Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕо€вление адыгов в арабском мире и государство мамлюков




ќдним из значительных и малоизученных отечественными учеными периодов истории адыгов €вл€етс€ эпоха черкесских мамлюков в странах Ѕлижнего ¬остока и —еверной јфрики. ¬ становлении и функционировании на прот€жении нескольких веков в этих странах института мамлюков огромную роль сыграли горцы  авказа, особенно адыго Ц черкесы. ќни оставили неизгладимый след не только в истории военного искусства стран арабского мира, но и во всех област€х их общественно Ц политической, экономической и культурной жизни. ѕо признанию многих авторитетных военных специалистов и государственных де€телей, черкесска€ конница была самой лучшей в мире. „еркесским мамлюкам не было равных на поле бо€. ќни, презира€ смерть, шли в бой и одерживали победу над врагом. Ѕлагодар€ их отваге, при непосредственном их участии был создан новый тип государственности Ц мамлюкское государство.

јдыги Ц зихи и касоги - начали проникать в страны Ѕлижнего ¬остока и ≈гипет с 1’ - ’ вв. √лавным образом, это были девочки и мальчики в возрасте 10-15 лет, которые были куплены европейскими и мусульманскими купцами на рынках работорговли. ѕозже были и черкесы Ц наемники в личную охрану халифов и их войска. ¬ообще использование наемных воинов в арми€х различных стран уходит своими корн€ми в глубь тыс€челетий. Ќапример, воинов Ц наемников использовали в своих многочисленных военных кампани€х древнеперсидские, римские, византийские императоры.

¬ысоко ценились в этих войсках выходцы из горных стран. √орцы везде на всех континентах всегда отличались отвагой, выносливостью и большой физической силой. —уровые горные услови€ жизни с раннего детства воспитывали у их жителей указанные качества и решительность. ’арактер горцев всегда соответствовал той природе, в которой они проживали. ѕоэтому, зна€ эти особенности их характера, вожди всегда отдавали предпочтение им, нежели жител€м степных зон.

»стори€ не один раз доказывала справедливость этих слов. √орцы воинственность и отвагу про€вл€ли во все времена на различных театрах военных действий на прот€жении тыс€челетий истории человечества. ¬ этом плане мы находим много общего у горцев  авказа, Ўотландии ѕиренейского полуострова, јфганистана, јфрики и Ўвейцарских јльп, Ѕалкан и ƒальнего ¬остока и т.д.

»ностранные работорговцы большими парти€ми поставл€ли мальчиков и девочек в страны Ѕлижнего ¬остока, ќсманскую империю и —еверную јфрику, в первую очередь выходцев из „еркессии. Ќа территории черноморного побережь€  авказа от “аны (ќзов) до —ебастополиса (—ухум) было основано около 40 генуцэзских колоний, поселений и сто€нок, откуда невольников переправл€ли в генуэзский центр, расположенный в  рыму Ц  аффу, оттуда - в ≈гипет и другие страны ¬остока.

¬ средние века широкое распространение получил также процесс найма черкесской молодежи на военную службу в зарубежье, главным образом, в восточные страны. ¬ ≈гипет, ќсманскую империю,  рымское ханство, »ран и др. ¬ письменных источниках нередко встречаешьс€ с фактами вербовки юношей из черкесских семей турецкими, египетскими, генуэзскими агентами. ќдин из таких примеров проводит турецкий путешественник XVII в. Ёвли€ „елеби. ќн пишет, что османский санджак бей (правитель санджака Ц административно Ц территориальной единицы в ќсманской империи. Ц  .”.) черкес √ази —еид јхмед Ц паша в юношеском возрасте был завербован на пристани и отправлен на службу к египетскому паше. ѕлату от агента получил один из родственников юноши. »ностранцы знали, что адыги не только смелые и отважные люди, но и физически были красивые, интеллектуально развитые, и на их долю выпала наибольша€ слава в этих странах. ¬ период средневековь€ и нового времени покупка рабов и их военна€ подготовка дл€ последующей мобилизации в армию в арабских странах были поставлена на государственном уровне. ¬ арабском халифате было две категории рабов Ц воинов: это гул€ми и мамлюки. ¬ период ќсманского халифата по€вились еще багдадские кюлемены, сформированные по образцу египетских мамлюков. —юда же следует отнести и османских €нычар, которые по€вились в годы правлени€ ћурада 1 (X1Vв.). ќни были созданы по образцу гвардии арабских халифов. янычары (Ђени чериї- новое войско) набирались из молодых христиан, попавших в плен к туркам. ». —.’атко совершенно справедливо отмечает, что €нычары по праву заслужили славу лучшей пехоты в мире, пронес€ знам€ османских султанов по многим странам јзии, јфрики и ≈вропы. —о временем они деградировали и стали посто€нным источником беспокойства и нестабильности самой же ќсманской империи. » в 1826 г. в —тамбуле и во всех провинци€х по приказу ћахмуда 111 они были перебиты, и на этом их истори€ закончилась.

