Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава XII. Источники права. и применения. Соответственно в теории выделяюткреативные преце­денты, создающие новую норму, иинтерпретативные прецеденты




и применения. Соответственно в теории выделяют креативные преце­денты, создающие новую норму, и интерпретативные прецеденты, — дающие толкование уже существующей норме. Последние, будучи вторичными правовыми текстами, выступают и в качестве вторичных источников права.

Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд безусловно связан решениями всех вышестоя­щих судов, которые не могут оспариваться,9 однако в толковании прецедента судья обладает полной свободой.

Возможность опираться на прецеденты в юридической практике обеспечивается их регулярной публикацией в судебных отчетах.

Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутан­ностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но вместе с тем прецедентные нормы наиболее приближены к конкрет­ным жизненным ситуациям, и поэтому они могут более полно отра­жать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.

Спецификой действия прецедентного права в Англии является его деление на общее право и право справедливости. Право спра­ведливости возникло в XIV в. как ответ на опасность отстать от са­мой жизни, когда система общего права не поспевала за меняющи­мися социальными условиями и порой оказывалась связанной консерватизмом судейского корпуса. Право справедливости форми­ровалось из решений лорд-канцлера, действовавшего от имени ко­роля и Совета, которые уполномочивали его рассматривать жалобы и апелляции на решения обычных королевских судов. Обращения в таких случаях поступали прямо к королю как источнику всех мило­стей и справедливости, но принимал решения лорд-канцлер на ос­нове доктрины «королевской справедливости», в основе которой лежали фундаментальные идеи христианства.

'Из всякого правила, как известно, есть исключения. Так, с 1966 г. англий­ская Палата Лордов имеет право «отойти от предыдущего решения, если это пред­ставляется правильным»; Европейский Суд по правам человека может отклонять­ся от ранее принятых решений по «убедительным основаниям»; Высший Суд Австралии заявил, что создаст новые прецеденты, если какое-либо решение было «явно неверным и следование ему оказалось вредным для общественных интере­сов». Федеральный Суд Швейцарии может аннулировать предыдущее решение при наличии «серьезных и объективных причин»; то же самое может сделать Верхов­ный Суд США при наличии «особых причин» (Вильс)хабер Л. Прецедент в Евро­пейском Суде по правам человека // Государство и право. 2001. № 12. С. 6-7).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник


 


 

Как утверждает американский историк права Г. Дж. Берман, «ключ к пони­манию источника права справедливости —в слове "совесть"... Полномочия Канц­лерского суда были расширены 22 статутом Эдуарда III, дававшим ему право рас­сматривать все дела "по милосердию" и "по совести"; и к лорд-канцлеру чаще всего обращались во имя совести. Что есть "совесть"? По свидетельству лингви­стов, она относится к тому, что мы знаем наверняка (со-ведение, со-знание), в не­которых языках значение этого слова, по словам Фрейда, с трудом можно отграни­чить от значения слова "сознание"... Человеческая совесть, конечно, старше средних веков, но в средние века совесть христианского мира впервые познала организацию: то, что западный человек знал наверняка, он называл законом, дан­ным Богом, и клялся в верности святой церкви, которая толковала и защищала этот закон... Именно по этой причине сама процедура средневековых судов спра­ведливости и была источником ее юрисдикции: лорд-канцлер обращался к каждо­му человеку как к сознательному христианину, испытывал его под присягой, име­нем Бога повелевал ему поступать праведно. Защита слабых и обеспечение исполнения доверительных обязательств были неотъемлемы от долга каждой лич­ности как члена христианской церкви... Через право справедливости христиан­ская совесть стала универсалией социальной и правовой структуры средневеково­го христианского мира».'"

В настоящее время право справедливости инкорпорировано в систему об­щего права.

Судебная и административная практика. Судебную и адми­нистративную практику не следует отождествлять с судебным и ад­министративным прецедентом. Первая может являться источником норм права и в тех правовых системах, в которых не признается пре-цедентное право. Судебная и административная практика представ­ляет собой сложившиеся обыкновения, приемы, способы решения юридических дел, формирующие и уточняющие значение право­вых норм. Таким образом, она представляет собой вторичные пра­вовые тексты и соответственно выступает в качестве вторичного источника права.

