Северный Кавказ, еще задолго до раннего средневековья, населяли не только автохтонные племена и народности, но по соседству с ними жили и многочисленные пришлые племена, которые вторглись в этот благодатный край в различные исторические эпохи и «осели» здесь. Они занимали еще
не освоенные и малоосвоенные земли или выгоняли из насиженных мест коренные племена, расселялись на их территории.
Таким образом, к этому периоду Северный Кавказ по этническому составу был исключительно пестрым. В частности, по соседству с адыгами, которые занимали огромную территорию от моря до моря, проживали различные племена. Естественно между ними часто происходили вооруженные столкновения и адыги с переменным успехом защищали свою землю. Они вели частые войны с гунама, готами (оттуда и адыгская фамилия «Гъуэтыжь».– К.У.), аланами, болгарами, хазарами, аварами, пегенетами, половцами, савирами, византийцами и т.д., с которыми жили по соседству. Словом, история адыгов была с полной войной за независимость и свободу. И в этих условиях к раннему средневековью как было отмечено выше, сложилась адыгская народность.
Даже в разные исторические периоды отношения адыгов с ближайшими (родственными) абхазами был не совсем мирными. Более того, между самими адыгскими княжествами происходили частые столкновения за сферы влияния и господство под всеми адыгами. К сожалению, следует констатировать тот факт, что не сохранилось много сведений о войнах адыгов с соседними народами в раннем средневековье. Однако надо иметь в виду, что чужие племена, которые оказались на Северном Кавказе, в первую очередь приходили сюда войной против местного населения, и они всегда проводили агрессивную политику по отношению к соседним народам, т.е. к адыгам. Именно постоянное военное положение, в котором находились последние на протяжении веков, заставило их подчинить весь свой образ жизни войне. А адыг с рождения фактически готовился к войне, и вся система воспитания адыгов была подчинена выработке у подрастающего поколения таких черт характера, как смелость и отвага, презрение к смерти любовь к родине, преданность, решительность и т.д.
Нельзя предполагать, что на адыгов всегда нападали другие племена и народности. Они и сами часто совершали военные походы против других народов и государств. Например, они организовали такой подход в Закавказье против армян в Х в. Во главе этого войска был князь Бер. Об этом свидетельствуют армянские письменные источники. Правда, в сражении между адыгами и армянами, которое произошло в 957 г., адыги потерпели поражение, и сам Бер был взят в плен под гор. Карсом. Из войн, которых адыгам приходилось вести в раннем средневековье, лучше всего отражены в письменных источниках их борьба с аланами. Последние жили в непосредственном соседстве с адыгами. В частности, Констатин Багрянородный отмечает, что аланы совершали частые набеги на Зихию (адыгов. – К.У.) и последние вынуждены были укрываться на Таманском полуострове. А Масуди сообщает, что аланы, используя политическую раздробленность адыгов, часто устраивали набеги против них. Но их взаимоотношения чаще всего носили мирный характер, и они нередко вела совместную борьбу против общего врага.
Дело в том, что в начале VI в. берега Керченского пролива оказались под властью Византии, с которой адыгам приходилось часто соприкасаться, хотя они никогда не подчинялись ей. Эти контакты адыгов с Византией носили в основном мирный характер, и в них преобладали торгово-экономические и культурные связи. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, которые имеются памятники материальной культуры, которые имеются достаточно много. Результатом культурного же обмена византийцев является тот факт, что последние приняли от них христианство. Печенеги – объединение тюркских и сарматских племен, кочевавшие в VIII- IХ вв. в заволжских степях, а с 1Х в - в юго-русских степях.