¬оенные рабы долгие годы служили основой мощи вооруженных сил исламского мира. ћамлюки и €нычары одержали не одну славную победу на различных театрах войны. ≈сли €нычары были лучшей пехотой в мире, то мамлюкска€ кавалери€ была лучшей кавалерией в мире. ћамлюки были не только лучшими кавалеристами в мире, но многие из них впоследствии примерно, с ’111 в. стали крупными военачальниками и государственными де€тел€ми, захватив власть, возглавили на целую историческую эпоху сирийско-египетскую империю јйюбидов, котора€ занимала важное стратегическое положение между христианским «ападом и ¬остоком с его дикими ордами монголов. Ќа всем прот€жении существовани€ института мамлюков в нем преобладали большей частью черкесы.

„то означает термин Ђмамлюкї? Ђћамлюкї- Ђтот, кем владеютї, т.е. раб. ѕервоначально Ђмамлюкї означал исключительно приобретенный раб, т.е. купленный, в отличие от раба по рождению. ћамлюками называли рабов Ц воинов, приобретенных за определенную цену и служивших в султанской гвардии. ќни позже получали свободу и достигали больших высот в военной и государственной карьере. — 1’ в. употребл€етс€ как синоним слова гул€м (юноша, раб - воин), но обычно применительно к белым гул€мам. ¬ ’11- ’111вв. в —ирии и ≈гипте термин, Ђмамлюкї вытесн€ет Ђгул€мї термин. —лово Ђмамлюкї есть страдательное причастие от арабского глагола Ђмелкї, т.е. владеть. ѕримененное к личности это слово означает, что она чь€ - нибудь собственность, т.е. раб. ¬ более широком смысле этого слова термин Ђмамлюкї-, это невольник, которого использовали в качестве солдата армии или телохранител€.  ак было сказано выше, мамлюк Ц это купленный раб, а не раб по рождению. “аким образом, термин Ђмамлюкї распростран€етс€ на всех купленных белых рабов Ц воинов, а также и на тех, кто впоследствии получил освобождение и стал наемником в армии или гвардии. —ловом, мамлюки были целым сословием в арабском мире. ќни впоследствии стали одной из самых главных социальной сил общества, котора€ вли€ла на экономическую, политическую и культурную жизнь арабов средневековь€ и нового времени.

ѕрообразом мамлюков были гул€ми Ц воины - рабы, составл€вшие гвардию аббасидских и фатимидских халифов. ¬ сочинении ’илала ас - саби Ђ”становлени€ и обычаи двора халифовї говоритс€, что гул€ми распадались на две основные корпорации: гул€мов худжри - личных телохранителей халифа, охран€вших внутренние покои, и гул€мов дари, которые несли караулы вокруг дворца и на подступах к нему. ¬о врем€ правлени€ халифа ал ћуктафи начальником полиции Ѕагдада был адыг Ќазук, погибший впоследствии в стычке с тюркскими наемниками в 929 г. √ул€ми очень скоро зан€ли важнейшие рычаги политической и социально Ц экономической жизни арабского халифата и начали диктовать свою волю халифу.  ост€к гул€мов составл€ли выходцы  авказа, особенно черкесы, ведших непрерывную борьбу с тюркскими и суданскими наемниками, которых было немало в ≈гипте. » эта непримирима€ борьба тюркских и черкесских гул€мов €вилась одной из причин развала халифата јббасидов, а затем и »сиитской державы ‘атимидов. „еркесские мамлюки и наемники занимали видное положение в —ирии и ≈гипте уже в доайюбидскую эпоху (’1 Ц перва€ половина ’11вв..).  ак пишет ¬.ћинорский; ЂЕ„еркесы в —ирии и ≈гипте уважались местным населением (арабами. Ц  .”.) за их древние обычаиї.

