Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XII. Источники права. и высказываниях пророка Магомета




и высказываниях пророка Магомета. Из общих положений шариата (Корана и сунны) методом дедукции, т. е. рассуждения от общего к частному, выводятся так называемые фатвы — пояснения, коммен­тарии, мнения, правовые заключения, рекомендации, суждения спод­вижников пророка Магомета, а также выдающихся исламских уче­ных— специалистов по Фикху (Факихов). На протяжении веков мусульманская правовая доктрина являлась основным источником мусульманского права.

Как отмечается в литературе, сформулированные мусульманской правовой доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются извлеченными из шариата — Корана и сунны. На практике они нередко весьма далеки от первоначального значения священных текстов. Доктрина не связана их буквальными формули­ровками. В результате подобного правового осмысления шариата формулируются, например, следующие правовые принципы: «необ­ходимость делает разрешенным запретное», «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вре­да», «из двух зол выбирают менее тяжкое», «никто не вправе распо­ряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «обы­чай имеет значение нормы» и др. В результате «мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов»: «Пра­вовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда не обра­щается к Корану или сунне — преданиям о пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан».12

Правовая доктрина сохраняет свое значение и в англосаксонском праве. Английский правовед и адвокат (барристер) Р. Уолкер приводит имена тех авторитетных авторов, чьи работы могут быть названы текстуальными источниками английского права: Глэнвилл («О зако­нах и обычаях Англии» — XII в.), Брактон («О законах и обычаях Англии» — XIII в.), Литтльтон («О держаниях» — XV в.), Кок («Ин­ституции» — XVII в.), Блэкстон («Комментарии к законам Анг­лии» — XVIII в.).

Священные книги — различные письменные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы,

12 Саидов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М„ 1993. С. 114.


20 •

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

исходящие от Бога и признаваемые государством и обществом в

качестве общеобязательных (например, Библия, Коран и др.). Свя­щенные книги также являются одним из древнейших источников норм права, в настоящее время сохраняющим свое значение в тра-диционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Свой исторический пик данный источник норм права пережил в начальный период жизни человечества, когда в священных текстах формулировались правила обыденной жизни. Например, в библейской книге «Второзаконие» содержится множество правовых предписаний по всем аспектам человеческого бытия, адресо­ванных Богом через Моисея сынам Израиля. В частности, в данной библейской книге содержатся правовые ограничения в употреблении пищи: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте. Только сих не ешьте... верблюда, зайца и тушканчика;

потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: не чисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие. 14:4-8). Имеются здесь и правовые правила, сомнительные с точки зрения иных культурных координат. Ветхозаветный закон, например, гласит: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками', но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Помни, что (и) ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой; потому я сегодня и заповедую тебе сие. Если же он скажет тебе: "не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой", потому что хорошо ему у тебя: то возьми шило и приколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Второзаконие. 15:12).

В еврейском праве важнейшим источником права является Каббала, сущест­вующая в виде устных и письменных текстов. «Речь идет о традиции... которую один человек воспринимал из уст другого до Моисея и Синайского Откровения. Правовые указания на основании этого источника передаются из поколения в по­коление. Этот источник существенно отличается от всех других источников еврей­ского права, так как в силу своей природы не поддается развитию и изменениям. Он постоянен, и положение его в еврейском праве статично. В то же время все другие источники права динамичны по самой своей сути и призваны и в дальней­шем развивать и обогащать еврейское право».13

13 Эяон М. Еврейское право: История, источники, принципы. Ч. 1. Иеруса­лим, 1998, С. 248,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2299 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.