Тот же Багрянородный отмечает, что в Х в. (Печенеги объединение тюркских и сарматских племен, кочевавшие в VIII – IХ вв. в заволжских степях, а с 1Хв. – в жно – русских степях), проживавшие в Крыму, часто отправлялись в Зихию (к адыгам.. – К.У.) с поручениями от херсонесцев и византийского императора. Масуди тоже рассказывал кешаки (касоги – адыги. – К.У.) совершали частые поездки в византийский гор. Трапезунд по торговым делам. Масуди писал, в Х веке, что в Трапезунде, который принадлежал Византии, имелись «базары, привлекавшие большое число торговцев из мусульман, румцев (греков. – К.У.), армян и других, а равным образом - и из стран Кешк», т.е. адыгов. Доказательством регулярных торговых связей последних с Византией являются находки византийских монет и других памятников материальной культуры, обнаруженных на территории проживания адыгов в раннем средневековье. Он так же отмечал, что адыги носят «римскую» (т.е. византийскую. – К.У.) парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, затканных золотом.
Память о взаимосвязях адыгов с «урымами» т.е. византийскими греками сохранилась и в устном народном творчестве адыгов. В их преданиях сказано что именно «урымы» построили множество разных городищ, христианских храмов и укреплений на землях адыгов.
Сложными были отношения адыгов – в раннем средневековье и с хазарами. Хазары – это тюрко - язычный народ булгарской группы. Они появились в восточной Европе после гуннского нашествия в 4в. До этого кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. В VII- Х вв. создали раннефеодальное государство с каганом (глава государства). Столица – Семендер, с начала VIII века – Итиль. В VIII – Х вв. Северокавказские степи с Таманским полуостровом находились в руках Хазарского каганата. Хазары подчинили себе многие соседние народы и в том числе адыгов, аланов, вайнахов (чеченцев, ингушей), которые платили им дань.
Об этом свидетельствуют документы еврейско-хазарской переписки Х в. и другие документы.
В одном из писем хазарского кагана (царя) Х в. Иосифа Кордовскому халифу перечисляются народы, которые платили хазарам дань. Среди них упоминаются и жители страны Каса (касогов. – К.У.);. Естественно, северо - кавказские народы, в том числе адыги, воевали с хазарами. А так называемый анонимный «Кембриджский документ» первой половины Х в. упоминает народы, которые в то время воюют с хазарами. Среди них, наряду с другими народами указан и народ «Зибус», т.е. «Зикус» (зихи – адыги. – К.У.). Этот факт подтверждает и европейско – хазарская переписка Х в., которая упоминает в числе стран и народов, воюющих с хазарами, зихов и касогов.
Правда, Б.А.Рыбаков утверждает, что предания о войне князя Алегуко Канжова с хазарами относятся не к войне князя Святослава, которая произошла в 965 г., борьбе восточных славян с хазарами при Олеге Святославиче в 1079 – 1023 гг.
Однако, следует отметить, что адыги не всегда воевали с хазарами; они часто становились их союзниками в борьбе против общего врага, когда политическая обстановка в крае этого требовала. В частности, они вместе неоднократно отражали арабскую агрессию шла на Северном Кавказе в VIII – Ixвв. Или в русской летописи говорится, что в 965 г. киевский князь Святослав одержал победу над хазарами и их союзниками – ксогами.