ѕри дворе фатимидских халифов черкесы всегда составл€ли особую партию, несмотр€ на их формальную разобщенность по разным корпораци€м.   ’111- XVIвв. их численность в арабском мире значительно увеличилась, и они одерживали не одну победу в боевых действи€х с врагами мамлюкского султаната.

¬ ≈гипте мамлюки по€вились при халифе аль - јзизе (975- 996).

 упленные на невольничьих рынках юноши размещались в специальных казармах и их обучали в закрытых учебных заведени€х. Ўколы эти принадлежали самому халифу, а во времена мамлюкского султаната такие учебные заведени€ закрытого типа имели эмиры. ќднако лучшими учебными заведени€ми оставались султанские школы, где воспитанники получали гораздо лучшее образование. —ултанские школы находились в каирской цитадели и туда набирались лучшие из лучших рабов юношей и, главным образом, выходцев из „еркесии. ¬ школы эти никто, кроме наставников Ц евнухов и хоз€ина, не имел права доступа. ёных невольников воспитывали в духе личной преданности особе монарха. ”чебный план школы предполагал глубокое изучение арабского €зыка. Ѕольшое внимание удел€лось чтению и письму, изучению основ мусульманской религии и шариата а также физической подготовке воспитанников. ¬ число об€зательных учебных дисциплин входили: верхова€ езда, уход за лошадьми, фехтование, стрельба из лука, верхова€ езда, владение всеми видами холодного оружи€, борьба, плавание, и другие виды спорта. —ловом, каждый воспитанник получал высокую интеллектуальную и физическую подготовку.

Ќачальник школы заводил на каждого воспитанника специальный дневник, и на прот€жении всего периода обучени€ фиксировались его успехи и недостатки в учебе. ќсуществл€лась индивидуальна€ работа с каждым учеником, вы€вл€лись его сильные и слабые стороны. —истема обучени€ была довольно жесткой: тот, кто отставал от своих товарищей в учебе, к окончанию школы не получал освобождени€, т.е. оставалс€ рабом. “акие мамлюки назывались куттабийца. ќни не имели права на все те вещи и блага, что получали освобожденные мамлюки.

Ќапример, последние ежемес€чно получали жалованье, специальное пособие на экипировку, м€сные и фуражные пайки, оружие, лошадей и, наконец, феодальный лен, доходы с которого шли его владельцу, и только ему. “ем не менее в экстренных случа€х куттабийа получали свободу и все, что с ней св€зано, при своеобразном по€влении Ђвакансийї на статус мамлюков. “ака€ возможность могла по€витьс€ в результате эпидемий различных болезней, которые уносили жизни сотен людей, в том числе и мамлюков, или уменьшени€ их численности после т€желых военных кампаний. ћамлюки освобождались в основном большими группами по 300, 400 и 500 человек. Ќо были случаи персонального их освобождени€. Ќапример, персонально были освобождены в свое врем€ Ѕаркук, ƒжакмак и “уманбай. ƒжамкак, к примеру, находилс€ в школе аз - «амам и своего брата ƒжаркаса ал - ћузари, который был эмиром и возглавл€л школу мамлюков султана. ќн, как лидер бурджитов, имел огромное вли€ние на султана Ѕаркука, поскольку в свое врем€ помог ему взойти на трон. ƒжакмак был освобожден отдельно потому, что его браг „еркес добилс€ дл€ него место в р€дах султанских мамлюков после смерти одного из них Ц его бывшего воспитанника. “аким образом, дл€ того чтобы быть освобожденным персонально, надлежало €вл€ть собой объект особых привилегий.

