Пограничное положение Древней Руси на стыке Европы и Азии обусловило чрезвычайно интенсивный характер контактов Киевской державы – как мирных, так и военных – с ее соседями. Одним из факторов, ускоривших политическое объединение восточнославянских племен, была угроза со стороны Степи. В IX в. на просторах от Каспия до Днепра владычествовали хазары, которым платили дань поляне, северяне, вятичи и радимичи. Но уже в Х в. Русь переходит к активным действиям против Хазарского каганата. По сообщениям арабских авторов русские дружины в 40-е гг. совершают ряд походов в низовья Волги и Закавказье. Но самый жестокий удар был нанесен каганату Святославом. После его похода 964-965 гг. мощь Хазарской державы была сломлена, а Древнерусское государство утвердилось на Таманском полуострове (Тмутаракань) и в междуречье Волги и Дона (крепость Саркел, переименованная в Белую Вежу). И тем не менее, разгром Хазарского каганата имел для Руси не только положительные, но и отрицательные последствия. Геополитическое значение этого государства заключалось в том, оно контролировало узкий коридор между Каспием и Уралом, сдерживая миграционные волны из глубин Азии. Пока каганат был силен, отдельные кочевые племена, просочившиеся через это «бутылочное горлышко», не представляли опасности. Так, печенеги появились на границе Руси еще в 915 г., но тогда они вели себя весьма осторожно и предпочитали быть союзниками киевских князей. Разгром каганата превратил их в хозяев южнорусских степей, и сам Святослав стал жертвой своей победы над хазарами, пав от руки печенегов.
Его сын Владимир нанес степнякам ряд поражений и предпринял строительство оборонительного рубежа, чтобы воспрепятствовать их вторжениям. Но ослабление Древнерусского государства в годы усобицы между сыновьями Владимира позволило печенегам возобновить набеги. Лишь в 1036 г., после решающего сражения у стен Киева они прекратили нападать на Русь. Но со 2-й половины XI в. в южнорусских степях появляется более опасный враг – половцы, борьба с которыми растянулась почти на два века.
Сложными и противоречивыми были отношения Древнерусского государства с Византийской империей. Константинополь был величайшим городом мира, столицей могущественной империи, поражавшей роскошью дворцов и величием храмов. Но в древности грань, отделявшая торговлю от разбоя, была очень зыбка, и при надлежащем перевесе сил купец превращался в воина и грабителя. С другой стороны, походы на Константинополь предпринимались и для того, чтобы с позиции силы навязать грекам более выгодные для себя условия торговли, или же – были ответом на нарушение византийцами предшествующих договоров. Крупные походы предпринимались русскими дружинами в 860, 907, 941 и 944 гг. Из «Повести временных лет» нам известно о русско-византийских договорах 907, 911 и 944 гг. По первому и второму из них, подписанным после успешного похода Олега 907 г., гарантировались льготные условия торговли для русских купцов, а также правовая защита их жизни и имущества в Византии. По третьему, заключенному после менее удачных походов Игоря (941 и 944 гг.) Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать империи военную помощь.
Обоюдное стремление установить более тесные союзнические отношения было целью сложных переговоров, которые вела в Византии княгиня Ольга. Практическим воплощением этих проектов стало соглашение между императором Никифором Фокой и Святославом, по которому последний в 968 г. выступил на стороне греков против Болгарского царства. Одержав ряд побед, он стал фактическим хозяином положения в Подунавье. Но такое усиление Святослава не устраивало греков, и они, дабы заставить его покинуть Болгарию, инспирируют нападение печенегов на Киев. Святослав возвращается, наносит поражение степнякам и опять возвращается на Балканы. К весне 970 г. он был уже на подступах к Константинополю. Теперь ситуация на Балканах круто изменилась. Если вначале Святослав действовал в союзе с Византией, то теперь он воевал против греков, опираясь на поддержку болгар. Весной 971 г. война между Русью и Византией разгорелась с новой силой. Грекам не удавалось нанести поражения Святославу. Но и силы русских были на исходе. Обе стороны готовы заключить мир, но каждая стремилась обернуть его в свою пользу. По условиям договора русские покидали Болгарию со своим оружием и добычей. Но на днепровских порогах на них напали печенеги, предупрежденные греками о приближении дружины Святослава. Большая часть воинов, включая и самого князя пали в этом сражении.
Период русско-византийского сближения наступает вновь при сыне Святослава Владимире. В 987-989 гг. он по просьбе императора Василия II участвует в подавлении мятежа Варды Фоки. Непосредственным итогом этой операции стало Крещение Руси. Христианизация Древнерусского государства способствовала еще большему его сближению с Византией и активному усвоению ее политического, правового и культурного наследия. Но одновременно это породило и новые осложнения идеологического характера.