Поход Святослава 965 г. положил конец господству хазар на Северном Кавказе и явился началом существования на берегах Керченского пролива русского Тмутараканского княжества Тамтарэкъей. – (по адыгски.- К.У.) с которым адыги установили тесные и широкомасштабные контакты. А вообще многочисленные памятники материальной и духовной культуры свидетельствуют о том, что между древними адыгами и восточными славянами – руссами (урыс – по – адыгски. – К.У.) были установлены тесные связи еще задолго до образования Тмутараканского княжества. В частности, богатый археологический материал с элементами славянской культуры был обнаружен в адыгских могильниках IV- ХIIвв. Это говорит о том, что между древними адыгами и восточными славянами существовали еще с раннего средневековья тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источники средневековья, в которых упоминаются русы, проживавшие в этот период на Северо – Западном Кавказе по соседству с древними адыгами. Естественно, существовал между этими народами широкий диалог и в сфере их духовной. Об этом свидетельствуют этнографические, языковые материалы. Поэтому не случайно, что из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими к восточным славянам (русам) являются адыги. Немало общих черт имеются между славянами и адыгами в материальной культуре, фольклоре (например, в легендах об убийстве стариков), старых языческих верованиях и даже народной мелодии. Для наглядности можно привести некоторые примеры. Например, Ф.Волков при сопоставлении одежды украинского казачества и крестьянства со старой национальной формой одежды адыгов, нашел много общего. Он видит это общее в кунтуше и черкеске, жунане и бешмете, в покрое украинских и адыгских шаровар и т.д. Или такой пример: адыго-абхазское и плетеное и обмазанное глиною жилище (унэ (адыг. - К.У.) с четырехскатной соломенной крышей имеет много общего с украинской хатой. Этот тип жилища существует у адыгов еще с периода каменного века, и поэтому можно предположить, что славяне восприняли эту технологию строительства жилья у древних предков адыгов. Адыго-славянские связи периода раннего средневековья нашли отпечаток в одинаковом обычае оставлять при бритье головы клок волос на макушке у мужчин. С такой прической ходил в свое время даже киевский князь Святослав; а позже она стала отличительным признаком запорожских казаков, которые жили с адыгами бок о бок. Известно, что такую же прическу носили адыги до недавнего времени.
Дж. Интериано, который бывал в стране зихов (адыгов. – К.У.) в ХVв. писал, что адыги «бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный… они бреют также волосы на лобке всякий раз, когда они идут сражаться, говоря, что стыдно и грешно, если мертвого увидят с волосами на этом месте». Вот еще любопытные примеры, которые подтверждают, что между адыгами и восточными славянами шел процесс взаимопроникновения многих элементов их культур: Лингвисты утверждают. Что наличие в русском языке уменьшительного суффикса «ка» (например «Петь-ка» и украинские фамильное окончание - ко происходят от адыгского «къуэ», «икъуэ», означающего «сын», «его сын»). Дж. Интериано писал тоже. Что адыги «новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это – грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени окончание «ук», например, Петро – Петрук, Пауло – Паулук и тд.». (т.е. от слова «къуэ», «икъуэ».- К.У) его сын.. Ученые также отмечают общие элементы в фонетике адыгов и украинцев, как смягченное произношение звуков «л» и «ы» и присутствие в адыгском языке звука, аналогичного украинскому «г» (например, в слове «адыгэ»). Множество примеров восприятия восточными славянами у адыгов можно привести, читая старинные русские письменные источники. Так, Владимир Мономах (1053- 1125, - князь киевский с 1093 г.) рекомендовал своим детям: «Куда же пойдете, одеже станете, напатте, накормите унеина». Слово «унеин» в данном случае переводится как «хозяин дома» («унэр зер» – кабард. от адыгского слова «унэ», т.е. дом). Не вызывает никакого сомнения, что адыгского же происхождения и современное украинское слово «джигун», означающее человека игривого, волочащегося за женщинами, озорника. Слово «джигун» не переводится и не объясняется ни по-русски, ни по-украински. Зато оно свободно переводится на адыгский. В основе этого слова лежит адыгское «джэгу» «игра» «джэгун», т.е. «играть». Это говорит о том, что украинское слово «джигун» тоже заимственно у адыгов. Таких примеров предостаточно. Все это говорит о том, что именно адыги из всех северокавказских автохтонных народов поддерживали более тесные торгово-экономические и этнокультурные контакты с восточными славянами, и не случайно мы наблюдаем немало общего в их материальной и духовной культуре. Но вопрос в том, кто на кого оказывал больше влияние? Можно предположить, что на начальных эпохах адыго-русских взаимоотношений все же адыги оказывали больше влияния как в материальной, так и в духовной культуре на славян, проживавших непосредственно по соседству с ними. Более того, некоторые ученые полагают, что определенная часть соседних славян была ассимилирована адыгами и растворилась в их среде. Не эти обстоятельства побудили Ш.Ногмова выдвинуть мнение об антском происхождении адыгов?