—ултан имел права приобретени€ не освобожденных мамлюков своего предшественника и впоследствии освободить их самому, если он этого заслуживал. ѕри этом строго соблюдались интересы родственников умершего султана, и покупка происходила в присутствии верховных кадиев. —ултаны следили за тем, чтобы мамлюки освобождались по строго определенным правилам, согласно шариату.

ћамлюк не достигший совершеннолети€, не подлежал освобождению. ¬ случае, если акт освобождени€ происходил с нарушени€ми этих правил, он считалс€ недействительным, а мамлюк подвергалс€ формальной покупке и повторному освобождению, даже если он имел ранг эмира сотни.

¬ мамлюкской среде существовала жестка€ иерархи€, в том числе и по этническому признаку. ¬ первую очередь на успешную карьеру могли рассчитывать кипчаки и черкесы, т.е. тюрки и черкесы. ћамлюки эмиров занимали менее выгодное положение, нежели султанские мамлюки. ƒругими словами, последние были как бы мамлюками Ђпервого сортаї, а эмирские Ц Ђвторогої.

¬заимоотношени€ между мамлюками были строго регламентированы. ” них был свой кодекс чести.  аждый мамлюк об€зан был про€вл€ть солидарность со своими товарищами по казарме весь период обучени€. “акую же преданность он должен был про€вл€ть и к своему хоз€ину. Ёта преданность нисколько не ослабевала и после освобождени€ мамлюка, и после гибели или отставки его господина. ¬ последнем случае она переходила на всех членов его семьи и особенно на сыновей.

ќдним из важнейших принципов мамлюкского института было то положение, что ранг и должность мамлюка не могли передаватьс€ по наследству сыну. —ыновь€ эмиров не входили в прав€щий класс. ќни составл€ли основной кост€к конного ополчени€ халка, который комплектовалс€ на добровольной основе из наемников арабского, туркменского и курдского происхождени€, и занимали в нем лидирующее положение. ќднако впоследствии, в период мамлюкского эмирата (1711- 1799), большое число сыновей эмиров возводилось в ранг беев и санджак Ц беев.

ћежду мамлюками разных эмиров существовало острое противоречие и нередко оно переходило в открытые столкновени€.

ћамлюки одного эмира именовались хушдашами (Ђбрать€миї. -  .”.), т.е. они становились побратимами, и всегда каждый мамлюк оказывал вс€ческую поддержку своему собрату. Ќо следует отметить, что внутри одного мамлюкского братства господствовало острое соперничество, а против других мамлюков мгновенно братство объедин€лось и сообща боролось с чужими. ћамлюки разных эмиров не могли объедин€тьс€ в одну партию и даже на поле битвы сражались под штандартом только своего эмира.  ажда€ мамлюкска€ группировка имела своей знак на одеждах, оружии и доспехах, чаще это был герб их эмира. Ёти взаимоотношени€ отрицательно оказывались на их боеспособности, на исходе той или иной военной кампании.

ћамлюки уход€щего с престола султана должны были покидать цитадель и уступать место мамлюкам следующего султана, который занимал этот высокий пост.  ажда€ мамлюкска€ группировка продолжала существовать до смерти последнего мамлюка из ее членов.  ажда€ мамлюкска€ парти€ называлась по имени ее патрона. » кажда€ мамлюкска€ группировка старалась посадить на трон своего лидера, что приводило к частым уличным стычкам, нередко переход€щим в насто€щие военные столкновени€. ѕоэтому не случайно многие страницы мамлюкских хроник пестр€т описани€ми этих столкновений.

