Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование зихского и касожского союзов




Как было отмечено выше, гуннское нашествие на Северный Кавказ значительно повлияло на изменение его политической и этнической карты. В частности, многочисленные адыгские племена были еще больше рассеяны по всему региону. Между ними, как выше сказано, «вклинились» различные пришлые племена, в том числе и гунны. Экономика и культура древних адыгов пришла в упадок. Немалая часть переселилась дальше, на восток, к своим соплеменникам, которые еще с древнейшего периода проживали в этом регионе, и стали осваивать пустовавшие, необжитые земли. Таким образом, гуннское нашествие прервало на долгие десятилетия, если не столетия, процесс консолидации адыгских племен и создания единой народности.

Однако следует отметить, что это нашествие неодинаково подвергнуто разорению адыгские племена. Ели одни племена были полностью уничтожены или изгнаны из своей территории, другие уцелели и сумели сохранить свою экономику, свой уклад жизни, свою культуру. К ним относятся, прежде всего, зихи и непосредственные их соседние и родственные племена. Но здесь необходимо отметить, что фактически гуннское нашествие стало следующей волной дальнейшего освоения адыгскими племенами Центрального Кавказа, в котором имелось больше неосвоенных земель, чем на Северо – Западном Кавказе, где проживала большая часть адыгских племен. Таким образом, западные и восточные адыги постепенно были разобщены на протяжении тысячелетий в результате постоянного притока чужых племен – завоевателей, создавших непреодолимые препятствия для поддержания ими между собой постоянных экономических, политических и этнокультурных связей. Это все помешало им в создании единого общеадыгского политического союза. Более того, в 111- 1Vвв. Нашей эры прерывают свои контакты с Северным Кавказом Малая Азия, Египет, Сирия, Греция.

На исторический процесс на Северном Кавказе шел своим чередом. Во второй половине V в. гуннский союз распался на различный мелкие племена, известные под общим именем утугуров. Вскоре после этого адыгские племена начали возрождать свою экономику и культуру; многие из них заняли снова свои прежние территории. В частности, после V1 в. адыги снова завладели прибрежной полосой, захваченной у них тетракситами. Именно с этого времени усиливается адыгское племя зихов, которые, вероятнее всего, меньше пострадали от гуннского нашествия. О зихах упоминается в письменных источниках примерно с 1 в., когда они представляли собой небольшое племя, обитавшее где- то между нынешними Туапсе и Гагры. Зихский вождь Стахемфак еще со 11 в. устанавливает союзнические отношения с римлянами и номинально становится подданным римского императора. Этот политический шаг способствовал укреплению его влияния на остальные родственные племена. Уже к V веку территория зихов значительно расширилась и переместилась на Северо – Запад. Псевдо – Арриан, перечисляя различные пункты морского берега между нынешней Абхазией и землей тетракситов, писал: «От старой Ахэн (ные туапсе.- К.У.) до Старой Лазики (устье реки негепсухо. – К.У.) и затем до р. Ахэунта прежде жили народы, носившие имена: иниохи, кораксы, колики, меланхлены, махалоны, колхи и лазы, а ныне живут зихи… от Гавани Пагры (нынешний Новороссийск.– К.У.) до Старой Ахэп прежде жили так называемые ахейцы, а ныне живут зихи». По утверждению Прокопия в середине V1 века между нынешней Абхазией и тетракситами жил только один народ «зехи» (зихи. - К.У.). Причем он говорит, что «в древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем не повинуются римлянам». В зихский союз входили тогда почти все остальные адыгские племена Северо – Западного и Западного Кавказа.

В V1 в. зихи приняли христианство, что сыграло значительную роль в дальнейшему укреплению их торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией. В результате распространения христианства среди адыгов земли, занятые ими, были разделены на епархии. Таковых в Зихии было четыре: в Фанагории, Таматархе (позднее Тмутаракань, Тамань. – К.У.), Зихполисе и в гор. Никопсе. Все эти зихские епархии подчинились константинопольскому патриарху и назывались зихскими. Эти все факты лишний раз подтверждают значительный весе зихского союза на Северо – Западном Кавказе.

