ГЛАВА XII
ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Понятие и виды источников права
Понятие «источник права» имеет в юриспруденции несколько значений. Под источником права в генетическом смысле понимаются причины, обусловившие возникновение права, трактовка которых в свою очередь будет зависеть от типа правопонимания. Очевидно, что для правового этатизма генетическим источником права, понятого как совокупность установленных государством норм, будет государственная воля, сообщающая нормам общеобязательное значение и придающая им официальную форму. Для юснатурализма, трактующего право как естественную закономерность, в качестве генетического источника права будет выступать открываемый человеческим разумом некий «объективный» порядок бытия или «объективная» природа человека. Представители социологического типа правопонимания, рассматривающие право как систему правовых отношений, усмотрят генетический источник права в обществе, а для представителей психологической теории права таким источником права, понятого как правовые (императивно-атрибутивные) эмоции субъекта, будет индивидуальная психика.
В этатистски ориентированной советской правовой доктрине, базирующейся на парадигме классической научной рациональности, под источником права, во-первых, было принято понимать объективные причины, обусловливающие конкретное содержание правовых норм, — так называемый источник права в материальном смысле. Эти причины трактовались прежде всего как материальные, под которыми понимались потребности общества, вытекающие
Глава XII. Источники права
из социально-экономических условий его существования. Вместе с тем в качестве причин, обусловливающих конкретное содержание правовых норм, выделялись и идеологические причины, т. е. определяемые господствующей идеологией существующие в общественном правосознании представления, оказывающие влияние на содержание устанавливаемого государством позитивного права. Однако с точки зрения этатистской правовой доктрины только государственная воля в качестве генетического источника права способна сообщить тому или иному содержанию правовых норм официальную форму и общеобязательность. Отсюда вытекает второй аспект понятия «источник права» в этатистской правовой теории — формально-юридический. Под источником права в формально-юридическом смысле этатистская теория права понимает форму внешнего выражения содержания правовой нормы, при помощи которой правовая норма получает общеобязательное значение. Именно форма при таком подходе создает право: оно не существует вне государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т. д.). Классическое этатистское определение понятия формально-юридического источника права дает современный представитель данного направления профессор М. И. Бай-тин: «С помощью формы происходит придание государственной воле доступного и общеобязательного характера, официальное доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает "путевку в жизнь", приобретает юридическую силу».' Как правило, с таким формально-юридическим значением понятия «источник права» чаще всего и имеет дело этатистская юриспруденция. Здесь источник права и норма права соотносятся как форма (источник права) и ее содержание (норма права).
В коммуникативной теории права предлагается различать вне-текстуальный и текстуальный источники права.
Как было показано в главе III («Правогенез»), именно совместная коммуникативная деятельность «порождает» феномен права. Следовательно, под внетекстуальным источником права необходимо понимать интерсубъективную деятельность членов общества,
' Байтин М. И. Сущность права: Современное нормативное правопонима- ние на грани двух веков. Саратов, 2001. С. 67.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
в ходе которой реализуются разнообразные человеческие потребности. Типичное и значимое в этой деятельности, основанное на основополагающих ценностях культуры, в рамках которой осуществляется коммуникативное взаимодействие субъектов, объективируется в текстах правовой культуры — текстуальных источниках права.
Под текстуальным источником права, т. е. текстуальным источником правовых норм и возникающих на их основе взаимообусловленных субъективных прав и правовых обязанностей (см. главу IV «Понятие права»), следует понимать различные правовые тексты (первичные и вторичные).
Правовой текст представляет собой сложную систему, и в нем, помимо прочего, следует различать знаковую форму — означающее и содержание (информацию) — означаемое. Правовые тексты являются источниками информации о правовых нормах. Текст культуры получит правовое значение только тогда, когда он будет интерпретирован социальным субъектом (членами общества) как содержащий в себе информацию о правовой норме, определяющей субъективные права и правовые обязанности и тем самым — коммуникативное правовое поведение членов общества. Правовые нормы, т. е. социально значимые и обязательные для исполнения правила поведения, не содержатся в правовых текстах, а формируются в сознании субъектов как результат социальной интерпретации и легитимации правовых текстов — носителей информации о правовых нормах. В силу своего социально признанного ценностного значения правовые нормы воспринимаются как должное, побуждающее субъектов вступать в правовую коммуникацию и поддерживать ее, т. е. являются основаниями субъективных прав и правовых обязанностей. Таким образом, правовые тексты — это информационные источники правовых норм, а правовые нормы — это источники прав и обязанностей субъектов — участников правовой коммуникации. Следовательно, правовые тексты являются информационными источниками правовой коммуникации. Без опосредования правовыми текстами правовая коммуникация невозможна.
Первичные правовые тексты — это такие тексты, которые являются рациональными легитимными первичными основаниями для возникновения у субъектов взаимообусловленных нормативно определенных прав и обязанностей. Наличие такого побудительного