Правовая норма формируется не только в результате интерпре­тации законов и других законодательных актов, но и актов судебных (административных), а также сложившейся судебной и администра­тивной практики. Французский правовед-компаративист Р. Давид не без основания утверждал, что, для того чтобы сделать вывод о воз­можности рассматривать судебную практику в числе источников права, «нужно не столько интересоваться формулировками различ­ных авторов и доктринальными произведениями, сколько обратить


 

' Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999. С. 9&-97,


Глава ХП. Источники права

внимание на другой фактор — на все увеличивающееся число раз­личного рода сборников и справочников судебной практики», которые «пишутся не для историков права или социологов и не для удоволь­ствия их читателей: они создаются для юристов-практиков, и их роль объяснима лишь тем, что судебная практика является в прямом смысле слова источником права»."

Правовая практика является малоизученным в российской правовой науке вторичным источником права. Но ее значимость от этого не уменьшается. Ведь право представляет собой функциони­рующую систему, систему правовых коммуникаций, основанную на обратной связи. Это означает, что субъекты права не только взаимо­действуют на основе социально признанных норм, источником ко­торых являются первичные правовые тексты, но и модифицируют, корректируют, приспосабливают свое нормативно определенное поведение к конкретным социокультурным условиям правовой ком­муникации, которые в свою очередь корректируют смысл первичных правовых текстов. Такая корректировка, в частности, происходит путем созданиявторичных правовых текстов, в качестве которых выступает повседневная практика реализации субъектами их прав и обязанностей. Вторичные правовые тексты также должны получить социальную легитимацию, и в таком случае они будут являться вто­ричными источниками права, посколькуфактически осуществляют корректировку смысла правовой нормы.

В отличие от мифологических текстов тексты правовой прак­тики рациональны и функциональны. Они определяются условиями и особенностями функционирования тех или иных правовых норм в рамках конкретного социума.

"Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 131. — Ср. с позицией А. В. Мицкевича: «...все больше утверждается мнение о том, что если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные или отверг как незаконные, то он тем самым дал основание к новому пониманию и применению данных правовых норм... Именно в этом, а не в противопоставлении закону судебного прецедента состоит роль судебной практики как особого источника права в странах континентальной системы права. То понимание, которое укрепится в судебной практике и будет обобщено и подтверждено высшим судом [явится] как бы вторичным, углубляю­щим и дополняющим закон и другие нормативные правовые акты... источником права» (Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2: Тео­рия права. М., 1998. С. 153).


20-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Например, в Санкт-Петербурге правовой текст нормативного акта, требующий от владельцев собак их обязательного выгула с поводком, в наморднике и с ветеринарным паспортом, под влиянием практики его реализации трансформировался в норму, требующую выгула собак с поводком и в наморднике, но при допустимости от­сутствия во время прогулки ветеринарного паспорта. Такая интер­претация текста обусловлена наличием социально-правовых притя­заний со стороны окружающих людей и милиции к владельцам собак относительно соответствующей экипировки собак и полным отсут­ствием соответствующих притязаний к документальному подтвер­ждению состояния их здоровья. В отличие от административной практики вторичные правовые тексты здесь создаются не админи­стративными органами, а поведением самих участников данных от­ношений.

Правовая доктрина — один из древнейших текстуальных ис­точников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Правовая доктрина представляет собойизложение каких-либоправопо-ложений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и прак­тики, которым придаетсяобщезначимое и общеобязательное зна­чение и из которых выводитсяправило поведения, имеющеепре-доставительно-обязывающий характер.

В III в. на отдельные положения римских юристов-классиков ссылались как на текст закона. Император Валентиниан III в 426 г. издал закон «О цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Моде-стина и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами. При различии мнений вышеупомянутых юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство из них, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах, напри­мер в мусульманском праве. Мусульманско-правовая доктрина (фикх) сложилась в результате необходимости дать разъяснение вновь возникавшим конкретным вопросам, которые не были урегу­лированы в главных источниках мусульманского права — Коране и сунне, представляющей собой собрание преданий о поступках






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.