Византийцы, называвшие себя ромеями (римлянами), считали свою державу правопреемницей Римской империи и единственным на земле богоустановленным царством, подлинный властитель которого – Христос, а император (василевс) правит Его волей. Из этого следовало, что покорность Богу предполагает и повиновение его наместнику, а крещение – акт признания подданства. Но с этим не соглашались русские князья, и именно поэтому Ярослав предпринимал идеологические акции, означавшие фактическое противопоставление Киева Константинополю. К тому же, в 40-х гг. он начинает все более активно вмешиваться в политические распри, раздиравшие Византию, что вызвало ответные меры греков в отношении русских купцов. Все это, в конечном счете, привело к походу на Константинополь в 1043 г. Он не принес успеха Руси, но и для греков это было серьезным дипломатическим поражением, поскольку означало отказ Киева признать верховенство Ромейской державы. В восстановлении дружественных отношений нуждались обе стороны, и в 1046 г. был заключен мир, скрепленный браком сына Ярослава, Всеволода и дочери императора Константина IX Мономаха Марии.
Не менее тесные узы связывали Русь и с Западной Европой. Хотя случались на этом направлении и войны (в особенности – с Польшей, претендовавшей на города Червень, Холм, Перемышль и др. города), но преобладали все-таки мирные связи, отражением которых является династические браки киевских князей. Ярослав Мудрый был женат на дочери норвежского короля Олафа Ингигерде, его сын Изяслав – на сестре польского короля Казимира Гертруде, а жены Вячеслава и Святослава происходили из знатных германских родов. Дочь Ярослава Анастасия стала женой венгерского короля Андрея I, ее сестра Анна была выдана за короля Франции Генриха I, а Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда Хартрада, прославившегося не только подвигами, но и балладами, сложенными в честь невесты.
Культура Киевской Руси
На развитие древнерусской культуры определяющее влияние оказало принятие христианства, поскольку оно способствовало приобщению Руси к достижениям более зрелой Византийской цивилизации. Однако корни древнерусской культурной традиции уходят в языческую эпоху. Лучше всего нам известно декоративно-прикладное искусство дохристианского периода. Объясняется это тем, что, во-первых, именно произведения художественного ремесла того времени дошли до нас в наибольшем количестве благодаря языческому погребальному ритуалу. Во-вторых, именно в ремесле языческие мотивы сохраняются дольше, чем в других отраслях производства, поскольку его секреты бережно хранились в роду, передаваясь от поколения к поколению, и были неразрывно связаны с семейными устоями. К памятникам древнеславянского художественного ремесла, в декоре которых отразились языческие мотивы следует в первую очередь отнести турьи рога в серебряной оправе из кургана Черная могила под Черниговом и бронзовые фибулы (застежки для плаща), найденные на Полтавщине, многочисленные амулеты-змеевики и женские украшения, выполненные в технике зерни и скани.
Истоки древнерусского зодчества и монументального искусства также могут быть обнаружены еще в дохристианской эпохе. Об этом свидетельствует находка датируемого IX в. Збручского идола – четырехгранного каменного столба с рельефными изображениями языческих богов. В архитектуре гражданских построек также преобладали самобытные славянские традиции, но поскольку основным строительным материалом было дерево, об этой сфере культуры мы можем судить лишь по косвенным данным.
Но определяющее воздействие на развитие древнерусского изобразительного искусства и зодчества оказало принятие христианства и связанное с этим храмовое строительство. Вскоре после Крещения Руси в Киеве строится Десятинная церковь, а в период правления Ярослава Мудрого – тринадцатиглавый Софийский собор, богато украшенный фресками и мозаиками. Другой выдающейся постройкой того же времени являются Золотые ворота – мощное фортификационное сооружение, увенчанное надвратной церковью. К числу самых значительных памятников древнерусского зодчества относятся также храм Софии в Новгороде, Спасский собор в Чернигове и Михайловский монастырь в Киеве. До нас дошло имя инока, расписывавшего храм этой обители – Алимпий – первое известное нам имя русского художника.
Не менее значимым было воздействие христианства и на развитие письменности. Хотя имеются некоторые свидетельства ее существования и до Крещения Руси, но, во-первых, она, видимо, была примитивнее кириллицы, а во-вторых, принятие христианства способствовало усвоению не только самой системы письма, но и богатой литературной традиции южных славян. В XI в. появляется и оригинальные древнерусские произведения. Выдающимся памятником философской мысли того времени является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в котором провозглашается особое историческое предназначение Руси как оплота христианской веры. В связи с политическими потрясениями XI в. одной из центральных тем русской литературы становится осуждение княжеских усобиц. Этой идеей проникнуто «Житие Бориса и Глеба», объясняющие распри наущением дьявола. О развитии этнического и политического самосознания, о стремлении постичь смысл истории свидетельствует зарождение в XI в. русского летописания.
Важным показателем культурного развития Древней Руси является широкое распространение грамотности среди городского населения. Находки многих сотен берестяных грамот в Новгороде, Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске свидетельствуют, что умение читать и писать не было исключительной привилегией духовенства и считалось обыденным явлением среди мирян. Образованность чрезвычайно высоко ценилась в древнерусском обществе. Не случайно авторы «похвальных слов» князьям выделяли такие достоинства правителя, как начитанность и любовь к книгам. Повествуя о княжении Ярослава, древнерусские писатели особо подчеркивали его меры по созданию школ, библиотек и книжных мастерских. Не только за дальновидную политику, но и за любовь к книгам этот князь был прозван Мудрым.