Необходимо также отметить, что в это время южнее зихов жившие абхазские племена (сатины, абазги, ансилы, мисимиане) были зависимы от византийского, или, как тогда говорили, -«римского» императора.

Территориальный рост зихов сопровождался их борьбой с тетракситами, хотя последним помогали утургуры. Результатом этой борьбы явилось то, что после V1 в. тетракситы вообще исчезали со стороны истории, а зихи, наоборот, стали все более могущественными. И Феофан, который жил во второй половине V111 в. и начале 1Х в., упоминает «Зикхию» как уже значительную страну на восточном берегу Черного моря.

Таким образом, уже в первой половине Х в., по утверждению Константина Багрянородного зихи занимали земли от Тамартахи (Тмутаракани) до Абазгии (Абхазии). Северной их границей считает реку Укрух, а южной – реку Никопсис. К этому периоду тетракситов на Западном Кавказе уже не было, а их земли вошли в состав Зихии.

Позже, в Х111- ХVвв., термин «зихи» стал употребляться итальянцами для обозначения всех адыгов. Грузинские же источники вплоть до Х1Х в. продолжали называть «джихами» не только адыгов, но и абазин, обитавших на Черноморском побережье между Абхазией и землею адыгов, т.е. там, где находилось племя зихов до своего усиления. Название «зих» адыго-абхазское. Некоторые считают, что это слово можно произвести как «ц1ыху» (человек.– К.У.). Но трудно с этим согласиться.

Л.Лапинский считал, что слово «адыгэ» восходит к корню «зих». Дело в том, что корень «зих» прослеживается в ряде этнических названий не только адыгов, но и абхазцев. Этот корень слышится в адыгейском названии абхазцев – а – «зыгъэ», и в абхазском названии адыгейцев – «а - дзыхъуэ». Зихи в период своего расцвета ассимилировали многие чужие племена и растворились в их этнической среде. Из древних адыгских племен в первую очередь были ассимилированы зихами ахеи. Усиление зихов и ассимиляция ими ахеев и других племен в раннем средневековье были проявлением процесса консолидации племен Северо – Западного Кавказа в адыгскую народность. Во главе этого процесса консолидации оказались зихи. Но следует отметить. Что не только вокруг зихов объединились племена Северо – Западного Кавказа в I тыс. н. э. Так во второй половине I тыс. н.э. то же самое происходило на территории Абхазии, где в результате слияния племен ансилов, санигов (или сагидов) и некоторых других с племенем абазгов было положено начало образованию абхазской народности. Так и созданию абхазского союза.

Таким образом, на Северо – Западном и юго-западном в раннем средневековье создаются два союза в прошлом из родственных племен с едиными предками – зихский и Абхазский. Образование этих союзов явилось следствием не только внутренних социально- экономических и политических факторов. Разобщению в прошлом родственных племен значительно способствовали чужие племена, которые оказались между ними на протяжении многих лет их истории. Этот раскол единого этноса сопровождался не только разрыва экономических и политических связей, но и формированием отдельных языков. Как было отмечено выше, не только адыги и абхазы отдалились друг от друга, но они сами потеряли и всякие контакты со своими далекими предками – хаттами и касками. Причины те же, что в первом случае. Однако указанный этнополитический процесс на Северном Кавказе этим не закончился. Дело в том, что Зихский союз не объединил всех адыгов. На востоке от этого союза, на Центральном Кавказе осталась не включенной в него большая масса адыгов, которая на протяжении веков постепенно обособлялась от западных своих соплеменников и набирала большую и внушительную силу. Их еще называют восточными адыгами, чья территория доходила на востоке до современной горной Чечни и Ингушетий. Они вошли в историю адыгов как касоги. Слово «касог» с его вариантами (касах, кашек) получило распространение у разных народов благодаря их ближайшим соседом – аланам, потомки которых (осетины) до сих пор называют адыгов «кесек», «кесгон», а сваны – «кашаг».

