понимать другого человека, сочувствовать, жалеть, уступать, делиться и т.д. [5, с.269].