Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XII, Источники права




мифология являлась первичным источником права в потестарном обществе.

Современный правовед И. Н. Грязин, в частности, полагает, что связь права с культурой обнаруживается в его первоначальном един­стве с общей (мифологической) космологической картиной. По его мнению, «право даже в самой своей зародышевой форме обладало неким языковым, текстуальным выражением, понятным и принятым в данной культуре». Символическое и мифологическое выражение правовых норм и публичность их выполнения обеспечивали в древних культурах и сохранение права в памяти, и, следовательно, сохранение его необходимой стабильности.3

Мифы (мифология) в широком смысле слова могут являться вторичным источником права и в современных обществах. По мнению Р. Барта, миф — это коммуникативная система, сообщение. Для оп­ределения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается. Миф основан на внушении. Он является таким текстом, «в оправдание которого приведены слишком сильные доводы». В со­временном мире происходит мифологизация окружающей действи­тельности, например, социальных, политических, правовых идей и концепций. Идея, воплощенная в слове, обретает жизнь, действует как живое существо, т. е. становится мифом и начинает двигать мас­сами, заставляя подчас целое общество, не подозревающее об этом, жить по законам мифотворчества.4 В таком значении мифология (миф), определяя общезначимые права и обязанности субъектов, является и текстуальной формой, и важнейшим содержательным источником норм социального права, причем источником не только рациональным, но также иррациональным (см. понятие архетипа в главе VI «Правосозние»).

Правовой обычай является одним из наиболее древних тек­стуальных источников права. Под обычаем понимается правило по­ведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного по­вторения каких-либо фактических отношений.

3 Грязни И. Н. Текст права: Опыт методологического анализа конкурирую­щих теорий. Таллин, 1983. С.30, 33.

4 Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 72-97.


19-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Далеко не всякий обычай является правовым. Для своего не­посредственного социального действия в качестве правового текста он должен иметь объективно правовое содержание, т. е. консти­туировать социально признанные права и обязанности, а для того чтобы получить значение государственно-признанного источника права, — быть санкционированным государством. Требование государственного признания правового обычая имеет значение главным образом для романо-германской правовой семьи. Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется пу­тем ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой,

С точки зрения правового этатизма свой правовой характер обычай приобретает только в результате его государственного санк­ционирования, т. е. после приобретения им официальной формы.

Для иных, неэтатистских, вариантов правопонимания требова­ние официального признания правового обычая не является обяза­тельным. Для представителей социологического типа правопонима­ния способность обычая «порождать» правовые отношения уже позволяет отнести его к правовому обычаю. В рамках психологи­ческой теории права обычное право трактуется как правовые (им­перативно-атрибутивные) переживания субъекта, вызванные либо авторитетом предков, старины, либо авторитетом того, что так по­ступают все, т. е. авторитетом общепринятости. Обычное право в психологической теории является видом права позитивного, т. е. видом гетерономных правовых эмоций, переживание которых вы­звано каким-либо внешним авторитетом. Таким образом, с точки зре­ния психологической теории права переживание субъектом соответ­ствующих правовых эмоций, вызванное авторитетом древности, уже позволяет говорить об обычае как источнике права.

Отличительной чертой правового обычая является его неписаный характер. Согласно представлениям римских юристов, в устном ха­рактере правовых обычаев заключается их особенная сила. Обычное право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. Считается, что не­писаные обычаи наиболее пластичны и отвечают постоянно изме­няющимся потребностям гражданского оборота.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1968 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.