Первые упоминания о касогах в письменных источниках мы встречали у монаха Епифания в V111в. В Х в. всех адыгов называются касогами в русских летописных известиях. А Константин Багрянородный в Х веке упоминает вместе с Зихией и область Касахия (касоги. – К.У.). По утверждению Масуди, адыги – кашаки (касоги. – К.У.) к Х в. были весьма многочисленны и говорили на одном языке. Таким образом, восточные адыги к этому периоду представляли собой как крупную этническую общность с единым языком и единым самосознанием. Это говорит о том, что к этому периоду на Центральном Кавказе сложился еще один, не менее мощный, политический адыгский союз – Касожский. Это явилось очередным, существенным этапом обособления восточных адыгов от им родственных западных и укрепления их могущества на Центральном Кавказе. Русские к летописи еще в Х111 в. продолжают именовать адыгов «касогами», но на рубеже столетия все чаще появляется новый экзоэтпоним «черкесы», а еще позже - «пятигорские черкасы». Тот факт, что из разрозненных адыгских племен образовалась в раннем средневековье адыгская народность - это, безусловно, позитивное явление в их истории, но были образованы два самостоятельных адыгских союза, и это явилось одной из главных причин их дальнейшего разобщения. А такой раскол единого этноса значительно замедлил их экономическое и культурное развитие и в этом немаловажную роль сыграли пришлые племена, которые занимали на протяжении веков исконные земли адыгов и, вклиниваясь между ними. В конечном итоге на Центральном Кавказе адыгов от западных привело к образованию мощного феодального государства Кабарда и образовалось кабардинская народность. Утвердившееся в историческом науке мнение о, якобы, кабардинцы переселились на нынешнюю территорию в Х11- Х111вв., на наш взгляд, не соответствует действительности. Надо полагать, что еще с периода каменного века, палеолита – на Центральном Кавказе проживали племена, она, были родственными древнейшим предкам адыгов, основной массив которых находился на Северо - Западном Кавказа, которые в свою очередь имели общие корни с хаттами и касками. Памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах Северного Кавказа свидетельствуют о том, что человек стал осваивать и нынешнюю территорию КБР еще с периода палеолита. Особенно этот процесс освоения нашего края проходил более быстрыми темпами начиная с мезолита, т.е. с Х - V1 тыс. до н.э., и в этих эпох обнаружены в различных районах нынешней КБР.

Создателями и носителями древнейших культур начиная от Губской и кончая Майкопской и Кобанской культурами могли быть родственные племена, которые были древнейшими предками адыго – абхазов. В этом плане интересные сведения содержатся в материалах археологических раскопках, произведенных в различные годы в районах Долинска, Нальчика, Кенже, Заюково, Лашкуты и т.д.

Дело в том, что Северный Кавказ осваивался древнейшими людьми неравномерно. В первую очередь они заселили места. Которые по своим природно-климатическим условиям были больше пригодны к жизни. В этом плане заселения Северо-Западной части и Центрального Кавказа шло с запада на восток.

И естественно древнейшие предки адыгов сперва заселили северо-западную часть, а затем по степенно продвигались с юго – на восток и долгое время плотность населения Центрального Кавказа оставалась значительно меньшей. Чем на северо-западе. Экономика и культура местных племен, населявших Центральный Кавказ вплоть до средневековья, была менее развиты, чем на северо-западе. До начала вторжения кочевых азиатских племен на этой огромной территории до земель предков вайнахов проживали родственные племена – предки адыго – абхазов.