Тем не менее необходимо отметить, что адыго-русские взаимоотношения были не всегда мирными. Есть много достоверных сведений, что эти отношения носили враждебный характер, и часто они встречались на поле боя, особенно после создания Тмутараканского русского княжества по соседству с адыгами. Естественно, адыги не могли быть сторонами наблюдателями, когда экспансия восточных славян была направлена и на сторону адыгских земель.
А вообще на территории Тмутараканского княжества, куда входили Таманский полуостров, Восточный Крым и, возможно, низовья Кубани, проживали адыги – (касоги), греки, аланы, хазары и др. Особенно сложными были адыг – русские отношения во время правления тмутараканским княжеством Мстислава Храброго. Так, в 1022 г. он совершил поход против касогов (адыгов). Русская летопись рассказывает о единоборстве Мстислава Храброго и касожского князя Редеди следующее:
«В год (1022) Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему, и, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради мы будем губить наши дружины? Не сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое». И сказал Мстислав: «Будь так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбою». И схватившись бороться, крепко и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю. В выхватив ноже, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы и построил ее, стоит она до сего дня в Тмутаракани».
Рассказанный в летописи эпизод борьбы Мстислава Храброго с Редедей вошел в древнерусский фольклор, так как древнерусский певец Боян, бывало, пел: «Храброму Мстиславу, за резавшему Редедю превойсками касожскими». После этого, по условиям поединка, Мстислав наложил дань на адыгов с собой семью Редеди – жену и двух сыновей. Последние были крещены и получили имена Роман и Юрий. Впоследствии Роман женился на дочери Мстислава Владимировича. И от них произошли русские боярские фамилии: Лопухины, Белоусовы, Глебовы, Сорокоумовы, Умаковых (предки знаменитого флотоводца) и другие возводили свое начало к Роману и Юрию Редедичам. В частности, знаменитый флотоводец Федор Федорович Ушаков (1744- 1817) указывал сам, что он выходец из кабардинских Черкасских.
Правда, здесь надо иметь в виду, что Мстислав, не выполнил условия поединка, выдвинутого Редедей, - «не оружием будем биться, а борьбою», и зарезал его ножом. По преданию, адыги предпринимали неоднократные попытки отомстить за смерть Редеди и ходили войной на земли Тмутараканского княжества. И адыгам удалось «победить и разорить всю область Тмутараканскую». «С этого времени, - указывает Ш.Ногмов, - ведется у адыгов пословица: «Тамтаракъей ухъу», «Тэмтаракъей и махуэ къыпхук1уэ», т.е. «Да постигнет тебя участь Тамтаракая», «Да постигнет тебя день Тамтаракая».
Но письменные источники свидетельствуют о том, что после этого поединка Мстислава и Редеди, адыгские войска оказывали Мстиславу помощь в его борьбе со своим братом князем Ярославом. В частности на следующий год после этого поединка Мстислав пошел на Чернигов с адыгами и хазарами, где в тяжелом бою нанес поражение своему брату, и в 1025 году он добился раздела Руси на две части: западная – от Днепра с Киевом – досталась его брату Ярославу, а себе оставил восточную и остался княжит в Чернигове. К концу ХII в. Русь теряет Тмутаракань, куда пришли половцы, которые захватили не только южнорусские земли, по и северокавказские степи.
Таким образом, адыго-русские отношения зародились еще в раннем средневековье, и вначале они носили не совсем мирный характер. Тем не менее, эти контакты способствовали установлению культурного диалога, т.е. взаимовлиянию их культур. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники материальной и духовной культуры, которые достались их потомков. Дальше адыго-русские взаимоотношения расширились и обогащались новым содержанием, но они не могли пройти и мимо тех исторических событий, которые произошли в последующим на Северном Кавказе.