В VIII в. происходят изменения в хозяйственном укладе и общественном строе восточных славян. Распространение пашенного земледелия (двуполья) и более совершенных орудий – рала с железным лемехом и плуга – повышало продуктивность сельского хозяйства. Следствием роста урожайности стало, с одной стороны, увеличение народонаселения и освоение новых территорий, а с другой – развитие обмена. Активизация внешних связей (как мирных, так и военных) способствовала возрастанию роли князя. Общество было заинтересовано в освобождении князя и опытных воинов от участия в производстве. Поэтому часть прибавочного продукта перераспределяется в их пользу в виде даров. Так образуется дружина – окружение князя, состоящее из профессиональных воинов, осознающих свою зависимость от вождя, а не от общества. Приношения и военная добыча позволяют князю одаривать дружину, укрепляя свой авторитет, а также увеличивать ее численность. Чем больше и сплоченней становится дружина, тем легче князю навязывать свою волю народному собранию. Постепенно ему удается подчинить своему влиянию и жречество, и старейшин. Так формируются предпосылки отделения публичной власти от общества и зарождения государства.
К IX в. у восточных славян складываются племенные союзы, представлявшие собой зачаточные формы государственности. Самыми крупными были объединения полян в Поднепровье с центром в Киеве, древлян в бассейне Припяти с центром в Искоростене, северян в междуречье Днепра и Северского Донца с центром в Чернигове, полочан на Западной Двине с центром в Полоцке и другие. Некоторые из этих союзов не были этнически однородными, включая как славянские, так и неславянские (балтские, финно-угорские) племена. Например, объединение, сложившееся на территории между Ильмень-озером и Ладогой представляло собой конфедерацию славянских племен кривичей и словен ильменских, а также финно-угорских – чуди и мери. Мощным катализатором формирования государственности у восточных славян стала внешняя угроза: на юге особую опасность представлял Хазарский каганат, на севере – скандинавские дружины (варяги). Другим фактором ускорения политогенеза явилось участие восточных славян в торговле между Северной Европой и Средиземноморьем. Контроль над речными путями способствовал обогащению и росту авторитета князей. Не случайно именно два ключевых пункта на пути «из варяг в греки» – Киев и Новгород – стали основными центрами политического объединения восточнославянских племен.
Путь «из варяг в греки» способствовал приобщению восточных славян к достижениям византийской цивилизации, усиливал тягу военной знати к богатству и роскоши, что побуждало князей к организации торговых экспедиций или грабительских походов. Примечательно, что по утверждению летописца именно после первого похода восточнославянских дружин на Царьград «нача ся прозывати (называться) Руска земля». В связи с этим заслуживает внимания проблема происхождения этнонима «Русь». Хотя в летописи ясно говорится о его скандинавском происхождении, в отечественной литературе долгое время бытовала версия о связи этого слова с названием реки Рось. В настоящее время доказана лингвистическая несостоятельность такой этимологии, и большинство историков признает происхождение слова «Русь» от финского «ruotsi», восходящего к севрогерманскому слову «rōther», которое означало «плаванье на гребных судах». Очевидно, славяне (вслед за финнами) обозначали этим словом «ледунг» – скандинавскую систему морского/речного ополчения, т.к. в связи с освоением водных путей они позаимствовали данную форму комплектования дружины. С этим согласуется и тот факт, что в летописных статьях, описывающих раннюю историю Русского государства слова «русь» и «дружина» по смыслу взаимозаменяемы. Таким образом, Древнерусское государство складывалось на полиэтнической основе: при очевидном доминировании восточнославянского элемента в ее становлении участвовали и финно-угры, и балты, и скандинавы.
Глава 2. Киевская Русь