симулякром (фр. simulation — симуляция) — пустым знаком, не имеющим правового значения для субъектов правовой коммуникации.
Следует иметь в виду, что в контексте коммуникативного подхода возникновение правовой нормы является результатом интерпретации не одного правового текста, а всех тех, которые имеют текстуально-правовую связь с первичным правовым текстом. Правовые тексты, имеющие текстуально-правовую связь с первичным правовым текстом и уточняющие смысл конституированной на его основе правовой нормы, называются вторичными правовыми текстами (вторичными источниками права). Такие вторичные правовые тексты, которые уточняют и подтверждают смысл правовой нормы, могут создаваться и как гетерономные (греч. heteros — иной; nomos — закон) тексты, т. е. извне определяющие поведение участников соответствующих правоотношений, и как автономные (греч. autos — собственный; nomos — закон) тексты, т. е. создаваемые самими участниками правовых отношений. Например, судебное толкование смысла правового текста закона — это гетерономный вторичный правовой текст, неотделимый от текста закона. Действия же субъектов, использующих свои права и исполняющих обязанности в рамках заключенного ими договора, как и сам этот договор, являются автономными вторичными источниками права. Как гетерономные, так и автономные вторичные правовые тексты оказывают воздействие на понимание и функционирование правовой нормы. Следовательно, нормы права будут являться источниками прав и обязанностей у конкретных субъектов в той же мере, в какой права и обязанности субъектов в качестве вторичных правовых текстов, уточняющих смысл правовой нормы, являются источниками правовой нормы.
Более того, смысл правовой нормы определяется знанием и пониманием (оценкой) как всех предшествовавших правовых текстов (так называемых претекстов), «отражения» которых содержатся в интерпретируемом правовом тексте, так и социально-правового контекста. Смысловое пространство, из которого черпаются знания для понимания воспринимаемого правового текста, т. е. вся совокупность текстов, которые используются для интерпретации правовой нормы, называется интертекстом.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник
Виды текстуальных источников права
В нормативистско-этатистской доктрине принято выделять следующие источники права:нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты),судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Специфика толкования смысла источника права в этом случае заключается в том, что его правовое значение связывается исключительно с признанием и поддержкой со стороныгосударства.
Все другие варианты правопонимания предоставляют больше возможностей для интерпретации понятия «источник права». В коммуникативной теории выделяют первичные и вторичные текстуальные источники права, к которым относят следующие: мифы (мифология), правовые обычаи, судебные прецеденты, судебная и административная практика, правовая практика, правовые доктрины, священные книги, правовые акты (общие и индивидуальные, автономные и гетерономные).
Мифы (мифология) в узком смысле — это передававшиеся в форме устных повествований фантастические представления о природе и обществе, свойственные прежде всего архаичному человеку. В потестарных обществах мифология предстает как живая, многообразно функционирующая система, пронизывающая всю культуру этноса. Мифология присутствовала во всей деятельности потестар-ного общества, в различных бытовых операциях и отношениях, магических действиях, предметах и вещах. Мифологические тексты, повествовавшие о деяниях сверхъестественных существ, легендарных героев и проявлениях их всемогущества, воспринимались в культуре потестарного общества как нормативные тексты, и вытекавшие из них правила поведения были включены в систему традиционных знаний архаичного человека, так что собственно миф и норма социального поведения в таком обществе нерасчленимы. По мнению профессора В. Г. Графского, миф стал самой значительной интегрирующей идеологией в период начальной социальной истории и одной из автономных форм сознания, «изъясняющегося языком символов, ритуалов и сопутствующих запретов и дозволений».2 Таким образом,
2 Графский В. Г. Власть законов: история идей и современность // Политико-правовые ценности. М., 2000. С. 45.