В пользу утверждения того, что заселение Центрального Кавказа древнейшими предками адыгов началось еще с периода камня и довольно длительного исторического периода их не совсем компактного проживания. На огромном географическом пространстве, говорят данные антропологии и адыгского языкознания. В частности, по мнению антропологов, восточные адыги (кабардинцы и черкесы.– К.У.) по своим физическим особенностям и внешнему облику относятся к кавкасионскому типу, а западные адыги – к представителям понтийского типа. Это, как раз говорит о том, что названные два представителя одного и того же этноса, (что никто не подвергает сомнению) жили тысячелетиями не в одном месте и не в одном союзном образовании и подверглись каждый по себе влиянию чужих племен. В этой связи выработаны собственные антропологические особенности. В данном случае для нас являются убедительными доводы известного антрополога и специалиста по Кавказу Е.П.Алексеевой, которая считает, что связи и преемственность восточных адыгов с другими племенами, населявшими Центральный Кавказ «восходят, по меньшей мере, к эпохе поздней бронзы – началу раннего железа» (111- 1 тыс. до н.э.- К.У.). С этими выводами антропологов перекликаются и данные адыгского языкознания. Дело в том, что все адыгские языки являются единым языкам и это тоже никто не подвергает сомнению.

Однако кабардинский и черкесский языки приобрели на протяжении веков ряд отличительных черт как в грамматическом строе, так и в лексике. Современные кабардинцы и черкесы говорят на одном языке, но им почти не понятны диалекты западных адыгов (шапсугов, бжедугов и т.д.). Существование в настоящее время языков западных и восточных адыгов вовсе не результат новообразования, а последствия их раздельного проживания довольно длительный период времени. Такие различия у представителей одного и того же этноса могут вырабатываться на протяжении тысячелетии и под воздействием других чужих племен, между которых они обитали, начиная с античной эпохи.

Таким образом, древнейшие предки адыгов проживали на нынешней территории КБР до реки Сунжи с периода каменного века, и будем надеяться, что наук, особенно археология и антропология, представляет нам еще немало фактов, свидетельствующих об том.

 

Литература

 

Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов)// труды черкесского НИИ. Черкесск, 1954. Вып. 2.

АБКИЕА.

Лавров Л.И. Адыги в раннем адыхейского народа. Нальчик, 1994.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984.

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф., Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Повольем и Крымский ханством. Нальчик, 1996.

Мальбахов Б.К.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111- 1Хвв. Нальчик, 1974.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.

Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994.

Леонтович Ф.И. Адыги кавказских горцев. Одесса, 1882- 1883.

Гадло А.В. Восточный поход Святослава. Проблемы истории феодальной России. Л., 1971.

Левченко М.В. Очерки русско – византийских отношений. М., 1956.

Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965.

Турчаников Г.Ф. Летописный Редедя и черкесское «Редад». Ученые записки кабардинского НИИ. Нальчик, 1947, Т.2.

Шортанов А.Т. Редада и Мстислава. Филологические труды. Нальчик, 1977. Вып.1.

Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. М., 1978.

Пафова М.Ф. Хозяйственно – культурные типы адыгов и их отражение в системе питания. Из истории этнографии народов карачаево – черкесии. Сборник статей. Черкесск, 1991.

Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1954.

Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.

Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1893, Ч.2.

Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.

Хан – Гирей. Записки и Черкесии. Нальчик, 1978.

Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа М., 1960.

Лавров Л.И. Развитие земледелия на Северном Кавказе с древнейших времен до ХV111 века. М., 1952. Т.1.

Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (11тыс. до н.э.). М., 1960.

Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

Анфимов Н.В. Земледелие у меото – сарматских племен прикубанья. М., 1951.

Чеченов И.М. Древности Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1969.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIIIв. М., 1988.

Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов. Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. Сборник статей. М., 1969.

Шилов В.П. О расселении меотских племен. СА, т. Х1V, 1950.

Артамонов М.И. К вопросу о происхождении боспорских Спартокидов. ВДИ, № 1, 1949.

Блаватская Т.В. Очерки политической истории Боспора в V - 1Vвв. До н.э. М. 1959.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М..1967. Т.1.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М., 1971.

Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.

Керефов Б.М. Памятники сарматского времени Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1987.

Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990.

Мальбахов Б.К., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.

История Кабарды. М., 1957.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 690 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.