ћамлюки, купленные султаном уже после восшестви€ на престол, назывались Ђпривезеннымиї (Ђджильбаниї) в отличие от мамлюков Ц каранис, т.е. мамлюков- ветеранов, особенно опытных в военном деле и обладавших большим богатством. ѕосле прохождени€ учебы в казармах цитадели Ђприведенныйї мамлюк мог быть избран дл€ освобождени€ самим султаном и такие церемонии освобождени€ проводились как минимум, один раз в год. Ѕывший мамлюк Ц раб мог быть назначен в круг обслуживающих султана лиц. ¬ысшим званием была должность виночерпи€. ‘ормально он оставалс€ в числе султанских мамлюков до тех пор, пока не повышалс€ в ранг эмира третьей степени - эмира дес€тка. ƒалее он мог быть повышен последовательно до второго ранга (ЂЁмир сорокаї) и затем первого ранга (Ђэмир сотниї). ѕоследний, самый высокий ранг накладывал на мамлюка уже об€занности военачальника: в военное врем€ он командовал тыс€чей всадников. —амым низким эмирским рангом было командование п€тью мамлюками. Ёту своего рода капральскую, должность получали опытные мамлюки за выслугу лет либо в ожидании насто€щего эмирства.

¬ бурджитский период выходцы с  авказа (черкесы) сразу получали эмирское звание, что крайне возмущало тех, кто годами добивалс€ повышени€ по служебной лестнице. „исло воспитанников султанской военной школы в период правлени€ черкесских мамлюков не превышало нескольких сот единовременно.

—ледует также отметить, что в период мамлюкского султаната (1250- 1517) приобретались в основном рабы Ц юноши немусульманского происхождени€, пополн€вшие р€ды мамлюков. Ёти были либо христианского, либо Ђварварскогої происхождени€. ≈сли среди ввозимых в ≈гипет невольников оказывались юноши мусульманского вероисповедани€, которые могли доказать свою принадлежность к исламу, покупка аннулировалась, а им возвращались все права вольных людей.

Ѕыл такой случай в истории мамлюков: когда в 1394г. “амерлан (“имур) прислал дев€ть мамлюков в подарок Ѕаркуку, то оказалось, что, за исключением одного, ни один из них не был мамлюком. Ёто были знатные жители Ѕагдада. ≈стественно, все они получили свободу и пользовались благосклонностью самого султана Ѕаркука.

–аботорговцы купцы пользовались большим авторитетом в ≈гипте. » это не случайно. ƒело в том, что они поставл€ли живой товар, от регул€рности доставки которого зависела мощь мамлюкского султана. Ѕолее того, многие эмиры и мамлюки через этих купцов поддерживали св€зь со своей исторической родиной, разыскивали родственников и даже вызывали их к себе. “ак, например, к эмиру Ц диктатору “аза из „еркесии приехали его отец и брат.  упец ”сман, привезший в ≈гипет мальчика по имени Ѕаркук, через много лет доставил по просьбе великого султана его отца. Ѕаркук очень уважал своего первого наставника и, верный адыгскому этикету, никогда не садилс€ в его присутствии.

“аким образом, черкесы сыграли огромную роль в создании в арабской мире института мамлюков, который охватывает целую эпоху в его истории. ѕосле захвата ≈гипта турками Ц османами этот институт не претерпел особых изменений.  .ћ.Ѕазили писал, что Ђмамлюки сохранили под турецким правлением древнее свое устройство Ц число их простиралось от 10 до 25 тыс. человек. ќни состо€ли под начальством 24 беков, из коих каждый управл€л одним округом ≈гипта (санджаком) на праве феодальном и имел свою милицию. ¬ милиции первое место занимали мамлюки чистой черкесской крови, покупкой приобретенные беком. ѕо смерти каждого бека его милици€, или по здешнему выражению, его дом, избирала преемника не из детей его, а из своей среды, т.е. из покупных невольниковї.

„еркесы еще долго играли, важную роль не только в институте мамлюков. ќни также оказывали значительное вли€ние на политическую и экономическую жизнь арабского мира. ј в его вооруженных силах черкесы занимали ключевые позиции. Ќапример, по утверждению авторитетных специалистов, половина офицеров египетской армии в период с 1824 г, до конца 70-х гг. ’1’ в. были черкесскими мамлюками вице Ц корол€.

Ќесмотр€ на то, что институт мамлюков теперь уже принадлежит истории, его эпоха была одной из €рких страниц Ѕлижнего ¬остока и —еверной јфрики, где заметный след оставили храбрые и мудрые представители многострадального народа черкесов (адыгов).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1168 - | 1126 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.