Время существования единого Древнерусского государства отмечено устойчивым развитием всех сфер хозяйства. Значительного прогресса достигает земледелие. Почти повсеместно (за исключением Ростово-Суздальского княжества) применяется двуполье и трехполье. Расширяется состав зерновых культур: рожь, пшеница, просо, овес, полба. Развивается садоводство и огородничество. Скотоводство являлось второй по значимости отраслью сельского хозяйства. Увеличение продуктивности сельского хозяйства стимулирует развитие ремесла. В Х в. появляется гончарный круг, совершенствуется металлургия, расширяется ассортимент ремесленной продукции: в XI в. одних лишь железных изделий производили более 150 наименований. Рост ремесленного производства способствует развитию торговли. Часть ремесленников начинает работать не только на заказ, но и на рынок. Прогресс в области ремесла и торговли повлек за собой рост городов. Если в летописных известиях IX-X вв. упоминается 25 городов, то в XI в. их было уже не менее 89. Не даром скандинавы называли Русь страной городов – «Гардарики».
Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений, характеризующегося следующими признаками:
- преобладание натурального хозяйства – производства, ориентированного преимущественно на самоудовлетворение, а не на обмен;
- феодальная рента – сопряженное с внеэкономическим принуждением присвоение собственниками земли части прибавочного продукта, произведенного самостоятельно хозяйствующими, но лично и поземельно зависимыми от них крестьянами;
- феодальная земельная собственность – корпоративная собственность военного сословия на землю, при которой владельческие права отдельного феодала обусловлены несением службы (условное держание, феод) и сопряжены с политической властью над зависимым населением (иммунитет);
- вассалитет-сюзеренитет – организация военного сословия в виде иерархии, основанной на отношениях личного служения и покровительства, а также четкой фиксации прав и обязанностей – как вассала, так и сюзерена.
В наиболее зрелых формах феодализм сложился в странах Западной Европы. В то же время уровень развития феодального способа производства в других регионах является предметом научной дискуссии. Отечественные историки 30-60-х гг., анализируя социально-экономические отношения в Киевской Руси, основывались на двух постулатах упрощенно понимаемого марксизма: во-первых, «государство – есть аппарат угнетения одного класса другим» (В.И. Ленин), и, следовательно, формирование классов (социальных групп, различающихся по их месту в системе производства и отношению к средствам производства) предшествует образованию государства; во-вторых, все общества в своем развитии прошли через ряд общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм и капитализм. При этом, если непосредственный переход от первобытнообщинного строя к феодальному, минуя рабовладение, признавался марксистами вполне допустимым, то возможность развития по нефеодальному пути категорически отвергалась. Исходя из этих теоретических посылок, советские историки видели в древнерусской военной знати IX в. формирующийся феодальный класс, и уже в обществе Х в. искали признаки зрелых феодальных отношений. Но дальнейшее развитие исторической науки показало, что не государство возникает в результате имущественной и социальной дифференциации общества, а, наоборот, эти процессы являются следствием политогенеза, т.к. определенная часть общества, монополизировав управленческие функции, получает возможность перераспределения в свою пользу прибавочного продукта. Основываясь на этих выводах, медиевисты ввели особое понятие – дружинное («варварское») или дофеодальное государство – для обозначения политических образований, типологически близких Франкскому королевству или Киевской державе первых Рюриковичей.
Итак, процесс складывания феодальных отношений в древнерусском обществе прошел несколько стадий. Первоначально источниками богатств правящей элиты были военная добыча, доходы от участия в торговле и дань с подвластного населения. После фискальной реформы Ольги и в связи с усложнением управленческих функций государственного аппарата возникает местная администрация, комплектуемая из бояр – привилегированной части дружины (старшей). Формой материального обеспечения представителей княжеской администрации на местах становится кормление – доля от взимаемых налогов, торговых пошлин, судебных сборов и штрафов. Необходимость длительного пребывания по месту службы побуждает бояр обзаводиться сельскими усадьбами, а для их обеспечения продуктами и всем необходимым – сажать на землю домашних рабов и пленников (холопов, челядь). Одновременно или даже раньше появляются и княжеские усадьбы. Для получения дохода со своей земли в виде ренты князь мог не только сажать на нее своих рабов, но и привлекать тех, кто не имел собственной земли. Эта категория населения, имеющаяся в любом раннеклассовом обществе, состоит из людей, юридически свободных, но не включенных в родовую организацию, а значит – не имеющих права на земельный пай в общине. Очевидно, именно эта группа населения определяется древнерусским словом «смерд».
В XI в. появляется и церковное землевладение. В основном земли жаловались монастырям князьями или жертвовались знатью «на помин души».
С ростом продуктивности сельского хозяйства растет и народонаселение, и как следствие – увеличиваются площади обрабатываемых земель. Однако по мере их освоения сокращаются возможности дальнейшего увеличения общинного земельного фонда, и возникает так называемое относительное сельское перенаселение. «Лишние люди», которые не могут получить в общине земельный пай, достаточный для пропитания, принуждены становиться рядовичами, т.е. заключать «ряд» (договор) с феодалом, устанавливающий условия землепользования и размер повинностей. К этой категории населения близки и закупы – должники, отрабатывающие «купу» (ссуду).
XI в. отмечен ростом княжеского, боярского и церковного землевладения, все более активным вовлечением юридически свободного населения в отношения личной и поземельной зависимости. Для этого знать не останавливалась и перед прямым закабалением или захватом общинных земель. Следствием этого становится резкое обострение социальных противоречий. Не случайно именно от XI в. до нас дошли первые известия о народных восстаниях – конфликтах, в которых на первый план выступают не этнические или религиозные мотивы (хотя и они имели место), а социальные.
Итак, в XI в. в Древней Руси складываются основы феодального способа производства, однако от классического феодализма этот строй отличался рядом особенностей:
- преимущественное развитие землевладения в виде вотчин, т.е. свободно отчуждаемой и наследуемой собственности, а не условного держания (до XII в. условно-служебные отношения не были связаны с землепользованием);
- неразвитость системы вассалитета-сюзеренитета, отсутствие юридической фиксации прав и обязанностей покровителя и покровительствуемого;
- зачаточные формы иммунитета.