Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Решение матричных игр в чистых стратегиях.




 

Матричная игра двух игроков с нулевой суммой может рассматриваться как следующая абстрактная игра двух игроков.

Первый игрок имеет стратегий = 1,2,..., , второй имеет n стратегий = 1,2,..., n. Каждой паре стратегий (,) поставлено в соответствие число а, выражающее выигрыш игрока 1 за счёт игрока 2, если первый игрок примет свою - ю стратегию, а 2  свою -ю стратегию.

Каждый из игроков делает один ход: игрок 1 выбирает свою -ю стратегию (= ), 2  свою -ю стратегию ( = ), после чего игрок 1 получает выигрыш а за счёт игрока 2 (если а 0, то это значит, что игрок 1 платит второму сумму  а ). На этом игра заканчивается.

Каждая стратегия игрока = ;  = часто называется чистой стратегией.

Если рассмотреть матрицу

 

А =

 

 

то проведение каждой партии матричной игры с матрицей А сводится к выбору игроком 1 -й строки, а игроком 2 -го столбца и получения игроком 1 (за счёт игрока 2) выигрыша а.

Главным в исследовании игр является понятие оптимальных стратегий игроков. В это понятие интуитивно вкладывается такой смысл: стратегия игрока является оптимальной, если применение этой стратегии обеспечивает ему наибольший гарантированный выигрыш при всевозможных стратегиях другого игрока. Исходя из этих позиций, игрок 1 исследует матрицу выигрышей А следующим образом: для каждого значения ( = ) определяется минимальное значение выигрыша в зависимости от применяемых стратегий игрока 2

а ( = )

т.е. определяется минимальный выигрыш для игрока 1 при условии, что он примет свою -ю чистую стратегию, затем из этих минимальных выигрышей отыскивается такая стратегия  = о, при которой этот минимальный выигрыш будет максимальным, т.е. находится

а = = (1).

Определение. Число , определённое по формуле (1) называется нижней чистой ценой игры и показывает, какой минимальный выигрыш может гарантировать себе игрок 1, применяя свои чистые стратегии при всевозможных действиях игрока 2.

Игрок 2 при оптимальном своём поведении должен стремится по возможности за счёт своих стратегий максимально уменьшить выигрыш игрока 1. Поэтому для игрока 2 отыскивается

а

т.е. определяется  выигрыш игрока 1, при условии, что игрок 2 применит свою -ю чистую стратегию, затем игрок 2 отыскивает такую свою  = 1 стратегию, при которой игрок 1 получит n выигрыш, т.е. находит

 = = (2).

Определение. Число , определяемое по формуле (2), называется чистой верхней ценой игры и показывает, какой максимальный выигрыш за счёт своих стратегий может себе гарантировать игрок 1.

Другими словами, применяя свои чистые стратегии игрок 1 может обеспечить себе выигрыш не меньше , а игрок 2 за счёт применения своих чистых стратегий может не допустить выигрыш игрока 1 больше, чем .

Определение. Если в игре с матрицей А = , то говорят, что эта игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры

u = = .

Седловая точка  это пара чистых стратегий (о,о) соответственно игроков 1 и 2, при которых достигается равенство = . В это понятие вложен следующий смысл: если один из игроков придерживается стратегии, соответствующей седловой точке, то другой игрок не сможет поступить лучше, чем придерживаться стратегии, соответствующей седловой точке. Математически это можно записать и иначе:

где ,   любые чистые стратегии соответственно игроков 1 и 2; (о,о)  стратегии, образующие седловую точку.

Таким образом, исходя из (3), седловой элемент является минимальным в о-й строке и максимальным в о-м столбце в матрице А. Отыскание седловой точки матрицы А происходит следующим образом: в матрице А последовательно в каждой строке находят минимальный элемент и проверяют, является ли этот элемент максимальным в своём столбце. Если да, то он и есть седловой элемент, а пара стратегий, ему соответствующая, образует седловую точку. Пара чистых стратегий (о,о) игроков 1 и 2, образующая седловую точку и седловой элемент , называется решением игры. При этом о и о называются оптимальными чистыми стратегиями соответственно игроков 1 и 2.

 

Пример 1

Седловой точкой является пара (о = 3; о = 1), при которой u = = = 2.

Заметим, что хотя выигрыш в ситуации (3;3) также равен 2 = = , она не является седловой точкой, т.к. этот выигрыш не является максимальным среди выигрышей третьего столбца.

Пример 2

 

 

Из анализа матрицы выигрышей видно, что , т.е. данная матрица не имеет седловой точки. Если игрок 1 выбирает свою чистую максиминную стратегию = 2, то игрок 2, выбрав свою минимаксную = 2, проиграет только 20. В этом случае игроку 1 выгодно выбрать стратегию  = 1, т.е. отклониться от своей чистой максиминной стратегии и выиграть 30. Тогда игроку 2 будет выгодно выбрать стратегию  = 1, т.е. отклониться от своей чистой минимаксной стратегии и проиграть 10. В свою очередь игрок 1 должен выбрать свою 2-ю стратегию, чтобы выиграть 40, а игрок 2 ответит выбором 2-й стратегии и т.д.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.